Законы социального управления




Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.

Законы социального управления выражают реальные отношения в системах управления различной масштабности и носят объективный характер. В общественной жизни действие законов проявляется в виде тенденций как следствие исключительно деятельности людей. Поэтому законысоциального управления- это объективные, повторяющиеся, существенные причинно-следственные связи, взаимозависимости субъекта и объекта управления в конкретной системе управления в процессе ее функционирования. Объективная природа законов социального управления проявляется как связь, совпадение или противоречие интересов сторон взаимодействия. Познание законов управления создает возможность управлять социальными процессами, оптимизировать их результаты.

Многообразие объекта управления по различным признакам диктует закон необходимого разнообразия и быстродействия. Неразвитость субъекта управления, ограниченность его способностей и возможностей действенно влиять на объект управления и продуктивно взаимодействовать с ним зако- номерно снижает управляемость и результативность конкретной системы управления. Закон обязывает либо принимать организационные выводы, ли- бо форсированно повышать управленческую квалификацию, либо принять мужественное решение - подать в отставку.

Закон гармонизации интересов субъекта и объекта управления отражает их объективную взаимозависимость и потому необходимость взаимосодействовать друг другу в реализации целей системы и своих интересов. Игнорирование или недопонимание этого закона непременно создает организационную и социально-психологическую разобщенность, а в итоге - отчужденность, социальную напряженность между объектом и субъектом управления.

Закон соответствия требует выбора адекватных средств и методов влияния на объект управления с учетом его особенностей, состояния и других характеристик. Проявление различных нарушений этого закона свидетельствует о низком профессионализме или полном несоответствии статусу управленца.

Закон возвышения потребностей и целей обязывает руководителей всех уровней управления понимать естественное желание и право человека жить лучше, стремиться к развитию и реализации целей, в том числе в рамках конкретной системы управления и с ее помощью, обеспечивая, тем самым, повышение социальной активности, интеллектуального и организационного потенциала.

Закон слабого звена в системе управления, в процессе управления как системе, в отношениях с потребителями, поставщиками и местными органами власти обязывает к профилактическим действиям по предотвращению разрыва сложной цепи технологических, функциональных и других связей.

Закон выживания — один из особо важных в нынешних российских условиях - диктует необходимость решения двух значимых управленческих задач: обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции. Понятна их взаимосвязь и взаимозависимость для обеспечения не только выживания, но и для развития системы. Каждая из задач предполагает разные средства и методы их решения.

Объективно принципы и законы - важнейшие составляющие научных знаний об управлении, а умение руководствоваться ими в практической деятельности - свидетельство высокого профессионализма субъекта управления.

 

 

Модель управления

 

 

Модель - продукт моделирования, то есть процесса, в котором "участвуют" объект моделирования (оригинал) и субъект (тот, кто это моделирование непосредственно осуществляет).

В зависимости от критериев, политических и экономических пристрастий, установок и задач, которыми руководствуется автор (создатель), модель управления и экономические модели также могут совершенно отличаться друг от друга, более или менее соответствовать оригиналу и отражать авторскую точку зрения. Чья модель окажется лучше, выявляется при сравнении ее с реально существующим оригиналом и тем, насколько правильно она отражает и объясняет реально происходящие явления.

Под моделью управления понимается теоретически выстроенная совокупность представлений о том, как выглядит система управления, как она воздействует на объект управления, как адаптируется к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы менеджмента, стратегическое видение, целевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль за ситуацией, движущие силы развития и мотивационную политику.

Выделяют следующие основные модели управления:

· по виду преобладающей собственности на средства производства: капиталистическая, социалистическая, корпоративная;

· по степени рыночного влияния на экономику: рыночная (либеральная), рыночная с элементами государственного регулирования, социальная рыночная, модель государственного управления с развитыми рыночными отношениями, модель централизованного управления с элементами рынка (плановая);

· по характеру реализации властных полномочий руководством: авторитарная, демократическая;

· по критерию "встроенности" человека в систему производительных сил: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;

· по территориальному происхождению и месту адаптации: российская, американская, японская, шведская, германская, бразильская;

· по принадлежности к соответствующим школам менеджмента: школа научного менеджмента, школа рациональной бюрократии, административная школа, "классическая школа", школа НОТ, школа "человеческих отношений", мотивационная школа, школа "организационного поведения;

· по роли и месту человека в системе управления: модель Д.Макгрегора, модель У.Оучи;

· по отдельным управленческим признакам: модель 7С "Счастливый атом", модель управления по результатам, ситуационная модель;

· по отношению к изменениям во внешней и внутренней среде: статическая (традиционная, консервативная, текущего состояния), адаптивная (опережающая, инновационная), динамическая (прогнозная, вероятности, развития).[4]


 

Заключение

Таким образом, современное управление имеет сложную природу. С одной стороны, управление - это производительный труд, возникающий в процессе комбинированного производства с высоким уровнем специализации работников, обеспечивающий связь и единство производственного цикла. С другой стороны, управление - это деятельность по наблюдению, отслеживанию и контролю, в основе которой лежит противоположность между трудом непосредственно (трудом производителя) и собственником средств производства. Труд в сфере управления предполагает выполнение общественно необходимых задач по формированию, организации, регулированию, контролю и координации социально-экономических процессов. Функция выполняет роль управляющей силы над трудом. Собственность, как материальная основа благосостояния общества, реально обеспечивает собственникам право управления факторами производства (трудом, средствами и предметами труда, капиталом). Люди всегда определенным образом упорядочивали свою деятельность. Производство, его стремительное развитие постепенно убедило в невозможности успешного функционирования без упорядочения работы в организациях.

Управление, понимаемое в целом, как социо-культурный процесс, предполагает отбор и наследование мирового опыта - исторического и современного - полезного для повышения социальной эффективности системы управления любой масштабности. В современных условиях это фактор стратегического значения и потому проблема качества управления должна стать делом государственной и общенародной заботы.

Итак, изложенное в данной работе, дает возможность констатировать, что управление - это объективная социальная реальность, универсальное явление, предметная деятельность (разновидность общественно необходимого труда), научная и учебная дисциплина, социально значимая профессия и искусство создавать из социально-психологических отношений устойчивую и успешно функционирующую социальную систему управления различной масштабности, без которой не может находиться общество, так как она ей просто необходима.

 

 


 

Список используемой литературы

1. Бурганова А.Л. Общий и административный менеджмент [Электронный ресурс]: пособие для подготовки к экзамену / С.Я. Юсупова [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дашков и К, 2015. — 384 c. — 978-5-394-02029-2. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/17591.html (дата обращения: 22.12.2017)

2. Виханский О.С. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / О.С. Виханский // МГУ. - 1998. – с. 388. – Режим доступа: https://.google.ru/books?id=QNRLDAAAQBAJ&pg=PA389&lpg=PA389&dq=1.+Виханский+О.С.+Важнейшие+понятия+и+концепции+в+современном+управлении&source=bl&ots=oq9ff8IguQ&sig=w5tzUzOvxwT7zYUhQtjDWVzBMvc&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjq-4TF8qHYAhUBCZoKHWNLB9oQ6AEILDAB#v=onepage&q=1.%20Виханский%20О.С.%20Важнейшие%20понятия%20и%20концепции%20в%20современном%20упавлении&f=false(дата обращения: 22.12.2017)

3. Дятченко, Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами: моногр. / Л.Я. Дятченко; Белгор. центр соц. технологий; БелГУ; рец.: Н.И. Сазонов, В.И. Сперанский. - М.; Белгород: Центр соц. технологий, 1993. - 343 с. – Режим доступа:https://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/1415(дата обращения: 22.12.2017)

4. Кикоть В.Я. Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности [Электронный ресурс]: научное издание / В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 751 c. — 978-5-238-01775-4. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15409.html(дата обращения: 22.12.2017)

5. Литвак Б.Г. Наука управления [Электронный ресурс]: теория и практика / Б.Г. Литвак. — Электрон. текстовые данные. — М.: Дело, 2010. — 424 c. — 978-5-7749-0621-5. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/51030.html(дата обращения: 22.12.2017)

6. Литвак Б.Г. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник / Б.Г. Литвак. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 512 c. — 978-5-4257-0024-7. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/17052.html(дата обращения: 22.12.2017)

7. Радаев В. О рациональности и коллективном действии (O книге М.Олсона "Логика коллективного действия") // Вопросы экономики. № 10. 1996. С.144-152. –Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/iprog/topic/33388330/16217043.html(дата обращения: 22.12.2017)

8. Социальное управление: Словарь. - М., 1994. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. - М., 1999 Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.— М.: Высш. шк., 2001.— 271 с. – Режим доступа: https://law.sfu-kras.ru/attachments/article/4088/Ivanov%20I.%20Socialjnoe%20upravlenie.pdf(дата обращения: 22.12.2017)

9. Чечевишников А.Л. История внешней политики СССР и России в 1985–1999 гг.: проблемы, решения, результаты / Под общ. ред. А.В. Торкунова (А.В. Мальгин, М.М. Наринский, А.Л. Чечевишников). — М.: Фонд современной истории, 2010. – Режим доступна: https://www.nkbooksellers.com/books/?lang=cyr&rid=640250 (дата обращения: 22.12.2017)

10. Человеческий фактор в управлении [Электронный ресурс]: сборник статей /. — Электрон. текстовые данные. — М.: КомКнига, 2006. — 496 c. — 5-484-00391-1. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/8497.html(дата обращения: 22.12.2017)

 


[1]К. Маркс, Энгельс Ф. Сочинения. Том 1-50, 2-е изд. — Государственное издательство политической литературы, 1955—1981

 

[2] См. Литвак Б.Г.

[3]См. Литвак Б.Г.

[4] См. Бурганова Л.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: