Моделирование работы: искусство сохранения ценных сотрудников
Заполучить в компанию ценного сотрудника нелегко, но еще труднее его удержать. Современные выпускники школ бизнеса столь хорошо образованны и нацелены на успех, что способны справиться практически с любой работой. Но будут ли они за нее держаться? Признанные авторитеты в области организации и планирования карьеры Тимоти Батлер и Джеймс Уолдруп считают, что это произойдет лишь в том случае, если работа будет соответствовать их глубинным жизненным интересам — влечениям, основанным на устойчивых психологических потребностях. Батлер и Уолдруп выделяют восемь глубинных жизненных интересов, присущих людям, работающим в мире бизнеса, и вводят понятие моделирование работы, обозначающее адаптацию должностных обязанностей к психологическим потребностям отдельного сотрудника.
Такая подгонка не требует от руководителя специальной подготовки. Ему лишь нужно более внимательно относиться к отзывам подчиненных о том, что им нравится, а что не нравится в их работе. Проанализировав глубинные жизненные интересы сотрудника (удобнее всего сделать это во время аттестации), руководитель и подчиненный затем могут совместно корректировать профессиональную деятельность последнего так, чтобы обеспечить ему максимальное удовлетворение от работы. В некоторых случаях достаточно будет просто расширить его обязанности, а в других, возможно, придется предложить такому сотруднику совершенно новую должность.
Человек может бесконечно развивать свои навыки и умения, но если направление этого развития противоречит его глубинным жизненным интересам, он, скорее всего, будет страдать от невозможности реализовать себя и чувства неудовлетворенности. В условиях, когда самым ценным активом компании становятся знания, энергия и преданность ее сотрудников, допускать подобную ситуацию — значит идти на огромный риск.
По общему мнению, Марк, работавший в банке West Coast вот уже три года, был одной из самых ярких его звезд. Он получил степень магистра делового администрирования в престижной школе бизнеса, был выдающимся специалистом по количественному анализу и отличным экспертом по кредитованию. Марк получал завидное жалованье; руководство прочило ему блестящее будущее. Никто и подумать не мог, что он серьезно размышлял о том, чтобы оставить свою работу.
З |
АПОЛУЧИТЬ В КОМПАНИЮ ценного сотрудника нелегко, но, как известно каждому руководителю высшего ранга, еще труднее его удержать. Любой топ-менеджер с ходу вспомнит одну или две истории о том, как к нему в организацию под звук фанфар пришел талантливейший профессионал, за пару лет сумевший достичь неслыханных результатов, а потом внезапно покинувший компанию. Как правило, такому поступку подыскивают простое объяснение, что-нибудь вроде «Ей сделали предложение, от которого нельзя было отказаться» или «Теперь не принято подолгу задерживаться на одном месте».
Исследования, проводимые нами на протяжении последних 12 лет, однако, свидетельствуют, что часто причина ухода бывает совсем другой. Многие талантливые сотрудники покидают свои организации из-за того, что их руководители оказываются несведущими в психологии труда. Такие топ-менеджеры считают, что люди, добившиеся значительных успехов в своей работе, непременно должны испытывать чувство глубокого удовлетворения. Казалось бы, это вполне логично. В действительности эффективная деятельность не всегда говорит об удовлетворенности работой и не гарантирует того, что человек не испытывает чувства дискомфорта. Многие профессионалы, в частности молодые магистры делового администрирования, выходящие из современных школ бизнеса, столь хорошо образованны и нацелены на успех, что способны эффективно работать практически на любой должности. Но станут ли они за нее держаться?
Станут — но только в том случае, если она отвечает их глубинным жизненным интересам. Речь не идет о хобби (опера, катание на лыжах, гольф) или увлечениях (изучение китайской истории, игра на бирже, океанография); глубинные жизненные интересы — это влечения, основанные на устойчивых психологических потребностях. Они становятся неотъемлемой частью личности человека и формируются на базе как врожденных, так и приобретенных им качеств. Глубинные жизненные интересы определяют не то, в какой сфере деятельности конкретный индивидуум сможет добиться наибольших успехов, а то, какой род занятий принесет ему максимальное удовольствие. В профессиональной деятельности подобное чувство глубокого удовлетворения, как правило, преобразуется в увлеченность человека своей работой, что и заставляет его держаться за свое место.
Наши исследования показали, что людям, работающим в мире бизнеса, присущи восемь глубинных жизненных интересов (их характеристики вы найдете в приложении «Большая восьмерка» в конце этой статьи). Жизненные интересы обнаруживают себя уже в детстве и остаются сравнительно неизменными на протяжении всей жизни человека, при всем том, что в разные периоды они могут проявляться по-разному. Так, ребенок с зарождающимся интересом к созидательному творчеству— ребенок, которому нравится придумывать и осуществлять что-то новое, — может сочинять стихи или рассказы. Став подростком, он может увлечься изобретательством, организовать в школе спортивный клуб или выпускать литературный журнал. Во взрослом возрасте этот интерес может вылиться в склонность к предпринимательству или проектированию, а может опять пробудить в человеке тягу к миру художественного вымысла и подтолкнуть его к продюсированию кинофильмов.
Глубинный жизненный интерес можно сравнить с подземным геотермальным резервуаром, содержимое которого где-то вырывается на поверхность в виде источни- Моделирование т с горячей водой, а в где-то — в виде
работы — нелегкая „
а, гейзера. При этом под поверхностью —
Задача, требующая г г г
от руководителя навыков в глубинных слоях сознания — посто- психолога и детектива. янно идет процесс кипения. Глубинные
жизненные интересы неизменно находят то или иное выражение, даже если для этого человеку приходится менять профессию или организацию.
Моделирование работы— это адаптация должностных обязанностей отдельного человека к его потребностям, помогающая ему реализовать свои глубинные жизненные интересы. Это индивидуализированный подход к распределению заданий, позволяющий увеличить процент удержания наиболее ценных работников. Без всяких сомнений, такая корректировка— нелегкая задача, требующая от руководителя навыков психолога и детектива, поскольку многие люди сами имеют не более чем смутное представление о своих глубинных жизненных интересах. Кто- то из них всю жизнь старался оправдывать ожидания окружающих, кто-то следовал популярному совету «Делай то, что у тебя лучше всего получается». Например, мы знаем женщину, которая в школьные годы имела отличные оценки по химии. Исходя из этого, окружающие уговаривали ее стать врачом. Поддавшись увещеваниям, она окончила медицинский факультет и стала преуспевающим неврологом, но в возрасте 42 лет внезапно оставила медицинскую карьеру и открыла частный детский сад. Эта женщина любила детей и имела глубинный жизненный интерес к наставничеству и обучению. Еще важнее то, что ей, как оказалось, был также присущ интерес к организаторской деятельности и предпринимательству, то есть стремление управлять функционированием какой-либо организации. Прошло немало лет, прежде чем она перестала жалеть о «понапрасну потерянном времени».
Некоторые люди не осознают своих глубинных жизненных интересов, следуя по пути наименьшего сопротивления: «Буду, как и отец, юристом». Другие в решающие моменты своей жизни оказываются недостаточно осведомленными о доступных им карьерных возможностях. Большинство выпускников колледжей и новоиспеченных магистров делового администрирования отправляются в плавание по океану бизнеса, очень мало зная об имеющихся на его карте островах. И наконец, кое-кто выбирает неподходящую для себя работу исключительно из соображений престижа или финансового благополучия. Каковы бы ни были обусловившие это причины, очень многие люди по крайней мере до середины своей жизни не имеют представления о том, какая работа могла бы сделать их счастливыми. (Влиянию жизненных интересов, ценностей и квалификации человека на степень его удовлетворенности работой посвящено приложение «Что важнее?» в конце этой статьи.)
Вернемся к Марку, который работал экспертом по кредитованию в банке West Coast. Он родился и вырос в Сан-Франциско. Его родители были врачами и не сомневались в том, что и их сын станет успешным представителем одной из свободных профессий. Марк был круглым отличником в школе, затем изучал экономику в Принстонском университете. По его окончании он получил место в престижной консалтинговой фирме, специализировавшейся на вопросах управления. Там Марк показал себя мастером составления динамических электронных таблиц и анализа обобщающей информации о финансовом положении компании. Через некоторое время он, как и полагается, поступил в известную школу бизнеса, отучившись в которой был принят на работу в West Coast. Динамика роста и размеры компании позволяли Марку рассчитывать на быстрый карьерный рост; кроме того, этот банк отличало очень удобное местоположение.
Как и следовало ожидать, в банке Марк сразу стал пользоваться репутацией блестящего работника. Он был умен и каждое задание старался выполнить как можно лучше. Со временем, однако, Марк начал чувствовать себя все более и более подавленным. Он всегда обожал перебирать и анализировать всевозможные теоретические и стратегические «что если...» (оканчивая колледж, Марк серьезно думал о том, чтобы заняться академической наукой, но родители отговорили его от этого шага). В действительности одним из его глубинных жизненных интересов был интерес к разработке теорий и концептуальному мышлению. Марк прекрасно справлялся с повседневным общением с клиентами и сложными математическими расчетами, которых требовала от него работа в отделе кредитования, однако такая деятельность нисколько не увлекала его и не способствовала формированию приверженности к организации.
К счастью как для Марка, так и для его компании, он сумел понять, чем бы ему хотелось заниматься, не дойдя до того, чтобы действительно принять решение об увольнении. Побеседовав с консультантом по профориентации, Марк разобрался, какой вид работы ему по-настоящему интересен и чем он отличается от его нынешних должностных обязанностей. Вооруженный этими знаниями, Марк сумел найти свое место в сфере, связанной с освоением новых рынков, приведя свою каждодневную деятельность в соответствие со своими жизненными интересами. Теперь он занимается формулировкой стратегий и конкурентным анализом. Марк получает удовольствие от своей работы, а банк пожинает плоды его удвоенного энтузиазма и преданного отношения к своему делу.
Организация и планирование карьеры: стандартная схема
Как уже было сказано, проблемы с организацией карьеры — и удержанием — сотрудника возникают из-за ошибочного мнения руководителей о том, что преуспевающие работники обязательно получают удовлетворение от своей работы. Однако есть еще два фактора, негативно влияющие на этот процесс. Первый — порядок распределения должностей и заполнения вакансий, второй — то, что вопросы организации и планирования карьеры чаще всего полностью передают в ведение службы персонала.
В большинстве случаев сотрудники получают новые должности или повышения согласно раз и навсегда установленной схеме — например, очередное назначение через каждые полтора года или когда в компании открывается вакансия. И в том и в другом случае перед руководителем встает непростая задача. Если, например, шесть сотрудников должны получить новые назначения к 1 августа, ему приходится перекраивать и комбинировать штатное расписание, и чаще всего при этом он исходит из квалификации кандидатов. Кто из них, спрашивает себя руководитель, лучше всего подготовлен для той или иной работы? Точно так же, если в компании открывается вакансия, он задается вопросом: «Какие навыки необходимы для данной работы? У кого они уже есть или кто с большой вероятностью сможет быстро ими овладеть?»
Иногда люди получают повышение потому, что сами требуют этого. Талантливый сотрудник может заявить руководителю, что он хочет перейти на новую должность, поскольку на прежней уже исчерпал все возможности для роста. Руководитель, скорее
. всего, проанализирует базу навыков Один руководитель
высокотехнологичной такого сотрудника и попытается по-
фирмы, которого добрать для него место, на котором он
мы консультировали, сможет их применить и в определен-
поменял три компании, ной мере расширить.
пока не понял, что Такие перемещения, однако, редко
дело не в компаниях, учиТывают глубинные жизненные ин-
А в выполняемой
им работе тересы самих перемещаемых. Науч
ный сотрудник фирмы, занимающейся управлением инвестициями, со временем может дорасти до должности кредитного аналитика, а в будущем занять пост управляющего портфелем бумаг с фиксированной доходностью.
Но что если жизненные интересы этого человека направлены на управление другими? Корреспондента могут поставить руководить редакцией, в то время как его настоящее призвание (которое он, возможно, осознает только после нескольких тягостных лет на посту руководителя) заключается в проведении журналистских расследований.
Человек может бесконечно развивать свои навыки и умения, но если направление этого развития противоречит его глубинным жизненным интересам, он, скорее всего, будет страдать от невозможности реализовать себя и чувства неудовлетворенности. Эту неудовлетворенность люди, как правило, объясняют недостатками руководителя или организации. Они, например, могут решить, что им не подходит сложившаяся в компании корпоративная культура. Такие выводы часто заставляют человека мигрировать из одной организации в другую, с тем чтобы на новом месте снова столкнуться со старыми проблемами, поскольку истинные их причины остались невыясненными и не- устраненными. Один руководитель высокотехнологичной фирмы, которого мы консультировали, поменял три компании, пока не понял, что дело не в компаниях, а в выполняемой им работе. Этот человек никогда не мечтал о руководящих постах, но согласился занять один из них, соблазнившись высоким заработком и престижностью. На самом деле ему нравилось проектировать сложные устройства и механизмы; он хотел снова стать инженером.
Этот пример подводит нас ко второму фактору, с которым связаны многие просчеты при организации и планировании карьеры: инженера, о котором идет речь, повысили до руководителя именно по инициативе кадровой службы. По нашим наблюдениям, когда вопросы организации и планирования карьеры отдаются на откуп отделу персонала, нередко возникают серьезные проблемы. Менеджеры по персоналу склонны решать подобные вопросы, основываясь на данных стандартных тестов, таких как, в частности, «Индикатор типов личности» Майерс — Бриггс. К этим тестам как таковым у нас нет никаких претензий; они, например, могут помочь разобраться во взаимоотношениях, складывающихся между членами рабочей группы. Но тип личности не должен играть определяющей роли при организации и планировании карьеры. Некоторые менеджеры по персоналу пытаются выявить жизненные интересы с помощью «Опросника профессиональных интересов» Строн- га, который больше подходит для таких целей, однако позволяет получить лишь общее представление об интересующих нас моментах. «Опросник Стронга» поможет тому, кому нужно разобраться, хочет ли он служить в морской пехоте или быть танцором балета, но будет мало полезен человеку, который спрашивает: «Я знаю, что хочу работать в сфере бизнеса, — но какой именно род деятельности подходит мне лучше всего?»
Еще более серьезная проблема, возникающая тогда, когда кадровая служба берет на себя организацию и планирование карьеры, состоит в том, что из этого процесса оказывается исключенным непосредственный руководитель сотрудника. Организация и планирование карьеры в целом и моделирование работы в частности требуют постоянного диалога между сотрудником и его руководителем; эти задачи нельзя перепоручать кому-то другому, сколь бы хорошим специалистом он ни был. Роль службы персонала заключается в том, чтобы обучать руководителя навыкам управления карьерой подчиненного и оказывать ему любую необходимую помощь.