Методы психологии
План
Основные методы психологии
Вспомогательные методы психологии
Основные методы психологии
Метод – это способ познания, исследования определенного круга явлений. В психологических исследованиях используются следующие методы.
Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.
Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.
ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.
Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.
|
Итак, методы теоретической психологии.
Наблюдение
В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.
Существует несколько видов наблюдения:
· Полевое – в обычной жизни;
· Лабораторное – в особых условиях;
· Опосредованное;
· Непосредственное;
· Включенное;
· Невключенное;
· Прямое;
· Косвенное;
· Сплошное;
· Выборочное;
· Систематическое;
· Несистематическое.
Вид наблюдения | Содержание |
Стандартизированное | Перед началом процедуры наблюдения определяют что наблюдать, как наблюдать, каким образом фиксировать результаты наблюдения, как их оценивать, понимать, и на этом основании делать правильные выводы. |
Свободное | Противоположно стандартизованному наблюдению, не имеет предварительно установленных рамок |
Внешнее | Способ сбора психологической информации о человеке путем прямого внешнего наблюдения за ним |
Внутреннее (самонаблюдение) | Исследование психических явлений, которые возникают в сознании самого психолога-исследователя или тех, кто проводит исследование по его заданию |
Включенное | Исследователь является одним из участников процесса, который наблюдается |
Невключенное | Не предусматривает личного участия наблюдателя в процессе, который исследуется |
Фронтальное | Наблюдение за группой в целом |
Индивидуальное | Наблюдение за отдельными членами группы |
|
Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:
Невозможность или сложность повторного наблюдения;
Эмоциональная окрашенность наблюдения;
Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.
Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:
Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.
Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.
Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.
Условия наблюдения:
1. точность фиксации внешних проявлений (действия, движения, речь, мимика);
2. правильное толкование явлений, которые наблюдаются;
3. систематичность наблюдения.
То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.
|
Как проводится наблюдение?
Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:
· Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;
· Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;
· Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.
Наблюдение состоит из нескольких этапов:
1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);
2. Определение способа наблюдения;
3. Выбор способа регистрации данных;
4. Создание плана;
5. Выбор способа обработки результатов;
6. Наблюдение;
7. Обработка полученных данных и их интерпретация.
Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:
· Наблюдатель не влияет на процесс;
· Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.
Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:
· Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.
· Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
· Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
· Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.
Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.
ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе - без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны - что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.
Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.