По мнению А.С. Хусаиновой, для усиления социальной функции ЕСХН целесообразно разрешить налогоплательщикам учитывать при исчислении налоговой базы расходы на содержание объектов ЖКХ, социально- культурной сферы, а также на приобретение объектов внешнего благоустройства, объектов лесного хозяйства, объектов дорожного хозяйства. Для усиления регулирующей функции этого налога целесообразно предусмотреть налоговые нормы, стимулирующие наукоемкую и инновационную деятельность сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В настоящее время поднимаются вопросы о справедливости и экономической обоснованности ЕНВД. При установлении базовой доходности этого налога должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенных на уплату этого налога, с тем чтобы налоговая нагрузка для этого вида деятельности соотносилась бы с теми доходами, которые получает индивидуальный предприниматель.
Говоря о перспективах специальных налоговых режимов, С.В. Разгулин отметил, что исходя из логики развития законодательства, скорее всего, преимущественно будет развиваться патентная система. При наличии соответствующего закона субъекта РФ индивидуальный предприниматель, сравнив доходность, скорее всего, будет избирать именно этот режим налогообложения. Стоимость патента будет относительно низкой при достаточно широком перечне видов деятельности,возможности привлечения наемных работников, приобретения патента на срок от одного месяца до одного года. Возможно, патентная система заменит в скором ЕНВД. 6
Перспективы упрощенной системы налогообложения будут зависеть от стратегии развития пенсионной реформы, поскольку планируется принять решения об отмене ЕСН и переходе на страховые принципы, где не будет освобождения от уплаты страховых взносов в зависимости от применяемого режима налогообложения. Соответственно нагрузка на фонд оплаты труда наемных работников возрастет. Предусматривается переходной период в виде компенсации из федерального бюджета затрат, которые несут индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.
|
В настоящее время существует реальное отставание налогового законодательства от практических проблем, связанных с деятельностью субъектов малого предпринимательства.
В этой связи ТПП России предлагает:
1. Дополнить статью 154 части второй НК РФ пунктом, устанавливающим, что налогоплательщики НДС, при закупке любых товаров (работ, услуг) у субъектов малого предпринимательства, применяющих УСНО и, соответственно, не начисляющих и не уплачивающих НДС, при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки облагаемый НДС оборот определяют в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции без учета НДС;
2. Внести изменения в статьи 346.12 «Налогоплательщики» и 346.13 «Порядок и условия начала и прекращения УСНО» части второй НК РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего УСН, с 20 млн. руб. до 60 млн. рублей;
3. В настоящее время плательщики ЕНВД обязаны вести бухгалтерский учет аналогично налогоплательщикам, находящимся на общем режиме налогообложения, что ставит их в неравные условия с налогоплательщиками, применяющими УСН. В связи с этим предлагается внести дополнения в статью 346.26 части второй НК РФ и статью 4 ФЗ «О бухгалтерском учете», предусмотрев освобождение налогоплательщиков ЕНВД от обязанности ведения бухгалтерского учета, заменив ее обязанностью ведения книги учета доходов и расходов по аналогии с налогоплательщиками, применяющими УСНО;
|
4. Необходимо в ближайшее время окончательно принять проект ФЗ № 471693-4 «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». 7
Законопроектом предлагается внести дополнение в ФЗ от 22 мая 2003 года №540-ФЗ «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», предусматривающее, что организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении расчетов по данным видам деятельности освобождаются от обязанности применения контрольно- кассовой техники.
В 2008 году состоялось очередное заседание «круглого стола» по теме «Совершенствование налогообложения малого и среднего предпринимательства в свете реализации социально- экономической стратегии развития РФ до 2020 года», на котором были выдвинуты предложения и прозвучали мнения о перспективах развития малого и среднего бизнеса в России.
Декан финансово- экономического факультета Дагестанского государственного университета, д. э. н., профессор Б.Х. Алиев отметил, что особенностью специальных налоговых режимов является то, что они могут гибко учитывать все особенности субъекта налогообложения и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также специальный налоговый режим позволяет совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов. Отрицательным последствием введения новых специальных налоговых режимов является нарушение основополагающих принципов налогообложения, которое приводит к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других.
|
Доходы местных бюджетов напрямую привязаны к результатам деятельности малого бизнеса, уплачивающего налоги в бюджет по УСНО и ЕНВД для отдельных видов деятельности, а также деятельности с/х предприятий, перешедших на уплату ЕСХН. Для стимулирования этой деятельности путем создания для нее благоприятных условий развития целесообразно зачислять в местные бюджеты не 60%, а 90% названных платежей.8
Декан факультета «Налогообложение и менеджмент», заведующий кафедрой «Налогообложение и бухгалтерский учет» Северо- Кавказской академии государственной службы, д. э. н., профессор А.И. Пономарев А.И. считает, что необходим новый подход к малому бизнесу в целом и к самозанятости в частности. Помимо традиционных форм малого бизнеса, необходимо его развитие в сфере интеллектуальной деятельности. Врачи, дизайнеры, брокеры и т.д. могут осуществлять свою деятельность при современных информационных средствах связи на дому, что дает возможность решить проблему с арендой помещений для малого бизнеса. Также необходимо обязать крупные корпорации создать сеть малых предприятий «сателлитов» для производства и обслуживания деятельности этих корпораций.
Поскольку малые предприятия открываются за счет «очищенных» от налогов средств и каждое второе в течении 3-5 лет обычно разоряется, то необходимо их первые три года вообще освободить от налогов, а в последующем освобождать от налогообложения прибыль, которая идет на инвестиции и (или) на капитальный ремонт.
Директор Областной налоговой консультации, к. э. н., советник н.с. III ранга О.В.Скворцов сравнил налоговую нагрузку типовой российской фирмы, занимающейся оптовой продажей, сдачей свободных площадей в аренду и оказывающей транспортные услуги, по общему режиму налогообложения и по УСН. Расчеты показали, что переход на упрощенную систему налогообложения почти в три раза снижает налоговую нагрузку организации. Причем 15% и 6% ставки УСНО по своей тяжести приблизительно равны. В большинстве случаев льгота по НДС, предоставленная в соответствии с подпунктом 8 п.1 ст.346.16 НК РФ, делает переход на УСНО привлекательным для тех предпринимателей, которые по условиям деятельности реализуют свою продукцию в основном организациям, также перешедшим на УСНО, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю на ЕНВД.
Реальная налоговая нагрузка у фирмы, работающей на «вмененке», еще меньше, чем при УСНО- от 3 до 7%.
Необходимо внести корректировку в НК РФ и разрешить пользоваться системой налогообложения в виде ЕНВД исключительно малым организациям с объемами реализации в год до 10 млн. руб., а также исключить из перечня разрешенных видов деятельности распространение рекламы и оказание услуг по временному размещению проживанию.9
Заключение
В данной работе были освещены проблемы развития малого предпринимательства в нашей стране, раскрыта сущность специальных налоговых режимов, обозначены их недостатки и достоинства, а также роль в развитии малого бизнеса. Также были рассмотрены мнения государственных служащих, которыми были выдвинуты способы решения проблем, препятствующих деятельности владельцев малых предприятий и перспективы развития малого бизнеса в России.
В свете изученного материала можно сделать вывод, что малое предпринимательство является важным составляющим звеном в структуре рынка, и его развитие необходимо для более плодотворного функционирования экономики страны. Необходимо отметить, что существующая система налогообложения далека от совершенства, не говоря уже о механизме стимулирования. Однако ведется активная работа по созданию различного рода нововведений, которые будут способствовать повышению уровня государственной поддержи субъектам малого предпринимательства.
Список используемой литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
. Предеха В.Н. О налоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе// Финансы. 2009. №2.
. Тютюрюков Н.Н. Механизмы налогового стимулирования в региональном развитии// Налоги и налогообложение. 2008. №12.
. Предложения ТПП РФ по налоговому стимулированию инновационной деятельности//Налоги и налогообложение. 2008. №11.
. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы//Налоговый вестник. 2009. №2.
. Круглый стол по теме «Совершенствование налогообложения малого и среднего предпринимательства в свете реализации социально-экономической стратегии развития РФ до 2010 года»//Налоги и налогообложение. 2009. №1.
. Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. Малый бизнес: проблемы и перспективы его развития//Менеджмент в России и за рубежом. 2006. №5.