Тест № 4 Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения




К следующей паре приготовить презентацию на тему: «Невербальные средства общения». (минимум 7 слайдов). Прикрепить и отправить.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Общение между людьми осуществляется не только при помощи слов, но и жестов, мимики. Помимо этого каждое из средств коммуникации имеет несколько форм выражения.

В психологии известны многие методы и приемы невербального и вербального общения, которые способствуют налаживанию новых связей.

Значительно повысить эффективность коммуникации поможет применение всех приемов одновременно.

Вербальные приемы

Главным средством вербального общения является человеческая речь. Большинство современных ученых сходятся в том, что вербалика направлена лишь на передачу «сухой» информации, в то время как невербальные средства придают ей эмоциональный оттенок. Разнообразные приемы вербального общения выполняют сразу несколько функций:

  • Коммуникативная. Язык – основное средство общения, дающее возможность полноценно взаимодействовать с себе подобными;
  • Познавательная. Язык – признак сознательности. Большую часть информации об окружающем мире мы получаем с его помощью;
  • Эмоциональная. Язык – одно из средств выражения чувств и эмоций. Интонация при разговоре помогает нам выразить свое отношение к чему-либо.

Научно доказано, что методы вербального общения доносят лишь около 40 % информации до слушателя. Однако без него сложно представить нормальную коммуникацию. Тем, кто вынужден по долгу службы часто общаться с различными людьми, необходимо научиться строить взаимоотношения и стремиться к взаимопониманию. В этом вам помогут следующие приемы вербального общения:

  • «Имя собственное». Старайтесь обращаться к собеседнику по имени: многие из нас воспринимают это как заинтересованность нашей личностью;
  • «Зеркало отношений». Хотите расположить к себе человека? Используйте при разговоре приятное выражение лица и улыбку, которые непременно передадутся и собеседнику;
  • «Золотые слова». Полезный прием вербального общения – использование комплиментов по отношению к человеку. Главное здесь не переусердствовать и делать это искренне;
  • «Терпеливый слушатель». Собеседник обязательно оценит вас, если вы проявите внимание и терпение при разговоре, выслушаете его проблему и точку зрения;
  • «Личная жизнь». Неподдельный интерес к жизни собеседника (увлечения, хобби, работа и т.д.) непременно помогут наладить контакт с человеком.

Чтобы речь была эмоциональной, в этом помогают интонация и тон.
Невербальное общение

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков. Мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык, о котором до недавнего времени мало что знали - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "body language".

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Изучен почти миллион невербальных сигналов. Только с помощью рук человек может передать 700000 сигналов.

К средствам невербальной коммуникации относят, как правило, следующие: жест, позу, взгляд, выражение лица, дистанцию.

 

Разные народы по-своему прибегают к невербальному языку. Например, итальянцы в течение часа прибегают к жестам 80 раз, французы - 20, финны - 1 - 2 раза.

 

Язык жестов, с одной стороны, интернационален, с другой - каждый народ имеет свои жесты, держит свою дистанцию при общении. Все, что человек не может передать словами, он передает жестами, мимикой, взглядом. Невербальные сигналы показывают, как человек умеет владеть собой, а также, что в действительности люди думают о нас.

 

Например, лидер, здороваясь, подает руку ладонью вниз, а мягкий человек - ладонью вверх. Сжатые руки за спиной свидетельствуют об уверенности и превосходстве. В стрессовой ситуации, например, перед экзаменом, рекомендуется сделать такой жест, чтобы пропал страх. Скрещенные на груди руки - свидетельство закрытости, желание избежать неприятностей. Учитель на уроке, протягивая руку вперед, требует внимания и готов к диалогу с классом. Кивок головой означает одобрение, разрешение продолжать. Люди, скрестившие ноги во время беседы, требуют повышенного внимания, так как они готовы к соперничеству, конфронтации. Собеседник, сидящий на краю стула, ориентирован на действие, например, чтобы встать, уйти. Когда человек соединяет пальцы рук в купол, он уверен в себе, в том, о чем говорит - это знак доверительности. Жест самоконтроля - руки сведены за спину, и там одна рука сильно сжимает другую руку. Руки, приложенные к груди, - знак открытости и честности. Активная жестикуляция отражает часто положительные эмоции и понимается как признак дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция выдает беспокойство, неуверенность в себе, может служить признаком агрессивности.

 

Важным фактором в общении является и межличностное пространство. Исследователями выделено четыре зоны общения:

 

Интимная зона (от 15 до 50 см) - это зона тесного эмоционального контакта (дети, родственники);

Личная зона (от 50 до 1,2 м) - общение друзей;

Социальная зона (от 1,2 до 3,7м) - эта дистанция выдерживается с посторонними людьми, для неформальных и деловых отношений;

Общественная зона (более 3,6 м) - при общении с большой аудиторией.

 

Отвечая на невербальное общение, человек невольно копирует позы, жесты говорящего, как бы говоря: «Продолжайте, я слушаю», побуждая тем самым к дальнейшему общению или, напротив, показывая, что общение не состоится.

 

 

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Тест № 4 Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения

Инструкция: Ответьте на приведенные утверждения «да» или «нет».

 

1. Собеседники часто обращают мое внимание на то, что я го­ворю слишком громко или слишком тихо.

 

2. Во время разговора я порой не знаю, куда деть руки.

 

3. Я чувствую неловкость в первые минуты знакомства.

 

4. Почти всегда предстоящее общение с незнакомым челове­ком вызывает у меня тревогу.

 

5. Я часто бываю скован в движениях.

 

6. В течение 10-минутной беседы я не могу обойтись без того, чтобы к чему-либо не прислониться или на что-либо не облокотиться.

 

7. Я обычно не обращаю внимания на мимику и движения парт­нера, сосредотачиваясь на его речи.

 

8. Я стараюсь ограничить круг своего делового общения нескол ь-кими хорошо знакомыми мне людьми.

 

9. При разговоре я часто верчу что-либо в руках.

 

10. Мне трудно скрыть внезапно возникшие эмоции.

 

11. Во время деловых бесед я стараюсь полностью исключить мимику и жестикуляцию.

 

Обработка результатов

 

Чем меньше утвердительных ответов (ответов «да»), тем лучше человек владеет невербальными средствами общения.

 

Если даны 11 отрицательных ответов («нет»), это не означает, что можно пренебречь невербальными методами. Внимательно наблюдая за собой и собеседниками, можно обнаружить много интересных, информативных моментов, которые ранее ни о чем не говорили и которые теперь способны значительно облегчить вашу профессиональную деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: