Тема 1. «Версальско-Вашингтонская система: от причин формирования до краха».




  1. Итоги первой мировой войны и международная ситуация.

Политические последствия

  • Война положила конец существованию Европы как центра колониального мира. Прекратили свое существование четыре империи: Австро-Венгерская, Германская, Российская и Османская;
  • Распространение коммунизма и лидерство США;
  • Появились новые государства: Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Венгрия, Австрия, Государство словенцев, хорватов и сербов.
  • Заторможены социально-экономические процессы, начавшиеся на рубеже ХІХ — ХХ века, обострились классовые, межгосударственные и этнические противоречия;
  • Война разрушила довоенный международный правовой порядок, породив новую международную правовую систему.

Экономические последствия

Последствия войны были катастрофическими для народного хозяйства большинства стран. Прямые военные потери воевавших стран составили 208[2] миллиардов долларов и превысили в 12 раз золотой запас европейских стран. Была уничтожена треть национального богатства Европы. На военных заказах работало 40 000 предприятий и 13 000 000 занятых у стран Антанты и 10 000 и 6 миллионов, соответственно, в странах Тройственного союза. Лишь две страны — США и Япония в годы войны увеличили национальное богатство. США окончательно утвердились как лидер мирового экономического развития. Япония установила монополию на торговлю в Юго-Восточной Азии. На фоне повсеместного падения гражданского производства и жизненного уровня населения шло укрепление и обогащение монополий, связанных с военным производством. На начало 1918 года германские монополисты аккумулировали в качестве прибыли 10 млрд. золотых марок, американские — 35 миллиардов золотых долларов. Закрепившись за годы войны, монополии все более стали определять пути дальнейшего развития, ведущие к катастрофе западную цивилизацию. Подтверждением этого тезиса стали возникновение и распространение фашизма и национал-социализма.

В годы войны впервые было введено государственное регулирование в масштабах национальных хозяйств. Практически во всех странах сложилась этатистская система экономических отношений. Доля государственных расходов в экономике большинства европейских стран, что воевали, составляла более 50%.

Послевоенное экономическое развитие стран мира определялось заключением ряда договоров, составивших Версальско—Вашингтонскую систему, в которой центральное место занял Версальский договор, подписанный в 1919 году 27 странами — победительницами и Германией.

  1. Парижская мирная конференция.

Парижская мирная конференция (18 января 1919 — 21 января 1920) — международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в Первой мировой войне. Проходила с перерывами с 18 января 1919 года по 21 января 1920 года.

В конференции участвовало 27 государств (со стороны стран-победительниц: Соединённые Штаты Америки, Британская империя, Франция, Италия, Японская империя, а также Бельгия, Китай, Боливия, Бразилия, Куба, Эквадор, Греция, Гватемала, Гаити, Хиджаз, Гондурас, Либерия, Никарагуа, Панама, Перу, Польша, Португалия, Румыния, Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, Сиам, Чехословакия, Уругвай) и пять доминионов Великобритании (Ньюфаундленд, Канада, Южно-Африканский Союз, Австралия и Новая Зеландия).

Конференция подготовила договоры с

  • Германией (Версальский договор),
  • Австрией (Сен-Жерменский договор),
  • Болгарией (Нёйиский договор),
  • Венгрией (Трианонский договор) и
  • Османской империей (Севрский мирный договор).

Задачи мирной конференции

  • Юридически оформить окончание Первой мировой войны, для чего предполагалось разработать и подписать мирные договоры с Германией и её союзниками.
  • В результате войны распались Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская империи и на их территории возникли новые независимые государства. Среди них: Украина, Азербайджан, Армения, Грузия, Финляндия, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Австрия, Венгрия, Чехословакия и королевство Сербо-Хорвато-Словенцев. Каждая из новых стран стремилась самоопределиться в максимальном территориальном объёме, что могло привести к новым войнам. Поэтому задачей мирной конференции являлось твёрдое установление границ новых государств и недопущение войн между ними.
  • В годы войны широкое хождение получила идея о том, что та война должна стать последней в истории человечества, поэтому предполагалось на конференции создать всеобъемлющую международную организацию, которая встала бы на защиту мира во всём мире. Первым такую идею предложил Сметс — премьер-министр Южно-Африканского Союза. Потом эту идею поддержали во многих государствах.

Планы послевоенного устройства мира Великобритании, Франции, США

Но кроме общих целей многие государства-участники вынашивали цели частные.

Реализация частных целей зависела от силы экономической, военной и международного авторитета той или иной страны. В этой связи весьма прочными позициями на конференции располагали США. США не хотели сильного ослабления Германии. Они видели в ней противовес в борьбе с конкурентами в Европе, такими как Великобритания и Франция. По отношению к Советской России первоначально предполагалось, что она войдёт в семью цивилизованных государств.

Позиции Великобритании на конференции тоже были достаточно сильны. Это была громаднейшая колониальная империя, занимавшая ¼ часть земной суши. В отношении Германии Великобритания занимала сходную позицию. Великобритания не хотела сильного ослабления Германии, поскольку, по её мнению, в этом случае на континентальной Европе стала бы преобладать Франция. Особый подход у Великобритании был к Советской России. Ллойд-Джордж полагал, что с ней можно разрешить все проблемы за столом переговоров.

Сильные позиции на конференции занимала Франция — ещё одна громадная колониальная империя, располагавшая самой сильной в мире сухопутной армией. Премьер-министр Клемансо стремился в максимальной степени ослабить Германию и поэтому вынашивал планы установления новых границ с Германией по реке Рейн, в результате чего всё левобережье Рейна переходило бы к Франции. Клемансо обосновывал своё предложение тем, что Рейн будет естественным препятствием на пути возможной агрессии.

Участие России

Накануне конференции, а потом и на ней самой обсуждался вопрос о необходимости приглашать на конференцию Советскую Россию или иные государственные образования, возникшие после крушения Российской империи и претендующие на правопреемничество от исторической России. Хотя никто не отрицал вклада Русской императорской армии в общую победу, Россия не попала на конференцию по следующим причинам:

Участники Антанты называли Россию «предательницей интересов союзников» — Россия 3 марта 1918 года подписала сепаратный мирный договор с Германией и вышла из войны. Таким образом, она грубо нарушила взятые на себя обязательства не вступать в сепаратные переговоры с противником. Германия, воспользовавшись подписанным миром, перебросила большую часть своих войск с Восточного на Западный фронт и летом 1918 года пыталась переломить ход войны в свою пользу. Спасти положение помогли американские войска.

Большевистский режим в России считали временным явлением, который не собирались признавать, а приглашение его представителей на конференцию означало бы фактическое его признание.

Было заявлено, что на конференции представлены государства-победители, а Россия — страна, побеждённая в войне. Таким образом, представители России на конференцию приглашены не были.

Итоги

Были подготовлены мирные договоры:

  • Версальский договор
  • Сен-Жерменский договор (1919)
  • Нёйиский договор
  • Трианонский договор
  • Севрский мирный договор

Подготовленные конференцией мирные договоры заложили вместе с соглашениями, принятыми на Вашингтонской конференции (1921—1922), основы Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

  1. Версальский мирный договор, его основные политические, военные и территориальные условия.

Условия договора

Несмотря на действие перемирия, подписанного с Германией 11 ноября 1918 года, и фактического окончания боевых действий, потребовалось ещё шесть месяцев переговоров в рамках Парижской мирной конференции 1919−1920-х годов. Переговоры между силами союзников начались 18 января 1919 года. Первоначально в переговорах принимали участие 70 делегатов из 27 стран. После поражения представители Германии, Австрии и Венгрии были исключены из переговоров. Представители России также были исключены из переговорного процесса, поскольку Россия в 1918 году провела переговоры сепаратного мира с Германией, по условиям которого Германия получила значительную часть земли и ресурсов в России. До марта 1919 года, наиболее важная роль в ходе чрезвычайно сложной и практически секретной подготовки переговорного процесса, а также выработки тяжёлых условий мирного договора отводилась регулярным встречам «Совета десяти», в который вошли главы правительств и министры иностранных дел пяти основных стран-победителей: Великобритании, Франции, США, Италии и Японии. В дальнейшем выяснилось, что создание необычной коалиции «Совета десяти» оказалось слишком громоздким и формальным мероприятием для эффективного принятия решений — представители Японии и министры иностранных дел большинства других стран участниц конференции перестали принимать участие в основных встречах. Таким образом, в ходе переговоров в рамках Парижской мирной конференции остались только представители «большой четвёрки». После того как были отклонены территориальные притязания в Фиуме (современная Риека), премьер-министр Италии Витторио Орландо покинул переговоры и возвратился только с целью подписания мирного договора в июне 1919 года. В конечном итоге окончательные условия договора были определены лидерами «большой тройки» — представителями стран-победительниц: британским премьер-министром Дэвидом Ллойд Джорджем, премьер-министром Франции Жоржем Клемансо и американским президентом Вудро Вильсоном. Даже этой небольшой группе было трудно выработать общие положения, потому что их цели вступали в противоречие друг с другом. В результате процесс подготовки текста мирного договора получил наименование «несчастный компромисс». Итак, после длительных секретных совещаний были выработаны условия мирного договора, который был подписан и зарегистрирован в Секретариате Лиги Наций 21 октября 1919 года. Договор вступил в силу 10 января 1920 года, после ратификации его Германией и четырьмя главными союзными державами — Великобританией, Францией, Италией и Японией. Среди подписавших Версальский мирный договор государств США, Хиджаз и Эквадор отказались его ратифицировать. Сенат США отказался от ратификации из-за нежелания США связывать себя участием в Лиге Наций (где преобладало влияние Великобритании и Франции), устав которой был составной частью Версальского договора. Взамен этого договора США заключили с Германией 21 июля 1921 года особый договор, почти идентичный Версальскому, но не содержавший статей о Лиге Наций.

Правовые ограничения

На Германию была возложена вся ответственность за ущерб, нанесенный в ходе боевых действий:

  • Статья 227 обвиняет бывшего германского императора Вильгельма II в преступлении против международной морали и требует преданию его суду как военного преступника.
  • Статьи 228—230 объявляют многих других немцев военными преступниками.
  • Статья 231 («War Guilt Clause») возлагает всю ответственность за войну на Германию и её союзников, которые должны нести всю полноту ответственности за весь нанесённый ущерб гражданскому населению союзников.

Шаньдунский вопрос

Шаньду́нский вопро́с— возникший в 1919 году спор относительно статьи 156 Версальского договора.

Германская империя в 1896 году вынудила Цинскую империю уступить в аренду на 99 лет территорию на полуострове Шаньдун, где немцами была организована Цзяочжоуская концессия. После свержения в 1911 году монархии в Китае, одной из целей политики нового правительства стала ликвидация последствий неравноправных договоров и возвращение Китаю отторгнутых у него территорий. В августе 1914 года после начала Первой мировой войны китайское правительство объявило о своём нейтралитете и обратилось к воюющим державам с просьбой не переносить военные действия на «арендованные» державами китайские земли. Однако китайское обращение было проигнорировано, и осенью 1914 года японские и британские войска захватили Цзяочжоускую концессию. После этого Япония предъявила Китаю «Двадцать одно требование», которые тот был вынужден принять. Окончание Первой мировой войны вызвало подъём патриотического движения в Китае. Китайский народ надеялся, что ввиду участия Китая в войне на стороне Антанты западные державы примут решение о непризнании территориальных захватов Японии в провинции Шаньдун, и отменят подписанное в 1915 году кабальное для Китая соглашение на основе «21 требования». Однако 30 апреля 1919 года стало известно, что Парижская мирная конференция отвергла все претензии китайской делегации, а районы, захваченные Японией в Китае и её привилегии сохранены. В ответ в Китае развернулась мощная всенародная борьба, вошедшая в историю как «Движение 4 мая», под влиянием которого, в июле Веллингтон Ку отказался подписывать в Париже мирный договор. В сентябре 1919 года Китай объявил о прекращении состояния войны с Германией. После подписания в 1921 году Китаем сепаратного мирного договора с Германией посредничество в урегулировании «Шаньдунского вопроса» взяли на себя Соединённые Штаты Америки. В ходе Вашингтонской конференции Япония была вынуждена 4 февраля 1922 года подписать соглашение о возвращении Китаю земель в Шаньдуне и железной дороге Циндао-Цзинань; взамен японские граждане получили в Шаньдуне особые права.

Ограничения, наложенные на Германию, и аннексия её территорий

Версальский мирный договор имел целью закрепление передела мира в пользу государств-победителей. Согласно условиям мирного договора Германия возвращала Франции Эльзас-Лотарингию (в границах 1870 года); передавала Бельгии округа Эйпен-Мальмеди, а также так называемую нейтральную и прусскую части Морене; Польше — Позен (Познань), части Померании (Поморья) и другие территории Западной Пруссии; Данциг (Гданьск) и его округ был объявлен «вольным городом»; Мемельская (Клайпедская) область (Мемельланд) передана под управление держав-победительниц (в феврале 1923 года присоединена к Литве).

Вопрос о государственной принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии должен был быть решён плебисцитом. В результате часть Шлезвига перешла в 1920 году к Дании, часть Верхней Силезии в 1921 году — к Польше, южная часть Восточной Пруссии осталась у Германии; к Чехословакии отошёл небольшой участок силезской территории (Глучинская область).

Земли на правом берегу Одера, Нижняя Силезия, большая часть Верхней Силезии и другие остались у Германии. Саар переходил на 15 лет под управление Лиги Наций, а по истечении 15 лет судьба Саара должна была решиться путём плебисцита. Угольные шахты Саара были переданы в собственность Франции.

Восточные границы Польши устанавливались по линии реки Буг, западнее Бреста и Гродно, по линии разграничения, известной как линия Керзона.

По договору Германия признавала и обязывалась строго соблюдать независимость Австрии, а также признавала полную независимость Польши и Чехословакии. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной в 50 км подлежали демилитаризации. В качестве гарантии соблюдения Германией части XIV Договора выдвигалось условие временной оккупации части территории бассейна реки Рейн союзными войсками в течение 15 лет.

Передел германских колоний

Германия лишалась всех своих колоний, которые позднее были поделены между главными державами-победительницами на основе системы мандатов Лиги Наций.

Передел германских колоний был осуществлён следующим образом. В Африке Танганьика стала подмандатной территорией Великобритании, район Руанда-Урунди — подмандатной территорией Бельгии, «Треугольник Кионга» (Юго-Восточная Африка) был передан Португалии (названные территории ранее составляли Германскую Восточную Африку), Великобритания и Франция разделили Того и Камерун; ЮАС получил мандат на Юго-Западную Африку. В Тихом океане в качестве подмандатных территорий к Японии отошли принадлежавшие Германии острова севернее экватора, к Австралийскому Союзу — Германская Новая Гвинея, к Новой Зеландии — острова Западное Самоа.

Германия по Версальскому мирному договору отказывалась от всех концессий и привилегий в Китае, от прав консульской юрисдикции и от любого вида собственности в Сиаме, от всех договоров и соглашений с Либерией, признавала протекторат Франции над Марокко и Великобритании над Египтом. Права Германии в отношении Цзяо-Чжоу и всей Шаньдунской провинции Китая отходили к Японии (вследствие этого Версальский договор не был подписан Китаем).

Репарации и ограничения на вооружённые силы

По договору вооружённые силы Германии должны были быть ограничены 100-тысячной сухопутной армией; обязательная военная служба отменялась, основная часть сохранившегося военно-морского флота подлежала передаче победителям, были также наложены жёсткие ограничения на строительство новых боевых кораблей.

Германии запрещалось иметь многие современные виды вооружения — боевую авиацию, бронетехнику (за исключением небольшого количества устаревших машин — бронированных автомобилей для нужд полиции). Германия обязывалась возмещать в форме репараций убытки, понесённые правительствами и отдельными гражданами стран Антанты в результате военных действий (определение размеров репараций возлагалось на особую Репарационную комиссию).

3 октября 2010 года Германия последним траншем в 70 миллионов евро завершила выплату репараций, наложенных на неё Версальским мирным договором (269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота). Выплаты прекращались после прихода к власти Гитлера, и были возобновлены после Лондонского договора 1953 года.

Последствия в отношении России

Согласно статье 116 Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1 августа 1914 года», а также отмену Брестского мира 1918 и всех других договоров, заключённых ею с большевистским правительством. Статья 117 Версальского договора ставила под сомнение легитимность большевистского режима в России и обязывала Германию признать все договоры и соглашения союзных и объединившихся держав с государствами, которые «образовались или образуются на всей или на части территорий бывшей Российской империи».

  1. Мирные договоры с союзниками Германии.

1.Сен-Жерменский мирный договор

10 сентября 1919 был подписан Сен-Жерменский мирный договор с Австрией, который зафиксировал признание новых государственных границ, образовавшихся после ликвидации Австро-Венгерской монархии.

Бывшие австрийские владения - провинции Богемия, Моравия и Силезия вошли в состав Чехословакии. Италия получила Южный Тироль, Юлийские Крайну, почти всю Истрию, кроме города Фиуме. Королевство сербов, хорватов и словенцев получило Боснию и Герцеговину, Далмацию, Крайну, Словению. Румыния получила Буковину, а Польша захватила Галицию. Чехословакии был передан Закарпатскую Украину.

Австрии разрешалось иметь кадровую 30-тысячную армию без тяжелого вооружение. Также Австрия должна была платить репарации, хотя размер их определено не было. Ей запрещалось присоединяться к Германии.

2.Нейиський мирный договор

27 ноября 1919 в пригороде Парижа Нейи-сюр-Сенбыл подписан мирный договор с Болгарией. Она потеряла Западную Фракию, которая передавалась Греции, и лишалась выхода к Эгейскому морю. Южная Добруджа осталась в составе Румынии. Часть Македонии были переданы Королевству сербов, хорватов и словенцев. Болгарии запрещалось держать в армии более 20 тыс. воинов. Сумму репараций была определена в 2,25 млрд золотых франков, которые предстояло оплачивать в течение 37 лет.

3.Трианонский мирный договор

Мирный договор с Венгрией получил название Трианонского. Он был подписан лишь 4 июня 1920 Это связано с существованием Венгерской советской республики. Территория Венгрии по договору сокращалась на 77%, а населения - на 59%. Румыния получила Трансильванию и Банат, Королевство сербов, хорватов и словенцев - Воеводины и Хорватии. Венгрия теряла выход к Адриатическому морю.

Словакия и Закарпатская Украина входили в состав Чехословакии. Венгрия отказывалась от всех прав на территории бывшей Австро-Венгерской монархии, в том числе Закарпатской Украине.

Также Венгрия передавала Австрии Бургенланд (пограничная территория заселена немецким населением).

Запрещалась всеобщая воинская повинность, армия ограничивалась 35 тыс. воинов. Странам-победителям Венгрия платила репарации.

4. Севрский мирный договор

10 августа 1920 султанский правительство Турции подписал Севрский мирный договор, по которому происходило разделение бывшей Османской империи. Турция отказывалась от арабских владений, признавала английский протекторат над Египтом, а французский - над Марокко и Тунисом. Турция была лишена прав на Судан, признавала аннексию Кипра, потеряла владения на Аравийском полуострове и в Европе. Острова Эгейского моря и город Измир передавались Греции. Армия ограничивалась 50 тыс. воинов. На территории всей страны сохранялся режим капитуляции, фактически означал превращение Турции в полуколонию.

5. Лозаннский мирный договор и соглашение Турции с советской Россией

Севрский договор так и не вступил. Благодаря национально-освободительному движению Турция сумела предохранить свой суверенитет и отвоевать часть территорий. По договору с Советской Россией (1921 г.) Турция получила город Карс и окружающие территории.

Для решения Обязательства круга проблем вокруг Турции и Черноморских протоков была созвана международная конференция в швейцарском городе Лозанна 20 ноября 1922 и продолжалась с перерывами до 24 июля 1923 В конференции принимали участие делегации Великобритании, Франции, Италии, Японии, Греции, Румынии, Королевства СХС, Турции, а также Советских республик (России, Украине, Грузии) и Болгарии.

Во время конференции была принята конвенция о режиме Черноморских проливов, которая базировалась на принципа свободного прохода кораблей, как военных так и гражданские под любым флагом.

24 июля 1923 был подписан Лозаннский договор, по которым юридически закреплялся распад Османской империи и определялись новые границы Турции. В Турцию возвращались территории, ранее были переданы Греции. Впоследствии Франции уступила частью Сирии в пользу Турции.

В 20-х гг арабские владения Османской империи было переданы по мандатами Лиги Наций Великобритании (Ирак, Трансиордания, Палестина) и Франции (Сирия, Ливан).

  1. Создание Лиги наций.

Парижская мирная конференция приняла выработанный специальной комиссией Устав Лиги Наций, который стал составной частью Версальского и других договоров.

Главным органом этой международной организации были ежегодная Ассамблея, в которую входили все члены организации, и Совет Лиги, где были представлены США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, а также пять непостоянных членов. Решения по всем вопросам должны были выноситься единогласно. Побежденные в войне государства, а также Советская Россия, не входили в Лигу Наций. Лига провозглашала развитие сотрудничества между народами и гарантию безопасности послевоенного мира. Американский сенат, ознакомившись с условиями Версальского мирного договора и устава Лиги Наций, отклонил его, и США, являясь инициатором создания этой международной организации, не вошли в неё.

Генеральная Ассамблея Лиги Наций выполняла роль международного парламента и имела право выносить решения по всем международным политическим вопросам, включая меры, направленные на сохранение мира.

Лиге Наций принадлежало управление двумя территориями: Сааром и городом Данциг. Колониальные владения Германии и Османской империи были переданы по мандату Лиги Наций — Англии, Франции, Бельгии и Японии.

Устав Лиги Наций вступил в силу 10 января 1920 года. 16 января в Париже состоялось первое заседание Совета ЛН, а 15 ноября в Женеве состоялась первая сессия ее Ассамблеи.

  1. Территориальный передел мира и система мандатов.

Мандаты Лиги Наций были установлены согласно статье 22 Соглашения Лиги Наций. Мандатные территории были прежними колониями Германской и Османской империй, которые были взяты под наблюдение Лигой после Первой мировой войны. Постоянная Комиссия мандатов контролировала Мандаты Лиги Наций, а также организовывала плебисциты на спорных территориях так, чтобы жители могли решить, к какой стране они желают присоединиться.

Все территории, на которые был выдан мандат Лиги Наций, предварительно управлялись государствами, побеждёнными в Первой мировой войне (в основном Германская империя и Османская империя). В отличие от протектората, мандат обязывал мандатариев (государства, которым был выдан мандат) к соблюдению обязательств Лиги Наций к жителям территорий, а также запрещались работорговля, торговля оружием и алкоголем. На подмандатной территории запрещалось строительство военных баз и укреплений, создание армии из коренного населения.

Процесс установления мандатов состоял из двух стадий:

  • Формальное удаление суверенитета предварительно управляющих государств
  • Передача полномочий мандатарию из числа стран-победительниц
  1. Вопрос о репарациях.

Впервые право на получение репараций обосновано в Версальском мирном договоре 1919 г. и др. договорах Версальской системы, где зафиксирована ответственность Германии и её союзников за убытки, понесённые гражданским населением стран Антанты вследствие войны. В действительности репарации в указанных договорах носили форму замаскированной контрибуции.

По итогам Первой мировой был заключен Версальский мирный договор, по которому была определена сумма репараций: 269 миллиардов золотых марок — эквивалент примерно 100 тысяч тонн золота. Разрушенная и ослабленная сначала экономическим кризисом 20-х годов, а затем Великой депрессией страна была неспособна выплачивать колоссальные репарации и была вынуждена занимать у других государств, чтобы выполнять условия договора. Репарационная комиссия сократила сумму до 132 млрд. (тогда это соответствовало 22 млрд фунтов стерлингов).

Статьёй 116 Версальского договора оговаривалось право СССР на предъявление Германии реституционных и репарационных требований.

В апреле 1924 г. американский банкир Чарльз Дауэс выдвинул ряд предложений по урегулированию проблемы выплат репарационных платежей Германии. Эти предложения были вынесены на обсуждение международной конференции в Лондоне в июле-августе 1924 г. Конференция завершилась 16 августа 1924 г., ею был принят так называемый План Дауэса.

Но основным элементом «Плана Дауэса» было предоставление финансовой помощи Германии от США и Англии в виде кредитов для выплаты репараций Франции.

В августе 1929 г. и январе 1930 г. состоялись репарационные конференции, на которых было решено предоставить Германии льготы и был принят новый план выплаты репараций, который получил название плана Юнга, по имени американского банкира, председателя комитета экспертов. План Юнга предусматривал сокращение общей суммы репараций со 132 до 113, 9 млрд марок, срок выплаты предусматривался в 59 лет, уменьшились ежегодные платежи. В 1931—1934 гг. сумма выплат должна была увеличиваться, начиная с 1 млрд. 650 млн марок. В последующие 30 лет репарации должны были выплачиваться по 2 млрд марок. В остальные 22 года объём ежегодных взносов уменьшался.

Однако, разразившаяся вскоре Великая депрессия привела к срыву этого плана. С начала 30-х гг. ХХ века сменявшие друг друга германские правительства всё настойчивее требовали полной отмены репарационных платежей, мотивируя это возможным крахом германской экономики, а также коммунистической революцией в Германии, которую этот крах неминуемо повлечёт. Эти требования нашли понимание у правительств великих держав. В 1931 году президент США Герберт Гувер объявил мораторий на германские репарации.

Для окончательного решения вопроса с репарациями была созвана международная конференция в Лозанне, которая закончилась подписанием 9 июля 1932 г. соглашения о выкупе Германией за три миллиарда золо­тых марок своих репарационных обязательств с погашением выкупных облигаций в течение 15 лет. Лозаннский договор, или, как его называли, «Заключительный пакт», был подписан Германией, Францией, Англией, Бельгией, Италией, Японией, Польшей и британскими доминионами. Он заменил собой все предыдущие обязательства по плану Юнга.

Однако, и эти соглашения не были проведены в жизнь, так как после прихода к власти в Германии в 1933 году Гитлера его правительством уплата каких-либо репарационных платежей была прекращена.

  1. Вашингтонская конференция. Трактат 4-х держав.

Вашингтонская конференция 1921—1922 — международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США — Британская Империя — Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получившее приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения её от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

Договор четырёх держав от 13 декабря 1921 года, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

  1. Договор девяти держав по Китаю.

От 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Ещё раньше, 5 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение — китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао — Цзинань и территории Цзяо-Чжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

  1. Характер Версальско-Вашингтонской системы договоров о послевоенном устройстве мира.

Версальская система

Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений государств-победителей (главным образом, Великобритании и Франции) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония).

Оформление нового мирового порядка в Европе было осложнено российской революцией и хаосом в Восточной Европе. Государства-победители, игравшие основную роль в выработке условий Версальского договора, преследовали различные цели. Для Франции основное значение имело максимальное ослабление Германии, что позволяло закрепить французскую гегемонию в Европе и обезопасить её восточные границы. Великобритания и США были более заинтересованы в сохранении равновесия сил в Европе, что заставляло их в большей степени учитывать интересы Германии, которую в условиях распада Австро-Венгрии, революции в России, общего национально-революционного подъема и действенной большевистской пропаганды можно было использовать в качестве стабилизирующего фактора в Центральной и Восточной Европе.

В итоге версальские договорённости стали компромиссом между этими крайними позициями за счёт побеждённых, что предопределило становление массовых коммунистических партий и реваншистскую направленность внешней политики Германии. При этом Англия и Франция пытались использовать новые государства, возникшие в Европе, как против большевистской революции, так и против германского реваншизм.

В связи с тем, что основой любой системы международных отношений является «баланс сил, понимаемый как конкретно-историческое соотношение удельного веса и влияния входящих в систему государств, и в первую очередь великих держав», отсутствие согласованной позиции Великобритании и Франции по вопросу о перспективе европейского равновесия и самоустранение США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России (СССР) и антигерманская направленность Версальской системы (с сохранением деления политической карты Европы на победителей и побеждённых) превращали её в несбалансированную и не универсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Первоначальную основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:

  • Версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним
  • Сен-Жерменский мирный договор (1919),
  • Нёйиский мирный договор (1919),
  • Трианонский мирный договор (1920),


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: