ВВЕДЕНИЕ: из истории культуры




На протяжении всей истории развития философской мысли культу-

ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными

мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие

культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие

"жень") и Индии (понятие "дхарма"), означало прежде всего целенап-

равленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало

оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ-

ней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они

считали синонимом культуры, главное свое отличие от "некультурных"

варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи-

тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое

представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза-

ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер-

шенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев-

ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше-

го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам

процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека

целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда

отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь-

явола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль-

туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период

под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти-

ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.

Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание

под культурой различных форм духовного и политического саморазви-

тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс-

тва, морали, религии и государственном правлении. Французские

просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содер-

жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого

разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей

счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей

"естественной" природы. Однако уже в то время зародилось философс-

кое направление "критики культуры". Последователи этого направле-

ния (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че-

ловеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чис-

тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной

ступени развития, испорченности и развращенности "культурных" на-

ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо-

го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители

немецкой классической философии стали искать выход в осознании

культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру прежде все-

го с позиций морального сознания (его знаменитый категорический

императив). Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а

Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна-

ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область

духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой

классической философии рассматривали сущность культуры как единую

цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис-

торической последовательности и образующих единую линию духовной

эволюции человечества.

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за-

нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го-

воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя-

тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Рик-

керт и М.Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфи-

ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни

и организации общества того или иного типа. Интересна концепция

немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера. Сущность ее заключается

в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством

и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному

организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого

культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци-

вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз-

начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория

"локальных" цивилизаций английского историка А.Тойнби.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу-

ру как специфическую характеристику общества, которая выражает

достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю-

щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу,

развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер-

минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто-

рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных

свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая

культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст-

венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис-

торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво-

ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям,

традициям,овладения присущими данной культуре приемами и навыками

деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в

известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз-

даваемый им самим. Культура - это очеловеченный слой жизни,"вто-

рая" искусственно созданная человеком природа. Там,где есть чело-

век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -

там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой

меру человеческого в человеке.

 

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: