СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №7
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Используя примеры из текста, охарактеризуйте глагольные морфологические признаки деепричастий и причастий.
- Речевая ситуация. В молодежном лагере на вечере «Давайте познакомимся» расскажите о своей малой родине (месте, где вы родились).
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Прощать в жизни многое но (не)забывать ничего так поступал Тургенев доброта которого (не)была сл_пой и безоглядной: он (не)мог простить людям кл_веты4.
А как широко, великодушно1 и д_ликатно пр_ходил он на помощ_ множеству всякого рода нуждающихся, (не)удачников и горемык, растрачивая на эту помощ_ средства, в которых часто нуждался сам. При этом он тщательно щ_дил самолюбие3 тех, кому помогал. Достаточно указать на его хлопоты о том что(бы) бедная и больная учащаяся девушка смогла лечит(?)ся у знаменитого парижского врача: он внес значительный гон_рар за несколько пр_емов (в)перед, уверив больную, что у этого врача можно ограничит(?)ся платой в несколько франков.
Из этих же свойств его характера вытекало и настойч_вое желание не быть в тягость окружающим и под_ерживая2 в себе бодрое настроение вселять его и в других. Поэтому вот его советы и правила: не истребляй себя, будь терпелив, не падай духом и люби людей, (не)взирая н_ на что.
|
(По А.Кони)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
улица Декабристов 8, г. Сургут
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №8
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Охарактеризуйте разряды имен прилагательных, иллюстрируя каждое положение своего высказывания примерами из текста и, при необходимости, собственными.
- Речевая ситуация. На собрании одного из пятых классов расскажите об одном из музеев так, чтобы у ребят появилось желание пойти/ поехать на экскурсию в этот музей.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
За долгие тысячелетия1 которые на_читывает наша ц_вилизация люди укрывали от посторо__их глаз множество различных кладов: благородных метал_ов, драгоце__ых камней, прочих цен_остей. Где только н_ прятал человек свои богатства: на (не)обитаемых островах и в дремучих лесах высоко в горах и глубоко под землей в р_скошных дворцах и ветхих л_чугах в специально оборудова__ых тайниках и случайно ок_завшихся под рукой стульях. Спрята__ые с_кровища как магнит притягивают к себе (кладо)искателей. Некоторые клады имеют прежде всего огромную историческую цен_ость. Крупнейшие музеи мира гордят(?)ся (не)повторимыми ювелирными шедеврами, которые говорят о многом: о (не)пр_взойденном искус_тве мастеров, о высоком уровне культуры древних народов. О жизни людей в далеком прошлом3, об истори_ стран и народов ра_сказывают2 ученым немые св_детели далеких эпох. Сегодня на помощ_ кладоискателям пр_ходит совреме__ая наука и техника. Чтобы заставить найде__ый клад заговорить пр_влекаются физики и химики историки и лингвисты искус_твоведы и геологи словом специалисты многих отр_слей знаний4.
|
(По В.Солоухину)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ЗА КУРС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Билет №9
- Прочитайте текст и проведите его анализ по предложенному плану. Назовите части речи, которые имеют степени сравнения. Расскажите о значении и образовании степеней сравнения. Проанализируйте соответствующие примеры из текста и приведите собственные.
- Речевая ситуация. На улице вы встретились с одноклассниками после каникул. Расскажите им о понравившемся вам фильме так, чтобы им тоже захотелось посмотреть его.
Примерный план анализа текста:
- Выразительно прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль текста и озаглавьте его. Обоснуйте принадлежность текста к определенному стилю и типу речи.
- Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Объясните выбор написания.
- Проведите указанные виды разбора.
Текст
Нет (ни)чего3 пр_ятнее для путника в жаркий июльский (пол)день как п_грузить разгорячен_ое лицо в прохладную струю ш_ловливой деревенской реч_нки или напит(?)ся студен_ой воды из ключа б_ющего в (не)глубоком ущел_е.
|
Поднялись вы давно, еще на ра_свете, побродили в березн_ке, ельнике и в гуще осин_овых рощ, на ходу старательно высматривая грибные шляпки и заполняя ими об_емистую свою к_рзинку. Вскоре к_рзинка ваша (до)верху наполняет(?)ся добычей4. Вы (не)терпеливо шагаетеу_кой межой вдоль овсян_ого поля с единствен_ым1 желанием поскорее добрат(?)ся до спасительной реки. Вот она блещ_т (в)дали серебрян_ой полосой и манит своей прохладой. Какое блаженство искупат(?)ся думаете вы. (Пол)жизни готов отдать за речную свежесть.
Вокруг бе_предельная2 суш_. Все дыш_т ра_каленным зноем. Полуден_ое солнце готовое кажет(?)ся поразить вас каждым своим луч_м бе_жалостно печет темя. На небе н_ облачка. Ясное и спокойное, оно равнодушно отр_жает (не)стерпимо знойные солнечные лучи.
(Н.С.Валгина)