Казачий говор – говор рязанский.




 

В Летописях первое упоминание слова «казаки » звучит как «Рязанские казаки ».

Рязанец - значит казак.

Заметную роль в защите русских земель и продвижении на юг, к Чёрному морю, играло казачество. Казаками считались люди, проживавшие на границе русских земель и Дикого поля. В силу того, что проживание на этой территории было опасным, главной чертой общественной организации и повседневного быта этих людей стало военное дело. Первые служилые казачьи поселения были образованы на границах Черниговского, Московского и Рязанского княжеств.

Впервые «казаки рязанские» упомянуты в записях Иноземного приказа 1444 г. при описании битвы на Листани (современная р. Листвянка возле нынешних сёл Астромино и Глебово.), где они сражались против войска царевича Мустафы, напавшего на рязанские земли. Названный летописный фрагмент является самым ранним в русских документах описанием боевых действий казаков вообще и первым упоминанием о казаках. И ничего удивительного в этом нет: ведь Рязанский край более других подвергался нападениям кочевников, был первым рубежом обороны русских земель.

Рязанское и мещёрское казачество, имело свой говор, не свойственный говору жителей ни одной из губерний. Нынешние донские казачьи говоры – это живая народная речь казаков, живущих на территории двух соседних областей – Ростовской и Волгоградской.

Что примечательно, донские говоры сохраняют многие диалектные слова, уже утраченные другими родственными говорами. Так, нынешние казаки употребляют слова, зафиксированные в рязанских источниках XVII-XIX веков, но не сохранившиеся в современном рязанском диалекте. Казаки северных округов, или, как их обычно называли на Дону, верховые, говорили и говорят иначе, чем казаки южных округов, или низовые. Верховые казаки говорят твёрдо, медленно и протяжно, совершенно по-великорусски, с большим аканьем на севере, которое с приближением к югу ослабевает. Этот говор больше всего похож на говор жителей Рязанской губернии.

Донской историк и писатель Евлампий Кательников в вопросе о языке и происхождении донских казаков считал, что «донцы-верховцы могут быть признаны в происхождении из той части России, где употребляют слова: што, чаво, яво, ишшо и подобные им вместо: что, чего, его, ещё» (то есть из Рязанщины). Существует довольно хорошо исследованный учёными рязанский диалект великорусского языка, область распространения которого, в основном, совпадает с границами бывшего Великого княжества Рязанского. Но вот что любопытно. Многие диалектизмы, уже вышедшие из употребления на своей исторической родине, продолжают жить в разговорной речи донских казаков. В предисловии к изданному в 1991 году в Ростове-на-Дону «Словаре донских говоров» отмечается, что «донские говоры сохраняют многие материнские диалектные слова, уже утраченные материнскими говорами, но известные по документам – рязанские, воронежские, тульские». В связи с этим вспомним, что и Воронежская, и значительная часть Тульской земли длительное время входили в состав Рязанского Великого княжества, а затем -- в Рязанский уезд Московского государства. Верховые казаки, прожив среди русских, пришли на Дон с чистым русским языком. Они принесли в своей речи диалекты тех местностей, где им пришлось перед этим проживать. Отразились места их предыдущего пребывания и на личных прозвищах: Мещеряк, Рязанец и т. п. Встречались такие фамилии, как Мещеряковы. С ними же на Дону появились некоторые служилые понятия, в том числе термин «станица» получил большое распространение и со временем станицами стали называть не только общины, но и самые поселения, в которых станицы размещались.

Советский лингвист, исследователь быта и языка донских казаков Алексей Василькович Миртов заметил, что быт и язык донских казаков, особенно верховых, испытали сильное влияние рязанцев – выходцев из мещёрских мест. Он считает, что «орязанились» в первую очередь все виды и названия одежды, пищи, утвари, т. е. бытовой язык. Рязанские и мещёрские казаки, в нравах и обычаях во многом походили на великороссов. Например, говор станицы Кумылженской на р. Хопёр напоминает наречие Шацкого уезда рязанской губернии. Об этом свидетельствуют и многие обряды местных жителей.

Познакомившись с найденными материалами по вопросу о рязанских говорах, мы были удивлены, что говоры донских казаков широко известных во всей стране, берут начало на рязанской земле. Нам приятно, что казачий говор – говор рязанский.

Кстати, среди нашей команды есть ребята, бабушки которых живут в Казачьей слободе Шацкого района. Общаясь с пожилыми родственниками, расспрашивая их о традициях, об особенностях родной речи, мы чувствуем причастность к истории родной земли.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: