ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА - ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ




Само становление личности есть не что иное, как результата

культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе

определенную долю общественной культуры, человек становится лич-

ностью и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой

собственный мир, как богатство своего "Я".

Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность

внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает

человеческое качество, становится способным сам участвовать в

культуротворческой деятельности. Культура - это процесс развития

человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в

человеке, характеристика развития человека как человеческого су-

щества, процесс, получающий свое внешнее выражение во всем богатс-

тве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей

совокупности результатов человеческого труда и мысли.

Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура -

мир человека. Культура - это развитие духовно-практических способ-

ностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном раз-

витии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием

которой является сам человек во всем богатстве его способностей,

потребностей и форм существования, реализуется как самоопределение

личности, так и ее развитие. Каковы же основные пункты этого куль-

тивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему

конкретному содержанию своеобразны в зависимости от исторических

условий.

Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого са-

мосознания, т.е. способности к адекватной оценке не только своего

места в обществе, но и своих интересов и целей, способности к пла-

нированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различ-

ных жизненных ситуаций, готовности к реализации рационального вы-

бора линии поведения и ответственности за этот выбор, наконец,

способности к трезвой оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания чрезвычайно слож-

на, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и

должно быть мировоззрение как своеобразное общее ориентирующее на-

чало, помогающее не только разбираться в различных конкретных си-

туациях, но и планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой перспективы, предс-

тавляющей собой набор важнейших ценностных ориентаций, занимает

особое место в самосознании личности, в ее самоопределении, а на-

ряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение

конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего обуслов-

лено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежно-

го мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за собой кризисные явления

в развитии человека, находящие свое выражение в преступном поведе-

нии, в настроениях крайней безысходности, в различных формах деза-

даптации.

Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях

культурного развития и самосовершенствования требует выработки

четких мировоззренческих установок. Это тем более важно, если

учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся

существо, одновременно и субъект, и результат своей деятельности.

В становлении личности важное место занимает образование, од-

нако понятия образованности и культурности полностью не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом

знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд

таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстети-

ческая, экологическая культура, культура общения и т.д. А без

нравственных основ сама по себе образованность может оказаться

просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный куль-

турой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним

и даже ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования и воспитания, со-

четание в образовании развития интеллекта и нравственных начал,

усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений

от школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении культуры личности - духов-

ность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии до

недавнего времени рассматривалось как нечто неуместное лишь в пре-

делах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и

ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жиз-

ни каждого человека. Что же такое духовность? Основной смысл ду-

ховности - быть человеком, т.е. быть человечным по отношению к

остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода,

нравственность и гуманизм - вот ядро духовности. Антиподом духов-

ности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным

отношением к культуре общества, к его духовным, нравственным цен-

ностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках инте-

ресующей нас проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культу-

ру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим.

Однако именно это впечатление может оказаться обманчивым. Иногда

за внешне утонченными манерами может скрываться циничный, презира-

ющий нормы человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся

своим культурным поведением человек может обладать богатым духов-

ным миром и глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые нашим обществом не мог-

ли не наложить отпечаток и на духовный мир человека. Конформизм,

презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жесто-

кость - все это плоды безразличия к нравственному фундаменту об-

щества, приведшего к широкому распространению бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций -

в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не

меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к

мировой культуре, осмысление новых пластов отечественной художест-

венной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание куль-

туры как единого многоаспектного процесса духовной жизни общества.

Обратимся теперь к понятию "интеллигентность", которое тесно

связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же

оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплано-

вые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные

качества человека. Второе говорит о его социальном положении, по-

лученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность

предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравствен-

ную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыс-

тие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему сло-

ву, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав

свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор харак-

теристик, конечно же неполон, но главные из них перечислены.

В становлении культуры личности большое место отводится куль-

туре общения. Общение - одна из важнейших сфер жизнедеятельности

человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколе-

нию. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его раз-

витии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств свя-

зи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приво-

дит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по

интересам, спортивные секции - все эти организации и институты иг-

рают очень важную положительную роль в деле консолидации людей,

создания сферы неформального общения, которая так важна для твор-

ческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчи-

вой психической структуры личности.

Ценность и эффективность общения во всех его видах - служеб-

ного, неформального, досугового, общения в семье и т.д. - в решаю-

щей степени зависит от соблюдения элементарных требований культуры

общения. Прежде всего это уважительное отношение к тому, с кем об-

щаешься, отсутствие стремления возвысится над ним, а тем более да-

вить на него своим авторитетом, демонстрировать свое превосходс-

тво. Это умение слушать, не прерывая рассуждения своего оппонента.

Искусству ведения диалога надо учиться, особенно это важно сегодня

в условиях многопартийности и плюрализма мнений. В такой обстанов-

ке особую ценность приобретает умение доказывать и обосновывать

свою позицию в строгом соответствии с жесткими требованиями логики

и столь же логически обоснованно, без грубых выпадов опровергать

своих оппонентов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Движение к гуманному демократическому общественному строю

просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры,

ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест-

венного прогресса вообще. Это тем более важно, если учесть, что

углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры

каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых

условий.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баллер Э.А. "Преемственность в развитии культуры"

2. Орнатская Л.А. "Происхождение и формирование понятия "культура"

3. Межуев В.М. "О понятии "Культура"

4. Артановский С.Н. "Историческое единство человечества

и взаимное влияние культур"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: