ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Анатомо-физиологические особенности
нервной системы
Нервная система закладывается на 2-й неделе внутриутробного развития, когда общая длина эмбриона не превышает 2 мм. Наибольшая интенсивность деления нервных клеток головного мозга приходится на период от 10-й до 18-й недели внутриутробного развития. Его можно считать критическим периодом формирования ЦНС. Позднее начинается ускоренное деление глиальных клеток, которое продолжается до 2-летнего возраста ребенка. Если число нервных клеток мозга взрослого человека принять за 100%, то к моменту рождения ребенка сформировано только 25% клеток, к 6-месячному возрасту их будет уже 66%, а к 1 году – 90-95%.
По мере развития нервной системы существенно изменяется и химический состав головного мозга. Прежде всего это относится к уменьшению содержания воды, увеличению содержания липопротеидов. Последнее касается только белого вещества головного мозга и отражает происходящие в нем процессы миелинизации.
Незавершенность процесса миелинизации нервных волокон определяют относительно низкую скорость проведения возбуждения по ним.
Различные отделы головного мозга также имеют собственные закономерности сроков и темпов развития. Развитие коры головного мозга наиболее интенсивно протекает в последние месяцы внутриутробного периода и в первые месяцы после рождения, однако полное развитие клеточных стурктур больших полушарий завершается только к 10-12 годам жизни. Окончание формирования мозжечка наступает ко 2-му году жизни, гипоталамуса – в пубертате. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд немного, они появляются только в первые годы жизни.
|
Активно происходит развитие спинного мозга. К 2 годам строение его почти такое же, как и у взрослого. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем длина позвоночника, поэтому нижний конец спинного мозга с возрастом перемещается кверху. Это должно учитываться при выборе уровня выполнения спинно-мозговой пункции.
Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстрорастущей нервной ткани в кислороде.
Вещество мозга очень чувствительно к повышению внутричерепного давления, что приводит к быстрому нарастанию дегенеративных изменений нервных клеток, вплоть до атрофии. Поэтому развитие гидроцефалии или микроцефалии важно диагностировать в первые месяцы жизни ребенка.
Развитие сенсорной сферы
Чувствительность кожи. Новорожденные дети сразу обнаруживают чувствительность к боли, однако порог болевой чувствительности у них значительно выше, чем у более старших детей и взрослых. Особенно низкая болевая чувствительность отмечается у недоношенных и взрослых детей.
Терморецепция представлена у новорожденных в морфологически и функционально завершенном виде. Холодовых рецепторов почти в 10 раз больше, чем тепловых, и поэтому чувствительность ребенка к охлаждению существенно выше, чем к перегреванию.
Зрение. К моменту рождения ребенка развитие самого глаза и зрительного анализатора еще не завершено. Для окончательного формирования органа зрения необходима стимуляция световым раздражителем. Для новорожденного ребенка характерна умеренная фотофобия, его глаза почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Слезные железы не функционируют. К 2-недельному возрасту возникает преходящая фиксация взора, появляется секреция слезных желез.
|
Вопрос о восприятии и различении цветов у детей раннего возраста окончательно не решен, уже с 1,5-2 лет ребенок может подобрать 2-3 предмета сходного цвета. В последующем восприятие цветовых оттенков совершенствуется и после 3 лет все дети обладают достаточно развитым цветовым зрением.
Вестибулярный аппарат. Новорожденный ребенок слышит. Звуки достаточно большой силы воспринимает даже плод. Реакция новорожденного и недоношенного ребенка на звук выражаются в общем двигательном беспокойстве, крике, изменении частоты и ритма сердцебиений или дыхания.
Вкус. Порог вкусового ощущения у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Реакция на сладкое всегда выражается в успокоении и сосательных движениях, а на все остальные вкусовые ощущения – однотипная отрицательная (сморщивание, общее беспокойство, иногда рвота.
Обоняние. Рецепторные клетки располагаются в слизистой оболочке носовой перегородки и верхней носовой раковине. Обонятельные ощущения начинают достаточно функционировать между 2-м и 4-м месяцами, когда ребенок реагирует на приятные или неприятные запахи. Дифференцировка сложных запахов совершенствуется вплоть до младшего школьного возраста.
Характеристика новорожденного ребенка
Безусловные рефлексы. Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые подразделяются на три основные группы.
|
Стойкие пожизненные автоматизмы (роговичный, конъюнктивальный, глоточный, глотательный, сухожильные рефлексы конечностей, орбикулопальпебральный рефлекс).
Транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие специфические условия уровня развития двигательного анализатора и впоследствии исчезающие:
сосательный рефлекс – если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни;
поисковый рефлекс – при поглаживании кожи в области угла рта происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Исчезает к концу 1-го года;
ладонно-ротовой рефлекс Бабкина – вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребенка близ теноров. Ответная реакция – открывание рта и сгибание головы. Исчезает к 3 месяцам;
хватательный рефлекс Робинсона – ребенок схватывает и прочно удерживает палец, вложенный в его ладонь. Такой же рефлекс можно вызвать с нижних конечностей, если надавливать на подошву у основания 2-3-го пальцев, что вызовет подошвенное сгибание пальцев. Исчезает на 2-4-м месяце;
рефлекс Моро – приподнять ребенка за руки таким образом, чтобы затылок соприкасался с поверхностью стола, быстро опустить его. В ответ ребенок вначале отводит руки в стороны и разжимает пальцы (1-я фаза), а затем через несколько секунд возвращает руки в исходное положение (2-я фаза), при этом руки как бы охватывают туловище. Рефлекс сохраняется до 4 месяцев;
защитный рефлекс – если новорожденного положить на живот лицом вниз, голова его поворачивается в сторону;
рефлекс опоры и автоматической ходьбы – ребенка берут за подмышечные впадины со стороны спины, поддерживая большими пальцами голову. Поставленный на опору, он опирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище. При легком наклоне туловища вперед ребенок совершает шаговые движения по поверхности. Рефлекс исчезает ко 2-му месяцу;
рефлекс ползанья Бауэра – ребенка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены на одной линии, а под его подошвы подставляют ладонь. В таком положении ребенок на несколько мгновений поднимает голову, отталкивается ногами от опоры и совершает движения, имитирующие ползание. Исчезает к 4 месяцам;
рефлекс Галанта – раздражение кожи при проведении большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам приводит к изгибу туловища дугой, открытой в сторону раздражителя. Исчезает к 4 месяцам;
рефлекс Переса – если лежащему на руке исследователя ребенку провести пальцем от копчика к шее, слегка надавливая на остистые отростки позвонков, то он поднимает таз, голову, сгибает руки и ноги, кричит. Этот рефлекс вызывает боль, поэтому его проверяют последним. Исчезает к 4 месяцам.
Рефлексы, или автоматизмы, только появляющиеся и поэтому не всегда выявляемые сразу после рождения (установочные лабиринтные рефлексы, простые цепные шейные и туловищные установочные рефлексы).
Эмоции. Исключительно отрицательны по своему характеру, довольно однообразны (крик) и всегда рациональны, так как служат надежным сигналом любого неблагополучия, как во внутренней, так и во внешней для ребенка среде. Мать, прекрасно ориентируясь в сложившейся ситуации, в подавляющем большинстве случаев оказывается способной вернуть ребенку необходимый комфорт – накормить, перевернуть, сменить мокрые или неудачно положенные пеленки и т.д.
Оценка нервно-психического развития
Уровень нервно-психического развития определяется с помощью специальных оценочных таблиц (разные для детей 1, 2 и 3-го года жизни) по определенным показателям (линиям) развития.
На 1-м году жизни оценивают восемь линий:
· зрительные ориентировочные реакции (анализаторы зрения Аз);
· слуховые ориентировочные реакции (Ас);
· эмоции (Э);
· движения рук и действия с предметами (Др);
· движения общие (До);
· понимаемая речь (Пр);
· активная речь (Ар);
· навыки и умение в процессах (Н).
На 2-м году жизни оценивают шесть ведущих линий:
· понимание речи (Пр);
· активная речь (Ар);
· сенсорное развитие (С);
· игра в действие с предметами (Ид);
· движения (Д);
· навыки (Н).
На 3-м году жизни оценивают пять ведущих линий:
· активная речь (грамматика, вопросы) (Ар);
· сенсорное развитие восприятие света (С);
· сюжетная игра (И);
· навыки в одевании (Н);
· движения (Д).
Эпикризный срок:
До 1 года – 1 месяц
1-2 года – 3 месяца
2-3 года – 6 месяцев
Используя возрастную модель нормального развития, можно определить уровень и гармоничность НПР ребенка. Для этого необходимо:
1) определить, есть ли задержка по ведущим линиям развития;
2) найти показатель с наибольшей задержкой (по эпикризному сроку). По нему определить группу НПР: I группа – дети с опережающим и нормальным развитием; II, III, IY группы – дети с задержкой соответственно на 1, 2, 3 эпикризных срока;
3) определить, равномерна ли задержка и, если она равномерна, поставить степень: I степень – задержка 1-2 показателей, II степень – задержка 3-4 показателей; III степень – задержка 5-7 показателей;
4) если задержка неравномерна, т.е. 1 или 2 показателя отстают на 1 эпикризный срок, а другие на 2 и более, это свидетельствует о негармоничности НПР.
Предварительную оценку НПР проводит медицинская сестра, используя таблицы. Врач контролирует её работу.
Оценка НПР:
1-дети с опережающим и норм. развитием
2-дети с задержкой на 1 эпикр. срок
Группа
3-дети с задержкой на 2 эпикр. срока
4-дети с задержкой на 3 эпикр. срока