СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет № 16
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Расскажите о словосочетании как единице синтаксиса, о типах словосочетаний, видах связи слов в словосочетаниях. Иллюстрируйте свое высказывание примерами из текста.
- Речевая ситуация. К вам в гости пришли друзья послушать новые музыкальные записи. Расскажите им о своей любимой музыке или музыкальной группе, которая вам нравится.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Мы стоим на б_регу реки Москвы и любу_мся Кремлем. Перед нами высит(?)ся з_леный холм. Он опоясан крепос(?)ной ст_ной с ровными зубцами. За ст_ной большой дворец – Кремлевский дворец. Кремль по оч_ртаниям своим – тр_угольник. На ккаждой стороне тр_угольника семь башен. Спасская башня – самая высокая башня Кремля. Куранты Спасской башни звонят каждые четверть часа.
(На)лево от Кремлевского1 дворца стоит Оружейная палата. Это – хранилище (не)сметных сокровищ(?). бесце__ый труд народных мастеров – собстве__ость народа. (С)лева на площадь выходит дание бывшего Арсенала. На самой середин стоит облицова__ое гране__ыми камнями дание. Это дание Грановитая палата. Грановитая палата самая стари__ая в Кремле постройка2. За нею находятся терема. Они построе__ы по типу деревя__ых хором.
|
Перед нами раскрываются глубины истории. Белеют стены древних соборов. Купола горят темным золотом.
Познакомит(?)ся с сокровищами старой Руси с работой русских мастеров – большое удовольствие для москвичей3 и гостей столицы.4
(По Н.Михайлову)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №17
1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, расскажите о служебных частях речи.
- Речевая ситуация. Расскажите своим родителям о друге, с которым вы познакомились на летнем отдыхе. Опишите его внешность, черты характера, увлечения.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Однажды Миша выш_л на песча__ую1 косу чтобы послушать как (далеко)далеко за береговой излучиной кричат журавли. Журавлей Миша (н_)когда (н_)вид_л. (Н_)вид_л он их и с_годня. За(то) на песча__ую косу вдруг опустилась с неба уд_вительная птица: вся розовая только клюв ч_рный да ч_рное пятнышко на голове. Миша вид_л когда птица л_тела и ее дли__ые тонкие крылья п_казались ему п_хожими на гребни волн. Села розовая птица на откос3 и так (н_)торопливо сл_жила свои в_лнистые крылья бу_то кружевной подол платья под_брала2.
|
А в течени_ ветра в закатном огне увид_л Миша в неб_ целую стаю птиц похожих на чаек и все они были золотые (огненно)золотые4. Как в сказке! – сказал про себя Миша.
(По А.Яшину)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет № 18
1. Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Выпишите из текста 2 – 3 двусоставных предложения. Определите морфологический способ выражения главных членов в данных предложениях. Рассказ о других морфологических способах выражения главных членов предложения иллюстрируйте собственными примерами.
- Речевая ситуация. Одноклассники рассуждают о том, что нужно для успеха в жизни. Некоторые считают, что успех в жизни зависит от умения общаться, манеры держаться, внешнего вида человека. А как считаете вы? Свою точку зрения аргументируйте.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Мещора остаток л_сного ок_ана.
Леса в Мещоре глухие. Путь в лесах это километры т_ш_ны, безветрия. Это грибная прель ост_рожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки ж_сткая трава х_лодные белые грибы з_мляника1 л_ловые к_л_кольчики на п_лянах дрож(?) осиновых лист(?)ев торжестве__ый свет и л_сные сумерки.
|
В дубовых зар_слях3 бродят безобидные м_дведи-муравьятники. Они ра_ковыр_вают старые пни и слизывают мурав(?)иные яйца.
З_кат тяжело пыла_т на кроназ дерев(?)ев золотит их стари__ой п_з_лотой. Бе_шумно л_тают и как будто з_глядывают в лицо л_тучие мыши.
Всю ночь огонь костра то разгорает(?)ся то гасн_т. В (не)обыкнове__ой (не)слыха__ой т_ш_не зар_ждает(?)ся2 ра__вет. Небо на востоке з_л_не_т. Так мы живем в палатках на л_сных озерах несколько дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой. Мы спим по два часа в сутки и почти (не)зна_м усталости.
Два-три часа стоят многих часов сна в духоте городских домов в спертом воздухе асфальтовых улиц4.
(По К.Паустовскому)