Альтернативные теории международной торговли.




В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению в рамках классической теории торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитию уже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретических концепций.

Среди таких качественных сдвигов следует прежде всего отметить превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, все возрастающий удельный вес в торговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых в странах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменную торговлю.

 
 
Теория жизненного цикла продукта


В середине 60-х годов американский экономист

Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии – внедрение, рост, зрелость и упадок. На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потребность внутри страны. Поэтому на этой стадии производство нового продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель занимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличивается конкуренция между производителями и расширяется экспорт.

На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков и распространения технологий страна нововведения уже не обладает конкурентными преимуществами. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процессах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развития международной торговли. Если научные исследования и разработки, передовая технология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентные преимущества, производство продукта будет действительно перемещаться в страны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторам производства, например, дешевой рабочей силе.

Однако существует много товаров (с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющих значительные возможности для дифференциации по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.

Теория эффекта масштаба
В начале 80-х годов П. Кругман и К. Ланкастер предло-

Жили альтернативное классическому объяснение междуна-родной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. Суть этого эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска продукции, то есть возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны, (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затратами и, следовательно, по более низкой цене.

Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет сформировать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок любой, отдельно взятой страны, и, таким образом, делает возможным предложить потребителям больше продукции и по более низким ценам.

Вместе с тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. Соответственно меняется структура рынков, которые становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговли однородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитой внутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями в обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.

 
 
Теория конкурентных преимуществ


Разработана американским экономистом

М. Портером. Суть теории заключается в том, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы.

Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы, а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества фирмы зависят:

1) правильно выбранная конкурентная стратегия;

2) соотношение факторов (детерминантов) этих конкурентных преимуществ.

Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главных фактоов:

1) структура отрасли, в которой действует данная фирма;

2) позиция в отрасли, которую занимает фирма в своей отрасли.

Рыночная структура отрасли, то есть характер конкурентной борьбы в ней, определяется

количеством конкурирующих фирм и возможностью появления новых конкурентов, наличием товаров-субститутов, конкурентными позициями поставщиков сырья и оборудования и потребителей конечной продукции данной отрасли. Все это влияет на степень монополизации в отрасли (несовершенство конкуренции), а значит, и на прибыльность (конкурентоспособность) фирмы.

Позиция, которую фирма занимает в отрасли, определяется тем, за счет чего фирма обеспечивает свою прибыльность (конкурентное преимущество). Прочность позиций в конкурентной борьбе обеспечивается либо более низким, чем у конкурентов, уровнем издержек, либо дифференциацией производимого продукта (повышением качества, созданием продукции с новыми потребительскими свойствами, расширением возможностей послепродажного обслуживания и т.д.).

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны.

М. Портер выделяет четыре детерминанта конкурентного преимущества страны:

1) обеспеченность факторами производства (в современных условиях это – научно-технические знания, высококвалифицированная рабочая сила, инфраструктура), целенаправленно создаваемые страной;

2) параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продукции, подталкивают фирмы к выходу на внешний рынок;

3) наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). Выражение Портера: «Формируются кластеры национальных конкурентоспособных отраслей»;

4) конкурентоспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм, то есть каков характер конкуренции на внутреннем рынке.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях или

их сегментах, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный «ромб») имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный «ромб» - это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные.

Таким образом, согласно теории М. Портера, конкуренция, в том числе и на мировом рынке, - это динамичный развивающийся процесс, в основе которого лежат инновации и постоянные обновления технологии.

 

Задачи и упражнения

 

1. Предположим, что страны А и Б производят только два товара – сахар и сталь, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице, а предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.

 

  Затраты на выпуск 1 тонны стали Затраты на выпуск 1 тонны сахара
Страна «А» Страна «Б»    

 

а) Имеет ли А абсолютное преимущество в производстве стали?

 

б) Имеет ли Б сравнительное преимущество в производстве сахара?

 

в) Какие товары будут экспортировать и импортировать А и Б в условиях свободной торговли?

 

г) В каких пределах должно установиться соотношение мировых цен на сталь и сахар в условиях свободной торговли?

 

Ответы

а) нет;

б) нет;

в) А – экспортирует сахар, импортирует сталь; Б – экспортирует сталь, импортирует сахар;

г) 1 т сахара < 1 т стали < 1,5 т сахара, или

0,67 т стали < 1 т сахара < 1 т стали

 

2. Ниже представлены таблицы производственных возможностей стран «Х» и «Y». Предположим, структура спроса такова, что при отсутствии внешней торговли в стране Х производится и потребляется 8 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса, а в стране Y – 8 тыс. автомобилей и 9 тыс. т риса.

 

Продукт Производственные возможности страны Х
Автомобили (тыс. шт.) Рис (тыс. т)            

 

 

Продукт Производственные возможности страны Y
Автомобили (тыс. шт.) Рис (тыс. т)            

 

а) На производстве каких товаров выгодно специализироваться странам Х и Y?

 

б) Каков будет прирост общего производства автомобилей и риса, полученный в результате такой специализации?

 

в) В каких пределах может установиться мировая цена одного автомобиля?

 

г) Предположим, что мировая цена устанавливается на уровне 1 автомобиль за 1 т риса и, что объемы внешней торговли составляют 10 тыс. автомобилей и 10 тыс. т риса. Каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны?

 

Ответы

а) стране Х выгодно специализироваться на производстве риса, а стране Y – на производстве автомобилей;

 

б) 4 тыс. автомобилей и 3 тыс. т риса;

 

в) 0,75 т риса < 1 автомобиля < 1,5 т риса;

 

г) страна Х увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 2 тыс. т риса; страна Y увеличивает потребление на 2 тыс. автомобилей и 1 тыс. т риса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: