Организационная деятельность учреждения выражается в разработке и утверждении комплекса организационно-правовых документов, содержащих правила, нормы, положения, устанавливающие статус организации, ее компетенцию, структуру, штатную численность и должностной состав, функциональное содержание деятельности организации в целом, ее подразделений и работников, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.
Цель разработки организационно-правовых документов – наиболее рациональное разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
К организационно-правовым документам относятся следующие, представленные на рисунке 13.2.
Рис. 13.2. Основные типы организационно-правовых документов,
1. Устав организации. Порядок составления, оформления и изменения уставов для учреждений конкретных организационно-правовых форм регулируется отдельными законодательными актами.
2. Положения разрабатываются по указанию руководителей организации по инициативе руководителей структурных подразделений.
Положения бывают типовые и индивидуальные. При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений. Различаются следующие виды положений:
1. Положение об организации – правовой акт, на основании которого действуют государственные бюджетные организации. Это, в первую очередь, высшие органы государственной власти и управления, федеральные органы исполнительной власти и некоторые другие.
2. Положения о структурных подразделениях (службах) можно классифицировать на следующие виды:
|
· положения о структурных подразделениях;
· положения о коллегиальных и совещательных органах как руководящих (совет директоров, правление), так и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);
· положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Положение является сложным документом, его структура и содержание, как правило, определяется учреждением-разработчиком.
Изменения в положения о структурных подразделениях и иных органах учреждения вносятся распорядительными документами руководства по мере необходимости.
3. Регламенты работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства определяет:
· статус коллегиального или совещательного органа;
· порядок планирования работы;
· порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседании;
· внесение материалов на рассмотрение;
· порядок рассмотрения материалов и принятия решений на заседании;
· ведение протокола заседания;
· оформление решений коллегиального или совещательного органа;
· порядок доведения решений до исполнителей;
· материально-техническое обеспечение заседаний.
Регламенты утверждаются руководителем организации или руководителем коллегиального или совещательного органа. В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, а также согласования с заинтересованными подразделениями и юридической службой.
4. Штатное расписание оформляется на стандартных листах бумаги формата А4 альбомной ориентации с нанесением реквизитов общего бланка: наименование организации, наименование вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. В заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание. Текст штатного расписания составляется в табличной форме. Указываются коды и наименования структурных подразделений и должностей, количество единиц по штату, должностной оклад, надбавки и месячный фонд зарплаты по должностным окладам.
|
Ответственность за подготовку штатного расписания, а также визы согласования определяются в организационно-правовых документах организации или учреждения.
Штатное расписание утверждается руководителем организаций с проставлением гербовой печати (или печати организации) на грифе утверждения.
Изменения в штатное расписание вносятся по мере необходимости приказами или распоряжениями руководителя.
5. Должностные инструкции разрабатываются навсе должности, предусмотренные штатнымрасписанием.
Должностная инструкция разрабатывают руководители структурных подразделений, отделы кадров или специалисты по работе с персоналом. Текст согласовывается с юристом, специалистами отдела труда и заработной платы. Утверждаются должностные инструкции руководителем организации или распорядительным актом.
Изменения в должностную инструкцию вносятся приказом руководителя организации или распорядительным актом. Датой введения инструкции в действие является дата ее утверждения (если в тексте не указана другая дата).
|
Текст инструкции носит характер указаний, рекомендуются четкие формулировки с распорядительными словами: «должен», «имеет право», «не допускается», «запрещается» и т.д. Текст излагается от третьего лица или в безличной форме.
Если инструкцией предусматривается введение в практику документа новой формы (карты учета, акта, плана задания и т.п.), то проект бланка этого документа должен содержаться в приложении к инструкции. В тексте должен быть описан порядок использования прилагаемого документа.
Должностная инструкции может служить основанием для составления трудового договора (контракта) и может использоваться при разрешении трудовых конфликтов и споров.
6. Инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (например, инструкция по документационному обеспечению). Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и разбиваемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Текст инструкции должен начинаться с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели и причины издания документа, область распространения, основания для разработки и другие сведения общего характера. В тексте инструкции используются слова «должен», «следует», «необходимо», «не допускается», «запрещается» и т.п.
Инструкция подписывается руководителем структурного подразделения, разработавшим ее, и подлежит утверждению. Инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим то управление деятельности, которого касается содержание инструкции. Утверждаются инструкции руководителем организации.
Документы инструктивного характера могут также называться «Правила», «Положение» и т.д.
Организационно-правовые документы содержат положения строго обязательные для исполнения, они реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения. Эти документы в обязательном порядке проходят процедуру утверждения уполномоченным на это органом – вышестоящей организацией, руководителем данной организации или ее коллегиальным органом (например, собранием акционеров, советом директоров, Ученым советом и др.) или руководителем структурного подразделения – в зависимости от вида и разновидности организационно-правового документа. Организационные документы могут утверждаться непосредственно актом руководителя с проставлением грифа утверждения на организационно-правовом документе или распорядительным документом (постановлением, решением, приказом или распоряжением).
Организационно-правовые документы, с точки зрения срока действия, относятся к бессрочным и действуют до их отмены или до утверждения новых. В стабильно работающем учреждении необходимость пересмотра, изменения или дополнения организационно-правовых документов может возникать один раз в несколько лет. В зависимости от характера и глубины изменений в деятельности учреждения организационно-правовые документы либо разрабатываются заново, либо в них вносятся необходимые изменения и дополнения распорядительными документами (приказом или распоряжением руководителя). В случае реорганизации деятельности учреждения разрабатываются и утверждаются новые организационно-правовые документы.
Порядок внесения изменений и дополнений и их пересмотра зависит от вида организационно-правовых документов.
Разрабатываются организационно-правовые документы руководством учреждения или подразделения с привлечением квалифицированных специалистов, хорошо знающих работу учреждения как в целом, так и по отдельным направлениям.
Организационно-правовые документы оформляются на стандартном листе бумаги с обязательным нанесением всех необходимых реквизитов: название учреждения и/или подразделения (если документ утверждается руководителем подразделения), наименование вида документа, дата, номер документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Датой организационно-правового документа является дата его утверждения.
Текст большинства организационно-правовых документов состоит из разделов, имеющих собственные заголовки и разделенных на пункты, нумеруемые арабскими цифрами.
В процессе подготовки организационно-правовые документы в обязательном порядке проходят процедуру согласования (визирования) со всеми заинтересованными подразделениями и лицами, юридической службой (юристом), заместителями руководителя организации или одним из заместителей, курирующим соответствующее направление деятельности организации.
Независимо от характера и содержания деятельности организации, ее организационно-правовой формы, компетенции, структуры и других факторов, руководство любой организации наделяется правом издания распорядительных документов.
Основное назначение распорядительных документов – регулирование деятельности, позволяющее руководству организации обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от своей деятельности и деятельности организаций и подразделений, входящих в его систему. От того, насколько эффективно регулируется деятельность учреждения, зависят результаты работы организации.
Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз по системе управления: от управляющего органа к управляемому, т.е. от руководителя организации к структурным подразделениям и работникам. Именно эти документы реализуют управляемость объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к нормативным правовым актам. С их помощью разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений.
Основные виды распорядительных документов представлены на рисунке 13.3.
1. Постановление – правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми центральными органами федеральной исполнительной власти, действующими на основе коллегиальности, а также представительными и коллегиальными исполнительными органами субъектов РФ в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач, стоящих перед данными органами, и установления стабильных норм, правил.
Постановления принимаются также руководящими коллегиальными органами общественных организаций по наиболее важным принципиальным вопросам их деятельности.
В постановлениях раскрываются хозяйственные, политические и организационные вопросы. Часто постановления утверждают различные нормативные документы.
Рис. 13.3. Основные типы распорядительных документов.
Проект постановления должен быть согласован со всеми заинтересованными органами исполнительной власти и иметь визы их руководителей. Для проектов ведомственных нормативных актов обязательна процедура их юридической экспертизы и соответственно виза руководителя юридической службы.
Постановления подписываются руководителем органа управления. Постановления Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти вступают в силу после их регистрации и официального опубликования.
2. Решение – правовой акт, принимаемый коллегиальными и совещательными органами учреждений, организаций, предприятий, фирм в целях разрешения наиболее важных вопросов их деятельности.
Решениями называются также совместные распорядительные документы, принимаемые двумя и более неоднородными органами (действующими на основе коллегиального и единоличного принятия решений).
Текст решения состоит из констатирующей и распорядительной частей.
В констатирующей части указываются причины издания решения, цели, которые достигаются при его исполнении. Если решение издается на основании распорядительного документа вышестоящего органа, то в констатирующей части указывается название, номер, дата, заголовок этого документа.
В распорядительной части указывается наименование органа, принимающего решение, затем слово «РЕШИЛ» прописными буквами на отдельной строке.
Распорядительную часть можно делить на пункты, где указываются исполнители, действие, срок исполнения.
Решение подписывается председателем и секретарем коллегиального органа, они не вправе изменять содержание текста.
3. Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоличного принятия решений, в целях разрешения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. Приказ является основным распорядительным документом.
В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и лиц.
В деятельности организаций выделяют следующие виды приказов:
По организационным вопросам | Издаются в случаях создания, реорганизации или ликвидации учреждения, при утверждении структуры и штатов, в целях утверждения и/или введения в действие различных организационно-правовых, плановых, отчетных, инструктивных, методических документов, при создании временных или постоянных коллегиальных или совещательных органов и т.д. |
По основной деятельности | Регулируют порядок финансирования деятельности учреждения, ее материально-технического обеспечения, научно-техническую политику, информационное обеспечение деятельности, социальные вопросы, а также порядок выполнения, характер и содержание специфических для каждой конкретной организации видов деятельности. |
По личному составу (кадровые приказы) | Регулируют прием, перемещения, увольнения работников, предоставление отпусков, присвоение разрядов, вынесение взысканий и поощрений работников. |
Приказы оформляются на специальном бланке – бланке приказа или общем бланке организации с указанием вида документа – ПРИКАЗ. Приказы содержат следующие обязательные реквизиты: наименование вышестоящей организации (если она имеется), название вида документа, дата и номер документа, место издания, заголовок к тексту, подпись, визы.
Приказы издаются только при необходимости. Изменения, дополнения, отмены приказов производятся только приказами.
Подготовка проекта приказа включает следующие стадии:
· изучение существа вопроса, законодательных актов, других документов, издававшихся по этому вопросу, проработка информационно-справочных документов предприятия: справок, отчетов, писем;
· подготовка текста документа;
· согласование текста;
· подписание приказа;
· доведение до сведения исполнителей.
Подготовка приказа, как правило, поручается структурному подразделению; группе лиц, отдельному должностному лицу.
Приказ должен иметь заголовок, который формулируется четко, по возможности кратко, выражая основное содержание документа. Заголовок к приказу строится по схеме «О чем?». Например:
«О создании технопарка на базе СГМУ» или «Об увеличении финансирования медицинских услуг работникам Института информационных технологий СГМУ»
Текст приказа состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной. В констатирующей части дается обоснование предписываемых действий. Если основанием к изданию приказа является законодательный или правовой акт вышестоящей организации или правовой акт, ранее изданный данной организацией, во вступительной части указываются его название, дата, номер, например:
«В соответствии с Положением о создании, реорганизации и ликвидации филиалов и представительств университета, утвержденным Ученым советом СГМУ 15.05.2007, и на основании решения Ученого совета Института менеджмента СГМУ о создании Представительства в г. Новодвинске (протокол от 18.06.2007 № 6)
ПРИКАЗЫВАЮ:...»
Если проект приказа готовится в дополнение или изменение ранее изданного приказа, то в констатирующей части указывают дату, номер, заголовок дополняемого или изменяемого приказа.
Если приказ издается в инициативном порядке, т.е. во исполнение возложенных на организацию функций и задач, во вступительной части формулируются цели и задачи предписываемых действий, факты или события, послужившие причиной издания приказа:
«В связи с завершением строительства нового учебного корпуса института по пр.Троицкий, д. 51а
ПРИКАЗЫВАЮ :...»
Вступительная часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в разъяснении или обосновании.
Распорядительная часть начинается словом ПРИКАЗЫВАЮ, которое пишется прописными буквами. Текст делится на пункты.
Пункт распорядительной части, содержащий поручение, включает: наименование исполнителя или исполнителей, предписываемое действие, конкретный срок выполнения поручения. При наличии промежуточных сроков выполнения или при разбивке предписываемого действия на отдельные задания каждое из них формулируется отдельным подпунктом. Каждый пункт или подпункт распорядительной части проекта приказа содержит только одно задание с конкретным сроком исполнения. Срок исполнения в распорядительной части приказа не указывается в случаях, если предписываемое действие или действия носят постоянный характер.
Количество исполнителей по каждому пункту (подпункту) не ограничивается.
Последний пункт приказа формулируется таким образом: «контроль за исполнением приказа возложить на (наименование должности, инициалы и фамилия)». Если руководитель сам будет осуществлять контроль за исполнением приказа, тогда пункт о контроле можно опустить или сформулировать следующим образом: «Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой».
Если приказ отменяет полностью или частично ранее изданные приказы по рассматриваемому вопросу, то в предпоследнем пункте необходимо их перечислить.
Дата приказа – это дата подписания приказа, начала его действия. Подписывает приказ руководитель организации, в его отсутствие – заместитель. Если должностное лицо, подпись которого заготовлена в приказе, отсутствует, его перепечатывают.
До представления на подпись руководителю приказ визируется всеми заинтересованными подразделениями и должностными лицами. Визы проставляются на первом экземпляре приказа в нижней части последнего листа документа или на обороте последнего листа.
Может осуществляться и внешнее согласование с разными организациями, когда приказ затрагивает их интересы; органами государственного контроля; коллегиальными и общественными организациями. Внешнее согласование оформляется грифом согласования или листом согласования.
Если к приказу имеются приложения справочного или аналитического характера (графики, схемы, таблицы), в тексте в соответствующих пунктах распорядительной части даются ссылки: (приложение 1); (приложение 2).
На самом приложении в правом верхнем углу первого листа печатается слово «Приложение» (если приложений несколько, они нумеруются) и указывается, к какому приказу или пункту приказа относится приложение.
Если приложением к приказу является утверждаемый документ (положение, правила, инструкция и т.п.), в соответствующем пункте распорядительной части делается отметка: (прилагается), а на приложении в верхнем правом углу размешается гриф утверждения документа.
В приказах, имеющих одно или несколько приложений, должна быть единая нумерация страниц, с охватом основного текста и всех приложений.
Внесение изменений и дополнений в приказ после подписания не допускается без разрешения подписавшего документ.
К приказу составляется список рассылки, куда входят подразделения, организации, должностные лица, которых касается приказ.
Подлинники приказов хранятся в канцелярии и не выдаются для пользования.
С приказов можно делать копии и выписки согласно списку на рассылку. Дополнительные копии можно снять с разрешения руководителя.
Выписка – копия части приказа или другого документа. В выписке берется только та часть текста, которая нужна для работы. Констатирующая часть пишется полностью (если она есть).
4. Распоряжение – правовой акт управления государственного органа, имеют обязательную силу для граждан и организаций, которым оно адресовано. Распоряжения издают предприятия, организации, министерства, правительство, администрации городов, районов и т.д.
Распоряжения бывают длительного действия и касающиеся конкретного вопроса.
Текст распоряжения имеет констатирующую и распорядительную части. В первой указывают цель или причину распоряжения, во второй, начинающейся словом «ОБЯЗЫВАЮ », – предписываемые действия. В констатирующей части целесообразно использовать устойчивые формулировки: «В соответствии», «В связи», «В целях»...
Проект Распоряжения должен быть согласован с организациями или должностными лицами, которые заинтересованы в данном документе.
Исполнителями распоряжений могут быть учреждения, структурные подразделения или должностные лица; в последнем пункте указывают лиц, на которых возлагается контроль за его исполнение.
5. Указание – правовой акт, издаваемый единолично руководителем организации или его заместителями преимущественно по вопросам информацнонно-методического характера, а также по вопросам, связанным с организацией выполнения приказов, инструкций и других актов данной или вышестоящей организации.
Указание может издаваться при оформлении командировок, наложении взысканий и т.д.
В организациях право издания указания предоставлено руководителям, их заместителям, руководителям структурных подразделений, которые действуют на правах единоначалия в пределах их компетенции.
Указания должны иметь заголовок, который формулируется также как заголовок к тексту приказа.
Текст указания, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.
Констатирующая часть раскрывает причины издания документа и обычно начинается устойчивыми формулировками: «Во исполнение...», «В целях...», «В соответствии...»
Распорядительная часть начинается словом «ОБЯЗЫВАЮ » или «ПРЕДЛАГАЮ » в зависимости от содержания указания. Текст может делиться на пункты и подпункты. Каждый пункт строится по схеме: исполнитель в дательном падеже после ПРЕДЛАГАЮ или в родительном падеже после ОБЯЗЫВАЮ, далее указывается предписываемое действие и далее – срок исполнения.
В последнем пункте указания возлагается контроль за исполнение документа на должностное лицо (указывается должность, инициалы, фамилия). Если контроль за исполнение берет на себя руководитель, подписавший его, то последний пункт писать не надо. Датой указания является дата подписания. Оформляется на бланках формата А4 или листе бумаги с воспроизведением всех реквизитов документа.
Если указания рассылаются в подведомственные организации с целью доведения до них общих для всех норм, положений или иных сведений, они оформляются на общем бланке с угловым расположением реквизитов и оформлением в правом верхнем углу реквизита «Адресат». Если организаций, в которые рассылается указание, более трех, адресат оформляется обобщенно, т.е. рассылка указаний в этом случае осуществляется по списку.
Практическое задание
Для открытия медицинского центра реабилитации ветеранов, участников ВОВ и политических репрессий необходимо составить организационную структуру и должностные инструкции следующих сотрудников центра:
· директора центра;
· зам. директора по социальным вопросам;
· зам. директора по персоналу;
· главного бухгалтера;
· ведущего экономиста;
· инспектора по кадрам;
· заведующего отделением;
· врачей (различных отделений);
· медсестер;
· секретаря;
· обслуживающего персонала.
Составьте приказ о создании центра. Нарисуйте схему подчиненности сотрудников.