В условиях финансового кризиса проблема налогообложения малого бизнеса приобретает особую актуальность. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету, курирующий в комитете налоговые вопросы, В.А. Новиков отметил, что проблемы малого бизнеса в настоящий момент находятся не столько в сфере налогового законодательства, сколько в отсутствии политической воли у органов местного самоуправления, что не позволяет им выстроить эффективную систему взаимоотношений между властью и малым бизнесом, в частности снять административные барьеры.
Еще одно очень серьезное препятствие - это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных рынках и бороться с которыми малым предпринимателям достаточно тяжело.
Вместе с тем в налоговой сфере существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса.
1. В первую очередь это проблемы, возникающие при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД). Одна из них связана с тем, что базовая доходность, по сути, определяется методом проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что приводит к фактической неспособности индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги.
2. Достаточно серьезные проблемы возникают и при применении упрощенной системы налогообложения. Так, если принят соответствующий закон на территории субъекта РФ, индивидуальные предприниматели могут перейти на уплату патента и налоги при этом поступают в основном в бюджеты субъектов РФ. Если же такого закона нет или индивидуальный предприниматель не захотел перейти на патент (что маловероятно, так как на практике стоимость патентов намного ниже рассчитанного ЕНВД), то при уплате им ЕНВД основная часть налога идет в местный бюджет. При этом данные режимы налогообложения являются практически идентичными с точки зрения особенностей налогообложения, при этом некоторые виды деятельности могут подпасть как под обложение ЕНВД, так и под применение патентной системы. Здесь возникает некий конфликт интересов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, и, по-видимому, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.
|
3. Следующая группа проблем связана с применением единого сельскохозяйственного налога(ЕСХН). На уплату этого налога перешло достаточно малое количество с/х производителей. Причиной этому послужила необходимость ведения особого учета доходов и расходов, более сложный расчет налогооблагаемой базы и другие не решенные до сих пор проблемы.
4. Еще одной проблемой является то, что сейчас учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу различных причин: его представители имеют возможность напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом бизнесе. Необходимы изменения в законодательстве применительно к этой сфере.
Заместитель директора Департамента налоговой таможенно - тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин обратил внимание на то, что и единый налог, который уплачивается в рамках упрощенной системы, и ЕНВД относятся к специальным налоговым режимам. Это особый порядок исчисления и уплаты налога, который отличается от общеустановленного, и никак не льготный налоговый режим. Упрощенная система- налоговый режим, освобождающий предпринимателя от уплаты ряда налогов, но предусматривающий уплату нового единого налога, который не уплачивается при общем режиме налогообложения. ЕНВД, в свою очередь,- способ налогового администрирования, когда вменяется определенный размер дохода для тех видов деятельности, где затруднен налоговый контроль. Сравнивая эти две системы можно заметить, что их основное отличие заключается в добровольности перехода на упрощенную систему. Однако существует ряд ограничений при переходе на этот режим. С 2009г. действующие организации могут применять этот режим в случае, если размер дохода не превысил с учетом коэффициентов- дефляторов 26800 млн. руб. 4Имеются также ограничения по численности работников, по доле участия организаций, по стоимости основных средств. Для ЕНВД установлена обязательность применения. Но этот режим налогообложения касается только видов деятельности, которые могут осуществляться любой организацией независимо от численности работников, от доли участия других организаций и т.д. Логика законодателя заключается в том, чтобы в тех сферах, в которых затруднен налоговый контроль, установить базовую доходность и на ее основе вменить определенную сумму, которая исчисляется с учетом возможных поправочных коэффициентов.
|
Как отметил С.В. Разгулин, развитие законодательства в рамках ЕНВД проходит по пути ограничения сферы действия данного специального налогового режима. Так, с 2008 года не могли применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики. С 2009 года введены новые ограничения: доля участия других организаций- не более 25%, численность работников- не более ста человек. Отдельные виды деятельности прямо исключаются из возможности применения данного налогового режима, например услуги по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов. Особое исключение из применения этого режима составляют патентные системы.
|
Начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России Н.И. Ларионова отметила, что обязательность использования контрольно- кассовой техники для плательщиков ЕНВД является одним из существенных барьеров, и прежде всего для тех плательщиков ЕНВД, которых три миллиона человек из семи.
Также были затронуты вопросы социальной защиты предпринимательства, социальной незащищенности тех, кто применяет специальные налоговые режимы. Так, индивидуальные предприниматели, которые уплачивают взносы в Пенсионный фонд РФ, лишены бесплатного медицинского и социального обслуживания. Да, они освобождены от уплаты ЕСН, но не существует никаких других механизмов, которые позволяли бы решить проблему их медицинского и социального страхования.
Заместитель директора Департамента финансов и бухгалтерского учета Минсельхоза России А.С. Хусаинова отметила, что ЕСХН- специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, который на сегодняшний день имеет свои достоинства:
переход на уплату ЕСХН осуществляется по желанию налогоплательщиков. В отличие от упрощенной системы налогообложения, для перехода на уплату ЕСХН ограничение по выручке законодательством не установлено;
низкая налоговая нагрузка в размере 6%;
организации- плательщики ЕСХН освобождаются от обязанности по уплате НДС, налога на прибыль, налога на имущество организаций и ЕСН, а индивидуальные предприниматели- плательщики ЕСХН- от обязанности по уплате НДС, налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, ЕСН;
упрощение налоговой отчетности и учета5.
В то же время освобождение от уплаты НДС при переходе на ЕСХН- это скорее всего, недостаток, а не преимущество. Выигрывают от этого только те налогоплательщики, на которых не распространяется пониженная ставка НДС, а также налогоплательщики, чьи контрагенты не возмещают НДС. Кроме того, сумма уплаченного НДС, включенная в расходы, значительно уменьшает доходность бизнеса. Работодатели, применяющие ЕСХН, также обязаны оплачивать больничные листы за счет собственных средств. Полностью компенсируется им пособие только в случае, если работодатель перечисляет добровольные страховые взносы на социальное страхование работников в размере 3% от налоговой базы.
С 1 января 2008 года плательщики ЕСХН получили право признавать в целях налогообложения расходами затраты не только на приобретение или сооружение основных средств, но также и на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.
С 1 января 2009 года отменены ограничение, не позволяющее переходить на уплату ЕСХН организациям, имеющим филиалы или представительства, ограничение по переносу убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой другой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущий налоговый период производится в той же очередности, в которой они были получены. Упрощается представление налоговой декларации, расширен перечень расходов, на которые можно уменьшать налогооблагаемую базу.