Консультация для родителей
Тема: «Как помочь детям освоиться в пространстве и когда это следует начинать»
Форма проведения: видеоконсультация
Провела: Моисеева Алёна Андреевна,
учитель-дефектолог МАДОУ «Детский сад № 46»
г. Череповец
2020-2021 уч.год
Цель: информирование родителей об этапах и способах формирования пространственных представлений у детей.
Задачи:
1. Повышать компетентность родителей в вопросе развития пространственных представлений детей.
2. Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие пространственных представлений у детей.
Содержание консультации
Очень часто у детей встречаются затруднения с ориентировкой в пространстве. Как же помочь детям освоиться в пространстве и когда это следует начинать.
Давайте попробуем разобраться с этим вопросом.
У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за ориентировку в пространстве. С помощью взаимодействия таких органов чувств как слух, зрение и осязание мы воспринимаем пространство. По мере обогащения чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире у детей развивается способность ориентироваться в пространстве.
1 этап. Восприятие собственного тела и определение его границ. На этом этапе можно использовать различные стихотворные игры, сопровождая их действиями. Например:
«Дарики»
Дарики-дарики, (хлопаем в ладоши)
Вот летят комарики. (складываем пальцы щепоткой)
Полетели, полетели (показываем как летят)
зззз
На носик (ротик и т.д.) сели.
Посидели, посидели
Улетели.
«Называем мы слова»
Называем мы слова: Лоб, затылок, голова, Шея, плечи, пальцы, ногти, Кулаки, ладошки, локти, Нос, живот, колени, пятки, Губы, бедра и лопатки. Части тела изучаем, Части тела называем.
|
С детьми постарше можно поиграть в игру «Отбей мяч». Взрослый проговаривает, как необходимо отбить мяч, а ребенок выполняет.
«Отбей мяч»
Поймай мяч двумя руками и верни обратно. Отбей мяч двумя руками. Отбей мяч частью тела, которую назвал ведущий. Отбей мяч частью тела, которая имеет пару. Ведущий называет часть тела и сторону.
По мере взросления, ребенок начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.
С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь ребенку разобраться, что к чему. Ребенок сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а уже затем называть все своими именами.
Для того чтобы сформировать представления ребенка о правой и левой стороне своего тела можно использовать различные ориентиры. Для этого мы используем конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. На ведущую руку привязываем или надеваем понравившийся предмет. Например, ленточки, резиночки, браслеты, часы, кольца. И используем его как маячок.
«Разложи мячики по цветам»
На правую руку крепится зелёная ленточка, на левую – красная. Нужно соотнести цвет ленточки на руке и цвет шарика и разложить их на тарелку. Зеленые шарики – левой рукой, красные – правой.
Для закрепления правой и левой стороны. Можно поиграть в игру «На кнопочной фабрике».
|
Руками нажимаем на маленькие кнопки, ногами – на большие».
Нажимаем на маленькую кнопку правой рукой, раз, два, три, четыре, пять.
Нажимаем на большую кнопку левой ногой – раз, два, три, четыре, пять. И т.д.
Когда ребенок легко справляется с этим заданием можно усложнить игру и предложить поиграть, нажимая на кнопки поочерёдно. Например, маленькая левая - маленькая правая, маленькая левая - большая правая.
Следующее направление – это ориентировка относительно себя (справа, слева, сзади, спереди). Обращайте внимание ребенка на предметы и строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся.
Для закрепления понятий право-лево, вперед-назад можно использовать игру «Робот»
У робота есть 4 кнопки: на голове, на правом плече, на левом плече, на спине. Если взрослый дотрагивается 1 раз до головы, то необходимо сделать 1 шаг вперед, если до левого плеча, то один шаг влево, если 2 раза до правого, то 2 шага вправо, если 3 раза до спины, то 3 шага назад.
Игру можно усложнить, завязав ребенку глаза.
Важно, чтобы ребенок не только знал, где право, а где лево, где спереди, где сзади относительно себя, но и мог определить эти направления относительно любого предмета.
Ориентировка на плоскости
Особое и важное место в формировании пространственных представлений у детей занимает ориентировка на плоскости (на листе бумаги, на столе, на какой-то ограниченной плоскости). В первую очередь ребенок должен понять, что есть определенное ограниченное пространство, имеющее свой верх и низ, середину и стороны. На котором можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.
|
Игра «Разложи предметы»
Предложите ребёнку найти середину, центр, верхнюю и нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и левую сторону листа бумаги.
Предложите взять 5 красных кружков и положить в правый верхний угол, а 3 синих - в нижний левый угол. Важно, чтобы, выполнив задание, ребёнок рассказал о месте расположения тех или иных предметов.
«Определи куда направляются животные»
Для этого нам понадобится лист бумаги, разделённый на 16 клеточек. В каждой клеточке рисуем стрелку, показывающую направление движения. Предлагаем ребенку разложить фигуры животных в соответствии с заданным направлением.
Надеемся, упражнения и игры, которые мы Вам рекомендовали Вы будете их использовать с пользой.