- «Узнай по описанию»
Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.
Ход игры: Воспитатель предлагает описать ягоду или фрукт, который больше всего любит ребенок, а другие дети отгадывают. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый... помидор»; «Он темно-бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт... гранат».)
- «Близкие слова»
Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.
Материал: Фишки.
Ход игры:
Осенью дни пасмурные,… серые, унылые…
Осенью часто погода бывает холодной,… ветреной, дождливой…
Осенью настроение грустное,… печальное, тоскливое…
Осенью дожди частые,… холодные, проливные…
Небо покрывают серые тучи,… тёмные, дождевые…
В начале осени бывают ясные дни,… безоблачные, светлые…
Поздней осенью на улице холодно,… пасмурно, ветрено…
- «Парные картинки»
Цел:. Упражнять детей в составлении словосочетаний со словами как, как будто, словно. Побуждать к употреблению в речи сравнений описании осенней природы.
Ход: На доске картинки с изображением осеннего клена, листопада, осенней тучи, красной рябины, красных яблок, осеннего леса, покрытой листьями земли.
У детей картинки с изображением красного костра, порхающих бабочек, серой кошки, красных бус, красных шаров, сказочного дворца, пестрого ковра.
Детям предлагается подобрать парные картинки и составить словосочетание. Например, осенний лес, как сказочный дворец; листья летят, как будто порхают разноцветные бабочки и т.п.
- «На что похоже»
Цель. Учить детей подбирать сравнения; составлять словосочетания, употребляя слова как, как будто, словно.
|
Ход: На доске картинки с изображением солнца, снега, облаков.
У детей карточки с изображением белого кружевного платка, белой простыни, белого сахара, перышек, оранжевого апельсина, красного шара, подсолнуха и т.д.
Детям предлагается найти предметы, похожие на солнце, облако, снег. Например, солнце, как красное яблоко; облака, будто вата и т.д.
5. «Вам посылка»
Цель. Учить детей составлять описательный рассказ.
Оборудование. Игрушки, упакованные в пакеты (по числу количеству детей в группе).
Ход игры. Игрушки укладываются в грузовую тележку (автомашину) – это посылка. Почтальон разносит их. Первый пакет он подает педагогу. Она его разворачивает и рассказывает, что получила: называет предмет, описывает его, определяет его цвет, а в некоторых случаях и форму. Может сказать, как с ним играть.
После того как каждый ребенок получает свою посылку (пакет с игрушками) воспитатель предлагает детям образец для составления текста-описания, а затем дети рассказывают по данному образцу.
- «Весна»
Цель. Активизировать использование образной лексики в речи
детей.
Ход: Воспитатель предлагает детям такие вопросы:
· Какое солнце весной? Лучистое, золотое, яркое, оранжевое, жаркое, весеннее и т.д.
· Какой ветер весной? Теплый, свежий, приятный, освежающий, ободряющий, нежный, веселый и т.д.
· Какая трава весной? Молодая, густая, сочная, зеленая, пушистая, изумрудная и т.д.
— Представьте березовую рощу весной, какая она? Зеленая, пышная, кудрявая, белоствольная, распустила косы, шепчутся девушки-красавицы. в белых сарафанах, протянули ветви-руки друг к другу, встали в хоровод и т.д.
|
- «Угадай по действиям»
Цель. Учить детей подбирать глаголы к именам существительным, воспитывать умение быстро отвечать.
Игровые правила. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку; выигрывает тот, кто больше всех наберет фишек.
Ход. Ребята, все предметы, явления, животные, птицы, сказочные герои выполняют какие-то действия. Например, солнце, что оно делает? Светит, пригревает, ласкает, ослепляет, веселит и т.д. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай по действиям». Я задумаю слово, а вы по действиям должны отгадать это слово. Например, снег. Он идет, порхает, кружится, ложится, тает, переливается, искрится и т.д. Затем роль ведущего предлагается ребенку.
8. «Прогулка в лес»
Цель: учить составлять рассказ описание с использованием мнемотаблицы.
Оборудование: мнемотаблица.
Ход игры: Воспитатель раздает детям таблицы и предлагает пройтись по мостику в лес, к грибку и составить описательный рассказ о себе.
Отгадай загадку»
Цель: научить детей отгадывать загадки с использованием мнемотаблиц.
Материал: мнемотаблица с изображением загадок
Ход игры:
Воспитатель показывает мнемотаблицу и
Днем | Спит | Ночью | Летает |
Синее покрывало | Весь свет | Одевает |
10. «Грачи – предвестники весны»
Цель:
Материал:
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, представим себе, что мы оказались в весеннем парке. Сейчас весна, и наши пернатые друзья возвращаются из теплых краёв к нам, туда, где они родились. Издавна люди готовились к встрече птиц. Как вы думаете, что человек может сделать для птичек весной, чтобы облегчить им жизнь? Дети отвечают: строить скворечники, развешивать кормушки, кусочки ваты и тряпочек на деревья – для постройки гнезд. А каких птиц вы знаете? (дети говорят, а воспитатель указывает на картинку с изображениями). Посмотрите, а каких птиц мы еще не назвали (называют оставшихся). А каких из этих птиц мы ждем весной? (дети называют). Самыми первыми к нам возвращаются грачи. (выставляется мнемотаблица с описанием птицы) Давайте попробуем описать грача.
|
Пример рассказа: У грача большой черный клюв. Тело птицы покрыто черными перьями. У грача есть два крыла, крупный хвост, две лапы. Питается грач червячками и насекомыми.
11. «……………………………………………………….»
Цель:
Материалы: силуэтные картинки с изображением животных и растений.
Ход игры: Воспитатель вывешивает силуэты белки, зайца, лисы, полянки, бабочки, луга, дерева на доске. Предлагает придумать сказку, воспитатель начинает сказку, а детям предлагает придумать продолжение, опираясь на силуэтное изображение. Например, В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет дерево…
Зоопарк»
Цель. Учить детей составлению короткого описательного рассказа.
Оборудование. Предметные картинки «Зоопарк», альбомы для раскрашивания.
Ход игры. Дети описывают внешний вид, повадки животных, где они живут и т.д. Можно привлечь их жизненный опыт, особенно тех детей, которые уже были с родителями в зоопарке. Можно обыграть с детьми имеющиеся в группе игрушки. Перед проведением игры надо приготовить вместе с детьми самодельные игрушки, изображающие животных. Для этого нужно использовать альбомы для раскрашивания, состоящие из рисунков животных. Можно раскрасить их, сделать к ним подставочки, чтобы игрушки могли стоять. На это уйдет несколько занятий. Дети делают из картона или пластилина клетки, куда помещают игрушечных животных.
Педагог предлагает детям игру-поход в зоопарк. Дети строятся парами и выходят на улицу, садятся в автобус (дети исполняют роли кондуктора, вожатого). Автобус с детьми подъезжает к зоопарку, дети выходят из автобуса, подходят к кассе, покупают билеты и, предъявив их котроллеру, входят на территорию зоопарка. Педагог подводит их к каждой клетке, где какой-либо ребенок рассказывает о находящемся в ней животном.
13. «Внимание! Розыск!»
Цель. Учить детей составлять описательный рассказ.
Ход игры. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: «Я разыскиваю подругу (друга). У нее голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.» Тот кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
14. «Фотограф»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.
Ход игры. Воспитатель просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».
15. «Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
16. «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмета.
Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.
Воспитатель: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я совершу некоторые изменения. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
· описать предмет, которого не стало;
· описать место, где он стоял;
· описать предмет, которого не стало и предметы с которыми он стоит рядом.
17. «Карусель»
Цель: научить составлять описание предмета с опорой на карточки-схемы.
Материалы: большой круг, любые предметы, карточки-схемы для описания, музыка.
Ход игры: Воспитатель помещает исследуемый объект в центр карусели (это может быть кусок льда, деревянный кубик, резиновый мяч и т.д.), а по краям располагаются карточки-схемы, с помощью которых дети задают друг другу вопросы по поводу исследуемого объекта, например: съедобный предмет или несъедобный; какой предмет на ощупь; из чего сделан предмет; какого цвета, размера предмет и т.д. Под музыку «Карусель» группа детей бежит вокруг карусели, когда музыка перестает играть, дети останавливаются, берут карточки по очереди и задают друг другу вопросы. Чтобы иметь большее представление об объекте и правильно ответить на вопрос, дети могут взять предмет в руки.
18. «Реклама на телевидение»
Цель: научить описывать свою любимую книгу, игрушку, вещь и т.д., чтобы заинтересовать других детей.
Ход игры: Дети часто приносят в группу различные игрушки, настольные игры, энциклопедии. Во время режимных моментов можно сыграть с детьми в игру «Реклама на телевидение». Детям предлагается описать свою вещь. В конце рекламы обязателен вывод: Я рекомендую приобрести эту игрушку, потому что… или прочитать эту книгу. Родители принимают активное участие в данной технологии, которую мы с детьми придумали сами. Дома заранее готовят с детьми небольшой рассказ о новой книге или игрушке.
19. «РАФТ (роль, аудитория, форма, тема)»
Цель: научить описывать себя в роли кого-то, развивать монологическую речь, развивать эмоционально-экспрессивную лексику.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку выбирать себе роль (животного, растения, птицы, предмета, героя мультфильма и т.д.)
Например, при изучении темы «Насекомые» ребенку дается задание: Представь, что ты бабочка. Как ты можешь описать себя? Ребенок от лица описывает себя. Чтобы ребенок лучше вжился в роль, можно предложить ему маску данного животного или насекомого или предметы – заместители. Детям очень нравится перевоплощаться в животных или предметы.
20. «Семейное ток-шоу»
Цель: научить составлять описательный рассказ по собственному рисунку.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку попробовать себя в роли телевизионного ведущего. Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо? Опиши его. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.