Способы регулирования естественной монополии:
1. Прямое государственное регулирование.
Считается, что прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.
2. Торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях)
Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем лучшим способом по сравнению с другими способами их регулирования. Это относится к дерегулированию грузовых автоперевозок, к организации работы местных авиалиний, почтовой службы, к работе кабельных телевизионных сетей, в ряде случаев — к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.
3. Ценовая дискриминация-практика установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.
ВОПРОС 22
Олигополия-это тип рынка, на котором доминируют несколько продавцов. Может возникать как на рынке однородной и неоднородной продукции. Часто олигополия возникает в таких отраслях, как производство автомобилей, самолетов, компьютеров.
Причины возникновения олигополии:
1. Положительная экономия от масштаба, т.е. крупные фирмы получают преимущество за счет снижения издержек.
|
2. Наличие патентов, лицензий ограничивающих использование определенных технологий.
3. Ограничение доступа к ресурсам.
Компания «Де Бирс» контролирует месторождения алмазов, что ограничивает доступ на этот рынок для других фирм.
Все выше перечисленные факторы обуславливают высокие издержки входа на рынок, что ограничивает число его участников.
Важнейшей особенностью олигополии является взаимозависимость его участников.
Фирмам-олигопонистам выгодно координировать свою ценовую политику. Действуя независимо друг от друга они уменьшают размер своей прибыли- это является причиной ценовых сговоров, образования картельных соглашений.
ВОПРОС 23
Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.
Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.
Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:
1.прямое регулирование цен;
2.налогообложение;
3.регулирование естественных монополий.
Прямое регулирование цен - установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.
Налогообложение
Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:
1.потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
|
2.поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.
ВОПРОС 24
Действуют многочисленные фирмы, продающие близкие, но не совершенные товары-заменители. Такую структуру рынка принято называть монополистической конкуренцией — монополистической в том смысле, что каждый производитель является монополистом над своим вариантом товара и конкуренцией — поскольку существует значительное число конкурентов, продающих подобные товары.
Основные черты монополистической конкуренции:
1.Дифференциация продукции
2.Большое количество продавцов
3.Относительно низкие барьеры вхождения и выхода из отрасли
4.Жесткая неценовая конкуренция
Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.
Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая категория. Одной из форм неценовой конкуренции является реклама.Удачная рекламная компания может значительно поднять спрос на товар.Если же реклама окажется неудачной, то это приведет к росту издержек и потере эффективности.
Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:
1.изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);
|
2.производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);
3.пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).
ВОПРОС 25
Спрос на любой ресурс зависит от цены ресурса, его производительности и цены произведенного с его помощью товара. Предприятия привлекают дополнительные ресурсы до того предела, при котором каждая последующая его единица способствует общему приросту дохода.
Особенности рынка факторов производства
На рынке продаются не только товары и услуги, идущие в конечное личное потребление населения, но и факторы, с помощью которых они произведены. При этом рынок факторов производства имеет следующие отличия от товарного рынка:
1.спрос на факторы производства является вторичным, производным от спроса на товар;
чем легче замещается какой-либо фактор в производстве, тем более эластичен 2.спрос на него фирмой на рынке факторов.
Прокатная и капитальная цена фактора производства
Труд, земля, капитал в процессе производства используются многократно на протяжении длительного периода времени, нередко – годами. Их цена имеет два уровня – это прокатная и капитальная цена.
1.Прокатная цена фактора – сумма денег, уплачиваемая за его использование в течение определенного ограниченного срока.
2.Капитальная цена фактора – общая цена, складывающаяся в результате суммирования отдельных прокатных цен фактора за весь период его использования.