В возникшей в 90-е годы очень своеобразной и противоречивой экономической модели России проявились многие исторически присущие нашей стране и российскому обществу черты.
Как известно, Россия запаздывала в своем историческом развитии. Например, крепостничество было отменено лишь в 1861 г., почти на два века позже, чем во Франции, и на семь веков – чем в Англии. Последний российский император был убит в 1918 г. Французы же казнили своего короля в 1793 г., а англичане – в 1649 г.
Самодержавный тип правления, основанный на всемогущих спецслужбах, действующий фактически вне рамок закона по личному повелению государя, был создан Иваном Грозным с его опричниной и оказался необычайно живуч. Практически он, в большей или меньшей степени, сохранялся при всех российских монархах и советских генсеках, власть которых была столь же неограниченна.
История страны необычайно кровава, террор, во-первых, захватывал ее сверху донизу, а, во-вторых, в отличие от развитых стран Запада, проходил гораздо позже. Поэтому российский народ до сих пор живет под страхом возвращения самодержавно-террористических форм власти, и это существенно отражается на экономике.
Законы в России никогда не были последней инстанцией в принятии решений. В отличие, скажем от Англии, суд не стал самостоятельной ветвью власти. Исполнительная власть обычно ориентировалась не на закон, а на волю государя, партийные директивы или президентские указы последних лет. Даже сейчас, когда провозглашена «диктатура закона», существует сотни законов, которые исполнительная власть не считает обязательными для исполнения и попросту не исполняет их.
После реформ Петра Великого Россия стала величайшей чиновничьей страной, и с тех пор чиновничество фактически не выпускает власть из рук. Не выделяя этот могущественный класс, не учитывая его интересы, нельзя до конца понять движущие силы российской экономической истории и успешно реформировать экономику.
|
Вышеназванные исторические черты оказали значительное влияние на современную историческую модель и еще долго будут влиять на развитие российской экономики. Характеризуя эту модель, можно отметить следующее:
1. В современной России сложилась структура власти, внешне демократическая, но по механизмам близкая к авторитарной. По Конституции 1993 г. наша страна является президентской республикой, при этом президент обладает почти монаршей властью – и это полностью согласуется с исторической традицией.
2. В России сохранилось традиционное дублирование функций различными органами политической и экономической власти. Если, например, в США президент одновременно является и главой правительства, которое практически сливается с администрацией президента, то у нас правительство существует отдельно от администрации президента. Правительство несет всю полноту ответственности за экономику страны, но делит власть с находящейся в тени президентской администрацией, в значительной мере дублирующей его функции. Такая же ситуация была и в Советском Союзе, где каждое министерство находилось под опекой соответствующего отдела ЦК КПСС.
3. Несмотря на то, что реформы проходили под лозунгом уменьшения численности чиновников, реально их число только выросло, даже по сравнению с почти вдвое большим по населению Советским Союзом. Чиновники полностью контролируют все центры доходов страны и получают от этого немалую личную прибыль. Коррупция достигла колоссальных масштабов. Спецификой российской коррупции, придающей ей особую опасность, является то, что она не просто заняла место в пограничном слое между государством и рынком, как это происходит в большинстве развитых стран. У нас она сумела отвоевать и у государства, и у рынка изрядное пространство, организовав на нем специфическую коррупционно-криминальную, теневую экономику, действующую по своим собственным законам. По данным Rand Corporation, изучавшей этот вопрос, российские государственные чиновники берут взятки в 90% случаев выдачи экспортных и импортных лицензий, 85% случаев выделения телефонных линий, 80% случаев ускоренного пересечения границы и неофициальной аренды помещений, 75% случаев доступа к банковским кредитам и получения разрешения пожарной инспекции.
|
4. Экономическая власть в нашей стране имеет клановый характер и прочно связана с властью государственной. Поскольку президент обладает практически неограниченной властью, благополучие отдельных экономических групп во многом зависит от его благорасположения или немилости. Поэтому экономические группы тесно связаны с конкретными личностями в системе власти и в президентском окружении. Прошедшая приватизация была крайне поспешной и сопровождалась многочисленными ошибками и злоупотреблениями. Поэтому приобретенное в ее результате право собственности не ощущается населением страны как «священное». Это придает российской экономической модели нестабильность.
|
5. В нашей стране действует мощнейший теневой рынок. Россия занимает шестое место по объемам теневой экономики, уступая лишь Нигерии, Египту, Грузии, Азербайджану и Македонии. Теневой сектор оценивается примерно на уровне 40% ВВП. Собственно криминальные группировки составляют только 3% теневого сектора, но они сумели в значительной мере навязать свои правила и «понятия» всему теневому сектору и отчасти даже государству, быстро его коррумпировав. Коррупция не дает возможности полноценно развиться рыночной экономике, тормозит каждое движение участников рынка, создает огромные и неоправданные трансакционные издержки.
6. Для финансовой системы современной России характерны малая насыщенность деньгами – монетизация экономики, огромные задолженности предприятий бюджету, внебюджетным фондам и естественным монополиям и значительные безденежные формы оборотов рынка. Бартерные сделки составляют около 30% всех рыночных оборотов. Неденежные и наличные обороты служат прекрасной почвой для теневого рынка и коррупции. Многие финансовые организации специализируются на незаконном «обналичивании» средств предприятий. Государство вынуждено закрывать на это глаза, поскольку прекращение наличного оборота может привести к мощному экономическому кризису и сворачиванию в значительной мере базирующегося на «наличке» рынка.
7. Экономика России сильно долларизирована. Из-за вполне обоснованного недоверия населения к государству, банковским и финансовым организациям, не раз его обманывавшим и обворовывавшим, в России не удалось создать стимулов к привлечению накоплений населения в экономику. Граждане предпочитают хранить свои сбережения в форме наличных долларов. Около 60 млрд долларов вращаются в теневой экономике или лежит «в чулках» наших соотечественников. В то же время страна испытывает колоссальный инвестиционный голод.
8. Очень велик внешний долг нашей страны. До 1985 г. долг СССР был равен только 25 млрд долл. Перестройка экономики 1985-1991 гг обошлась в значительную прибавку долга до 95 млрд долл. Этот долг перешел к России. В 90-е годы он достиг 150 млрд долл. Несмотря на то, что все 90-е годы мы отдавали по 7-8 млрд долл. в качестве платы за проценты и уже отдали кредиторам около 80 млрд долл., сумма внешнего долга практически не изменилась и составляет сейчас около 20% ВВП.
9. Россия – федеративное государство. Однако в связи с непоследовательностью реформ и слабостью центральной власти многие регионы стали себя чувствовать почти независимыми. Они приняли множество собственных законов, противоречащих федеральным. Региональные элиты почувствовали вкус власти и превратили некоторые регионы в собственные вотчины, что также соответствует российским историческим традициям.
Региональные власти, пользуясь тяжелым финансовым положением многих предприятий, почти полностью подчинили их себе. Они воздвигли на границе регионов торговые барьеры жестче, чем межгосударственные. Неплатежеспособность предприятий и слабость бизнеса – основа власти региональных элит.
10. Содружество независимых государств так и не стало эффективным экономическим блоком. Торговые барьеры между государствами содружества не стали меньше. Межстрановая торговля уменьшается из года в год. Не создан не только валютный союз, но и удобный рынок мягких валют. Это существенно препятствует развитию торговли.
11. Экономика современной России опирается в основном на топливно-энергетический комплекс. Высокотехнологичные отрасли сильно деградировали. Общее состояние основных фондов почти всех отраслей экономики очень тяжелое. Почти везде износ достиг более 60%. Государственные инвестиции многократно сократились, а доходы предприятий не позволяют им проводить технологическую модернизацию. На науку отпускается только 0,4-0,5% ВВП. При таком объеме финансирования она неизбежно погибнет.
12. Несформированность формальных институтов рынка, незащищенность прав собственников и кредиторов, а также политическая нестабильность до сих пор препятствуют крупномасштабным прямым иностранным инвестициям.
13. Капитал продолжает активно покидать Россию. Бегство капитала составляет около 15-20 млрд долл. в год. Таким образом, остро нуждающаяся в инвестициях Россия не может удержать собственный капитал.
14. Внешнеэкономическая стратегия России ориентирована на продажу энергоресурсов, сырья и низкотехнологичной продукции. Из высокотехнологичной продукции продается в основном вооружение. Пока цены на нефть и другие ресурсы высоки, наша страна имеет хороший платежный баланс. Однако такая односторонняя ориентация может служить причиной будущей нестабильности всей российской экономики.