Общие понятия управления и принципы




Управление - это процесс создания целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально значимых результатов.

Это ориентирует практику управления на четкое понимание социальной миссии каждой системы управления (от трудовой организации до общества в целом), повышает возможности для объективной оценки качества труда всех занятых этим видом деятельности на всех этажах системы управления.

Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди - субъекты и объекты управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности.

Субъект управления- это органическая структурно-функциональная составляющая социальной системы управления, это индивид или группа людей (коллегиальный орган управления), наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других. Он выполняет ряд базовых социальных ролей, в том числе генератора идей и целевых установок, разработчика концепции управления и организатора процесса ее материализации и др. Социальный статус субъекта управления в иерархической структуре и в системе управления в целом определяется масштабностью (границами) и значимостью объекта управления.

Объект управления- это та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления.

Субъектиобъектуправлениявзаимодополняютдругдругакаксубъектыумственногоифизического, управленческогоиисполнительскоготруда. Вединствеэтихпротивоположностейзаложенодиалектическоеначалосистемыуправления, посколькусубъектиобъектуправления - этотеоретическирасчлененнаяцелостность, называемаясоциальнойсистемойуправления. Социальнаяприродауправления, противоречивостьэлементов, отношенийипроцессоввсистемеуправления, многогранностьпроблемтеорииипрактикиуправленияподсказывает, чтовсеэтоплодотворнорассматриватьспозициисоциальнойфилософии, позволяющейиобязывающейанализироватьэтосоциальноеявлениекакглобальноеспозициивсеобщего, особенногоиединичного.

Функция управления - выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему.Комбинация функций лежит в центре системы управления (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Место категории “функции управления” в управленческом процессе

Классификация функций управления:

1. Содержание управленческой деятельности

1.1. Прогнозирование и планирование

1.2. Организация

1.3. Активизация (мотивация, стимулирование)

1.4. Контроль

1.5. Координация

1.6. Регулирование

1.7. Исследование

2. Организационная роль функции

2.1. Функции интеграции (объединения)

2.2. Функция дифференциации (разделения, выделения. Обособления, специализации)

3. Направление деятельности

3.1. Инфрафункции

3.2. Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)

4. Сферы развития объекта управления

4.1. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и прочее)

4.2. Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и прочее)

4.3. Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и прочее)

[2]

 

4.4. Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и прочее)

5. Этапы производственного процесса

5.1. Управление подготовкой производства

5.2. Управление процессом производства

5.3. Управление обеспечением производства

5.4. Управление процессами реализации продукции

6. Тип производства

6.1. Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства

7. Масштаб времени

7.1. Стратегическое управление

7.2. Текущее (тактическое) управление

7.3. Оперативное управление

8. Этапность процесса управления

8.1. Целеполагание

8.2. Определение ситуации

8.3. Определение проблемы

8.4. Решение

9. Основные факторы производственного процесса

9.1. Управление продуктом

9.2. Управление персоналом

9.3. Управление информацией

[3]

Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.

Автором первых принципов управления был А.Файоль.

Принципы управления по А.Файолю (таблица 1):

Принцип Содержание принципа
1 Разделение труда Специализация работ для эффективного использования труда работающего
2 Полномочия и ответственность Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы
3 Дисциплина Выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины
4 Единоначалие Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником
5 Единство действий Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану
6 Подчиненность личных интересов Преимущество интересов организации
7 Вознаграждение Получение работниками справедливого вознаграждения за работу
8 Централизация Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией и децентрализацией
9 Скалярная цепь Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии через непрерывную цепь команд ("цепь начальников")
10 Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте
11 Справедливость Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи
12 Стабильность персонала Установка работающих на лояльность к организации и долгосрочную работу
13 Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в границах их полномочий и работ
14 Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации (в единении-сила")

 

Таблица 1

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: