Отличительная особенность программы состоит в том, что в реализации мероприятий по различным направлениям участвуют дети разного возраста, это влияет на общую доброжелательную обстановку в школе, уважительное отношение старших ребят к младшим.
Способствует более раннему выявлению и формированию у детей жизненных приоритетов.
Программа направлена на выявление ярких личностей в разных сферах деятельности, что влияет на формирование уважительного отношения к себе и к другим.
5. Сроки реализации программы:
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 8 до 15 лет. Срок реализации программы – 3 года.
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Подготовительный этап (1 год) предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения и навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской и спортивной деятельности, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя. Вожатый организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Приобретение новых качеств личности и развитие коллектива происходит через активное включение детей в разнообразную деятельность.
Основной этап (2 год) предполагает расширение и закрепление полученных ранее качеств и навыков. Дети становятся не только активными участниками проводимых мероприятий и дел, но и организаторами предлагаемых дел. Они учатся планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит дальнейшее развитие коллектива, возрастает социальная значимость детского общественного объединения, повышается социальная активность его членов.
Итоговый этап(3 год) предполагает становление коллектива как единого целого, стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении занятий школы актива, что способствует преемственности в деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
Реализация программы проходит по 5основным направлениям деятельности
Программа предполагает дальнейшее развитие с последующими целями и задачами, не исключает некоторых изменений.
Концепция.
Концептуальные основы программы опираются на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
Принцип личностного подхода –признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, осознание уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
Принцип деятельного подхода - находясь в детском объединении, ребёнок живёт реальной жизнью, отвечающей общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям, наполненной разнообразной деятельностью- общественно-полезной,самодеятельно- творческой. Участие в творческих, деловых проектах, в различных акциях формирует способность к творческому преобразованию окружающего мира, позволяют каждому ребёнку найти своё дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.
Принцип вариативности - разнообразие направлений содержания, форм работы. Возможность моделирования программы (её содержания, направлений, временных рамок;)
Принцип средового подхода – включает в себя различные варианты взаимодействия детского объединения со средой (семьёй, школой, учреждениями дополнительного образования);
Деятельность участников программы строится в соответствии с принципами:
• равенство всех участников;
• добровольное привлечение к процессу деятельности;
• чередование коллективной и индивидуальной работы;
• свободный выбор вида деятельности;
• нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;
• развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей.
7.Методы и механизмы реализации программы:
· Анкетирование, диагностики;
· Беседы, интервью;
· Наблюдение;
· Практические занятия, тренинги;
· Коллективные творческие дела
· Акции;
· Праздники
· Игры;
· Дни здоровья;
Таким образом, происходит формирование нравственных, ценностных ориентаций и социального интереса участников программы; члены детского объединения включаются в социально-значимую деятельность, и общение приобретают знания, умения и навыки.
Механизмами реализации программы являются следующие виды деятельности:
Патриотическая - (оказание помощи ветеранам и вдовам ВОВ, ветеранам педагогического труда…).
Трудовая - (благоустройство школы, школьной территории…).
Творческая - (написание сценариев, проектная деятельность, организация и проведение КТД…).
Экологическая (очистка водоёмов, родников, озеленение территории…).
Спортивно – оздоровительная - (Дни Здоровья, эстафеты, спортивные праздники, марафоны, соревнования…).
Приоритетная форма деятельности - планирование, организация и проведение коллективных творческих дел по системе И.П. Иванова.
КТД проводятся 1 раз в четверть по следующим темам:
КТД «День России»- «Россия – наш общий дом».
КТД «День Семьи»- «Мой дом – моя семья».
КТД «День Школы»- «Школа- наш общий дом».
КТД «День Села» - «Село – наш дом».
Содержание программы.
Содержание программы предусматривает планирование деятельности по 5 основным направлениям:
1. «Патриоты» - Гражданско-патриотическое направление (Приложение_)
Цель: Воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей малой родины.
Задачи:
· Способствовать развитию интереса у молодого поколения к изучению истории страны через практическое участие в шефстве над ветеранами войны и труда, в сохранении и увековечивании памяти об героях Великой отечественной войны.
· Утверждать в сознании и чувствах ребят уважение к традициям, культурному и историческому прошлому своей страны, своего района, своего посёлка.
· Формировать у подростков позитивное отношение к Вооружённым Силам Отечества, готовности к службе в армии.
· Прививать школьникам чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации и исторических святынь Отечества.
2. «Калейдоскоп весёлых дел»- художественно – эстетическое направление (Приложение__)
Цель: Развитие творческих способностей у детей; формирование культуры общения, воспитание актёрского мастерства; формирование эстетической культуры. Способствовать самостоятельности и творческой активности, развитие коммуникативной культуры ребят.
Задачи:
· Формировать умения и навыки организаторской работы.
· Развивать творческое мышление детей.
· Научить организовывать культурное, интересное и полезное общение.
3. «Живая планета» - Экологическое направление (Приложение __)
Цель: Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Задачи
· Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека.
· Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем.
· Формировать познавательные практические и творческие умения экологического характера.
· Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности.
4. «ЗОЖ ик » - Спортивно-оздоровительное направление. (Приложение __)
Цель: Привлечение учащихся к систематическим занятиям спортом, воспитания к ведению здорового образа жизни, улучшению состояния здоровья школьников, ловкости и выносливости. Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
· Воспитание здорового образа жизни и физического самосовершенствования, вовлечение учащихся в массовый спорт и туризм.
5. «Оч. Умелые ручки» - Трудовое направление. (Приложение __)
Цель:
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Задачи:
· Формирование общетрудовых знаний и умений.
· Развитие творческой активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
9. Условия реализации программы:
Кадровое обеспечение.
Заместитель директора по воспитательной работе.
Старшая вожатая, осуществляющая организационную, методическую и координационную функции.
Глава детского объединения (президент)
Для более эффективной деятельности детского объединения планируется привлечение в качестве консультантов-помощников классных руководителей, учителей предметников, педагога- психолога, родительский комитет.
Данная программа может быть реализована при наличии:
- работоспособного Совета глав секторов (направлений);
-старшей вожатой, занимающейся проблемами объединения;
- спонсоров;
-помещения для работы Совета ДОО «Детства одухотворённый мир»;
-создание базы для работы объединения;
Необходимого оборудования и инвентаря.
Предполагаемые затраты:
1. Транспортные расходы
2. Питание во время туристических походов
3. Приобретение необходимого оборудования
4. Приобретение инвентаря и расходных материалов для благоустройства
5. Приобретение канцелярских товаров, компакт-дисков, игрового и спортивного инвентаря, фотопечать.
6. Работа в сети Интернет
7. Аренда транспорта.