Героиня романа Ф.М. Достоевского




Учебный год

Год, весна, ЗФО

Лекция 5

Тема 5. ВНЕШНИЙ ОБЛИК И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Манеры поведения делового человека

Одежда

Этико-профессиональное развитие сотрудников (работающего персонала)

Технологии и механизмы реализации этических требований

 

Введение

 

Манеры выказывают нравы подобно тому, как платье обнаруживает талию.

Ф. Бэкон

Наука - капитан, а практика - солдаты.

Леонардо да Винчи

Наш главный недостаток заключается в том, что мы больше склонны обсуждать вещи, чем делать их.

Дж. Неру

Конец XX - начало XXI в. ознаменовались, с одной стороны, глобализацией всех форм общественной жизни, небывалым ростом технологического могущества человечества, а с другой – нарастанием глобальных угроз будущему всего населения Земли, причем главным фактором риска оказывается сам человек с его деформированными духовными ценностями.

Одним из опаснейших последствий техногенного характера прогресса в наше время явился «поворот развития цивилизации в сторону воинствующего имморализма», который порождает растущий дефицит нравственности. Становится все более очевидным, что его преодоление возможно лишь на пути этизации всех сторон общественной жизни, в том числе профессиональной деятельности и профессионального образования.

В последние десятилетия в мире наблюдается растущий интерес во всем мире как к самой проблеме нравственности, так и к опыту разработки и использования мер, необходимых для ее обеспечения.

В первую очередь это касается:

· выявления факторов, детерминирующих этические основы деятельности организаций и поведения человека в процессе его профессиональной деятельности;

· актуализации различных форм контроля за этичностью деятельности организаций и их работников;

· совершенствования системы этико-профессионального развития персонала;

· разработки конкретных механизмов, обеспечивающих реализацию вырабатываемых в организациях этических требований;

· научной разработки и внедрения в практику методов управления персоналом в сфере нравственных отношений, критериев нравственной оценки персонала и методик их использования в процедурах отбора, конкурса, аттестации, квалификационных экзаменов, формирования резерва на выдвижение.

 

Первое, что люди воспринимают, вступая друг с другом в общение – это:

· внешний вид,

· манеры поведения,

· выражение лица,

· одежда,

· прическа.

Особенности внешнего вида человека выступают носителем информации:

· о его национальной принадлежности,

· о его половой принадлежности,

· о его возрастной принадлежности,

· о его социальном и профессиональном статусе,

· о роде его занятий,

· особенностях характера и воспитания,

· представлениях, вкусах, предпочтениях,

· о его интересах и настроении,

· и проч.

Как утверждают психологи, в 85 случаях из 100 люди строят первое впечатление от знакомства с человеком по его внешнему виду, причем судят друг о друге по внешнему впечатлению, которое они производят в течение первых минут знакомства. С первым впечатлением порой трудно бывает расстаться. Все, что про­тиворечит ему, вызывает недоверие и настороженность, которые преодолеваются с трудом.

Лишь 8-10% опрошенных согласились с тем, что для них внешность имеет немаловажное значение, причем около 70% из них – женщины.

Кроме того, телевизионная камера предъявляет к внешности своего объекта дополнительные специфические требования.

Например, некоторые цвета и рисунки тканей, блестящий металл в украшениях и оправах очков вызывают нежелательный эффект, называемый визуальной вибрацией.

Красный цвет на телевизионном экране отличается неустойчивостью, способностью «растекаться» за пределы контуров фигуры, нарушать фокусировку. Некоторые рисунки тканей одежды (мелкая полоска, горошек, мелкая клетка, радужные разводы) на экране вызывают неприятное для глаз мерцание, которое специалисты называют «эффектом муаровых разводов».

Белый цвет зрительно увеличивает фигуру, дает блики и вызывает резкий контраст с темными цветами одежды.

Блестящие детали украшений также создают дополнительные зрительные эффекты отвлекающего характера. Поэтому людям, оказывающимся объектом внимания телерепортеров, рекомендуется избегать красного, белового и черного цвета в одежде, учитывать специфику телевизионного изображения.

 

Манеры поведения делового человека

Деликатности и достоинству само сердце учит, а не танцмейстер.

Героиня романа Ф.М. Достоевского

Манеры поведения делового человека.

Манеры поведения человека относятся к культуре поведения и регулируются этикетом.

Манеры:

1) внешние формы поведения человека,

2) устойчивые признаки, усвоенные и ставшие привычными особенности отношения к окружающим, формы общения,

3) характерные для человека и обратившиеся в привычку движения,

4) совокупность свойств речи (употребляемые выражения, словарный запас, тон, интонация),

5) способ одеваться, которые получают положительную или отрицательную оценку окружающих и отличают воспитанных людей от невоспитанных,

6) обозначают понятием «манеры» (фр. maniere).

 

Манеры можно подразделить:

1. На хорошие манеры

2. На плохие манеры

Хорошие (учтивые) манеры – неагрессивное поведение человека.

Хорошие (учтивые) манеры во многих странахи культурах этих стран важное место занимает «жест внимания», который выражает готовность внимательно слушать и повиноваться.

Плохие манеры равнозначны агрессивному поведению, поэтому очень важно знать, какие манеры считаются хорошими в различных культурах, так как смысл многих манер может быть понятен только представителям данной культуры. Незнание культурного кода другого народа, в том числе манер и правил этикета, может не только привести к мелким недоразумениям, но и вызвать взаимную неприязнь народов, разной (внешней и внутренней) общественности.

От понимания незначительных особенностей языка или манер поведения нередко зависит успех политических переговоров или деловых контрактов, а также контактов, сотрудничества и т.д.

Пример.

В учтивых манерах многих культур важное место занимает «жест внимания», выражающий готовность внимательно слушать и в случае надобности повиноваться, причем в некоторых культурах этот жест сильно утрирован.

В Австрии это один из самых распространенных жестов вежливости, особенно у женщин из хороших семей. Внимание к собеседнику подчеркивается тем, что слушатель вытягивает шею и одновременно поворачивает голову, подчеркнуто «подставляя ухо» говорящему.

В ФРГ (Северная Германия) считается учтивым, чтобы слушатель держал голову ровно и смотрел говорящему прямо в лицо.

В Японии, японские жесты учтивости, при которых слушающий подставляет ухо и иногда сгибается в церемониальном поклоне, немцу могут показаться проявлением жалкого раболепия. А на японца холодная вежливость европейца произведет впечатление непримиримой враждебности.

Манеры поведения отражают:

1. уровень духовной, нравственной и речевой культуры человека;

2. умение владеть собой, своими чувствами и поступками, осуществлять самоконтроль и самооценку, не допускать всплесков эмоций, наносящих ущерб достоинству других людей;

3. степень владения языком жеста, позы, телодвижений;

4. готовность быть открытым к общению;

5. способность внушать доверие и симпатию окружающим, проявлять расположенность к другим людям и вызывать ее по отношению к себе;

6. владеть тайнами самопрезентации (в психоэнергетике личности), которое может проявляться в особом блеске глаз, очаровании улыбки, своеобразной, теплой интонации голоса, привлекательности данной манеры поведения, магии жеста, осанки, походки и проч.;

7. привычку считаться с мнениями и вкусами окружающих; следовать «золотому правилу нравственности»: «поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе».

Обучение хорошим манерам издавна считалось одной из необходимых составляющих аристократического воспитания.

По манерам поведения человека мы оцениваем не только его внешние характеристики, но и делаем умозаключения, причем часто бессознательно, о внутренних психологических качествах его характера и уровне его культуры. Тем самым мы как бы «читаем» внутренний мир человека, вырабатывая собст­венное эмоциональное отношение к нему.

При этом мы прежде всего выделяем такие характеристики воспринимаемого облика человека:

1. выражение лица собеседника;

2. способы выражения им чувств (экспрессию);

3. пантомимика;

4. позы, походку и положение тела;

5. особенности голоса и речи;

6. одежда, прическа и аксессуары.

Коммуникативный сигнал номер один во всем мире - выражение лица человека, которое является сильнейшим излучателем энергетики.

Пример.

Элегантно одетая женщина с хмурым неприветливым лицом вряд ли сможет расположить к себе человека и вызвать симпатию.

А женское лицо, освещенное доброжелательной улыбкой, несет в себе душевную расположенность к людям и внушает доверие.

Улыбающееся лицо вызывает доверие, располагает к общению, поднимает настроение.

Сердитое, раздраженное или равнодушное лицо, напротив, служит сигналом «стоп» к продолжению общения.

Неумение контролировать выражение своего лица является признаком невоспитанности.

Зрительный контакт.

Зрительный контакт - необходимое условие создания доверительных взаимоотношений. Но прямой пристальный и продолжительный взгляд создает у собеседника чувство дискомфорта.

В ситуации делового общения важно контролировать угол зрительного контакта: взгляд, опускающийся ниже уровня подбородка собеседника, считается неприемлемым.

Такой взгляд допустим только в ситуации дружеского, неформального общения!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: