СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №10
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках глагола. Проанализируйте соответствующие примеры из текста.
- Речевая ситуация. В летнем лагере после отбоя ребята вспоминают своих друзей, рассуждают о том, может ли быть у человека много друзей. Выскажите и обоснуйте свое мнение по этому вопросу.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Я возвр_щался2 домой полями. Луга убрали соб_рались к_сить рож(?).
Я набрал большой букет разных цв_тов шел домой и з_метил в к_нав_ чудный м_линовый репей. Мне вздумал_сь с_рвать его и пол_жить в с_редину букета. Я сле_ в канаву и принялся срывать цв_ток стеб_ль к_лолся со всех сторон. Когда я наконец оторвал цв_ток уже не к_зался так свеж и кр_сив.
Д_рога к дому шла (не)давно1 в_пахан_ым черн_земным пол_м. Пахота была хорошая но н_где (н_)виднел_сь н_ одного р_стения н_одной травки.4 Экое разрушительное ж_стокое существо ч_ловек. Сколько ун_чтожил для по__ержания св_ей жизни думал я отыскивая (чего)нибудь ж_вого ср_ди этого мертвого поля. (В)переди в_днелся какой(то) кустик. Я подошел ближе и узнал репей цв_ток к_торого (не)давно напрас(?)но с_рвал.
Кустик был переехан3 кол_сом и уже после пр_поднялся. Поэтому он стоит боком, стоит, не _дается ч_ловеку, ун_чтоживш_му все вокруг.
|
Экая энергия! подумал я. Все победил ч_ловек много трав ун_чтожил а этот (н_) сдается.
(По Л.Н.Толстому)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №11
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Найдите в тексте наречия, определите их разряд. Какие еще разряды наречий вы знаете? Приведите собственные примеры.
- Речевая ситуация. На школьном празднике «Язык – мой друг» выступите перед пятиклассниками, объясняя им, какова роль языка в жизни человека.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Когда в солнеч(?)ное1 утро, летом, пойдеш_ в лес, то на полях и в траве видны алмазы. Все алмазы эти бл_стят и переливают(?)ся на солнце разными цветами и ж_лтым и белым и синим. Когда подойдеш_ ближе и разглядиш_ что это такое то увидиш_ что это капли р_сы собрались в тр_угольных листках травы и бл_стят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат3 и пушист как бархат. И капли катают(?)ся по листку и (не)мочат его.
Когда (не)осторожно сорвеш_ листок с р_синкой, то капелька скатит(?)ся как шарик светлый, и (не)увидишь, как проск_льзнет мимо стебля. Если такую чашечку сорвеш_ потихоньку2 поднесеш_ ко рту и выпьеш_ р_синку и р_синка эта вкуснее всякого напитка кажет(?)ся.4
|
(Л.Н.Толстой)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №12
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о морфологических признаках имен существительных. Какими членами предложения могут быть слова этой части речи? Приведите примеры из текста и, при необходимости, собственные.
- Речевая ситуация. На школьном собрании «Язык – мой друг» расскажите ученикам начальных классов о русском речевом этикете.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Широкий двор был весь покрыт с_яющ_м белым мя_ким снегом. Воздух морозный и тонкий защ_пал в носу иголочками укололщ_ки. Каретник сараи и скотные дворы стояли пр_земистые покрытые белыми шапками бу_то вр_сли в снег. Как стекля__ые1 б_жали сл_ды полозьев от дома чере_ весь двор.
Никита сбежал с крыльца по хрустящ_м ступеням. (В)низу ст_яла новенькая с_сновая ск_мейка с мочальной витой вере_кой. Никита попробовал – скользит хорошо, взвалил скамейку на плечо.
На крутых берегах Чагры намело за эти дни большие пушистые сугробы. В иных м_стах они свеш_вались мысами над речкой. (На)право речка вилась син_ватой тенью между белых и пусты__ых полей. (На)лево ч_рнели избы торчали журавли деревн_ Сосновки3. Син_е высокие дымки подн_мались над крышами и та_ли4.
Никита опустил скамейку на снег сел на нее в_рхом крепко взялся за веревку о__олкнулся2 ногами два раза и скамейка сама пошла с горы. Ветер засв_стел в ушах поднялась снежная пыль.
(По А.Толстому)