II. Формулирование темы и целей урока.
– Форма урока «Творческая мастерская».
– Тему и цели урока вы поможете мне сформулировать после того задания, которое я вам предлагаю.
Игра «Узнай название стихотворения и фамилию автора».
Включает электронное приложение к учебнику, звучат отрывки стихов. Учащиеся называют стихотворение и его автора.
– К какому жанру относятся эти произведения?
– В каком разделе встречаются эти произведения? («Люблю природу русскую! Зима».)
– Откройте учебник. Какие цели ставили перед изучением этого раздела?
• Мы познакомимся…
• Мы научимся…
– Мы достигли этих целей?
– Тогда почему же в начале урока вы слышали те стихотворения, с которыми мы уже познакомились?
– Попытайтесь сформулировать тему урока. (Обучающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима».)
– Какие еще цели мы ставили перед изучением этого раздела?
– Какие же цели мы поставим на сегодняшнем уроке? (Обобщить и систематизировать знания по теме раздела.)
– У нас урок в форме «Творческая мастерская», значит, важнейшая цель – развивать ваши творческие способности.
Сегодня на уроке нам предстоит работа в группах. Это поможет вам развить свои коммуникативные умения, т. е. выслушивать мнение партнера и вырабатывать общую позицию.
– Кто же и как может создать картину зимы? (Поэт – словом. Художник – красками. Композитор – звуками.)
– Поэт, художник, композитор мир воспринимают по-разному. Сегодня мы это докажем.
III. Актуализация знаний.
Наш раздел называется «Люблю природу русскую! Зима». Три вида искусства объединяются: в художественном слове, красках и звуках, и получается полная картина зимы.
Звучит песня «Русская зима».
Физкультминутка
IV. Систематизация и обобщение знаний.
Работа в группах.
1-я группа – стихотворение И. Бунина «Первый снег».
2-я группа – стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою».
3-я группа – стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает».
4-я группа – стихотворение «Береза» (с. 196).
Конкурс на выразительное чтение стихотворения.
V. Интеграция с уроком изобразительного искусства.
Творческая работа в группах.
– Представляя сейчас стихотворения, как мы показали картину зимы? (Словом и звуком.)
– Как мы еще можем рассказать о зиме? (Кистью, то есть в живописи.)
Творческая работа в группах.
– Покажите в живописи то, о чем вы прочитали в своих стихотворениях.
На больших листах под музыку «Снежинка» К. Бальмонта дети рисуют.
VI. Релаксация.
Закрыть глаза и под музыку «Снежинка» К. Бальмонта помечтать о прекрасном времени года – зиме.
VII. Дифференцированные задания.
Раздает конверты, пока учащиеся отдыхают под музыку «Снежинка» К. Бальмонта.
– В каждом конверте задания трех уровней сложности:
1) На красном листке – высокий уровень сложности***.
Используя данные рифмы, сочините стихотворение.
___________________________ кроет, Буря мглою небо кроет,
___________________________ крутя; Вихри снежные крутя;
___________________________ завоет, То, как зверь, она завоет,
___________________________ дитя. То заплачет, как дитя.
2) На желтом листке – средний уровень сложности**.
– Работая с учебником, приведите примеры выразительных средств русского языка, которые используют поэты в своих стихотворениях о зиме.
3) На зеленом листке – базовый уровень сложности*.
Узнай название стихотворения и фамилию автора, собрав строчки стихотворения в правильном порядке.
Выберите вместе, договорившись, то задание, которое вам по силам.
Просигнализируйте, когда будете готовы отвечать.
VIII. Рефлексия.
СЛАЙД – оцените себя сами.
– На ваш взгляд, как вы усвоили раздел «Люблю природу русскую! Зима»?
IX. Итог урока.
– Что объединяет произведения этого раздела?
– Что было нового на уроке? (Тема, музыка к произведениям, рифмы Пушкина.)
– В начале урока мы поставили цели:
• обобщить и систематизировать знания по этому разделу;
• развивать свои творческие способности.
– Добились ли мы этих целей?
– Благодарю всех за внимание и поддержку.
Урок __________ (вариант 1). Обобщение к разделу «Люблю природу русскую. Зима»
Цели урока: повторить и обобщить знания учащихся; развивать память, внимание, воображение, мышление; прививать интерес к чтению.
Оборудование: карточки с отрывками произведений.
Ход урока
I. Организационный момент и постановка цели урока
- Сегодня на уроке мы повторим произведения, которые изучали в разделе «Люблю природу русскую. Зима». По
тренируем наше внимание, память. А помогут нам в этом задания, которые я для вас подготовила.