Одним из важнейших факторов, определяющих порядок составления отчетности, а также ее информативность с точки зрения квалифицированного пользователя, является возможность оценки активов компании и результатов ее деятельности с учетом макроэкономических особенностей среды, в которой работает компания, таких, как обесценение национальной валюты и инфляционный фон. Если компания осуществляет деятельность в среде, в которой влияние данных факторов существенно, игнорирование такого влияния на стоимостные показатели отчетности может привести к серьезному искажению информационной ценности данных этой отчетности.
Для учета упомянутых факторов в настоящий момент используют два подхода:
1) отчетность составляют в твердой валюте, гораздо меньше подверженной обесценению, чем национальная валюта;
2) отчетность составляют в национальной валюте, скорректированной с использованием индекса инфляции (при этом возможна презентация отчетности в любой валюте - данные получают делением значений статей на обменный курс соответствующей валюты).
При первом подходе отчетность формируют исходя из допущения, что влияние макроэкономических факторов на оценку стоимости активов компании заключается преимущественно в обесценении национальной валюты, т.е. изменении покупательной способности национальной валюты на рынках, на которых преобладает другая валюта. Данная проблема решается с помощью перевода стоимостных показателей из национальной валюты в твердую валюту по курсу на дату совершения операции. При втором подходе ключевым макроэкономическим влиянием признается снижение покупательной способности национальной валюты по сравнению с аналогичным показателем на более раннюю дату. Данная проблема решается с помощью инфлирования, т.е. выражения стоимостных показателей с учетом измененной покупательной способности единицы. Международные стандарты финансовой отчетности предписывают учитывать влияние инфляции в случаях, когда экономика страны, в которой действует отчитывающаяся компания, обладает признаками гиперинфляции (согласно МСФО 29). Постоянный комитет по интерпретации МСФО в издаваемых им положениях предписывает отчитывающейся компании использовать в качестве валюты отчетности либо твердую валюту, либо национальную валюту с учетом изменения ее покупательной способности на отчетную дату. Рекомендуется составление отчетности в национальной валюте. При этом отчитывающаяся компания должна придерживаться единой валюты отчетности для всех статей отчетности независимо от способа их образования. В случае, когда компания действует в условиях значительного обесценения национальной валюты и высокого уровня инфляции и эти процессы имеют нежелательную динамику, применение единого метода отражения стоимостных показателей всех статей отчетности может привести к серьезным структурным сдвигам как внутри отдельных статей отчетности, так и в отчетности в целом. Данное утверждение представляется наиболее верным в отношении компаний, работающих (или имеющих дочерние компании) в странах с переходной экономикой и развивающихся странах.
Заключение
1. Компании должны формировать отчетность в рублях с учетом инфляционной составляющей для активов (пассивов), приобретенных за российские рубли, и без учета инфляционной составляющей для активов (пассивов), приобретенных за иностранную валюту.
2. Корректировка отчетности на инфляционную составляющую целесообразна даже в странах с незначительным уровнем инфляции (3-4% в год), поскольку по истечении длительных промежутков времени (8-10 лет) искажение стоимости активов длительного использования будет существенно (порядка 40-50% за 10 лет). Для приведения стоимости активов, отраженной в финансовой отчетности, к текущей стоимости замещения компании развитых стран прибегают к услугам оценщиков, хотя очевидно, что простое инфлирование стоимости данных активов позволит максимально приблизиться к справедливой стоимости этих активов в долгосрочной перспективе.
3. В настоящее время развитые страны осуществляют значительные закупки товарно-материальных ценностей из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, например из Китайской Народной Республики или Индии; в этом случае также необходимо учитывать инфляционную составляющую стоимости данных активов.
4. При анализе результатов деятельности компании необходимо пересчитывать показатели с учетом индекса инфляции, исчисленного по корзине потребительских цен.
5. В случае если темпы инфляции превышают темпы обесценения рубля, необходимо учитывать эффект экономии на процентах.
6. Необходим анализ с сопоставлением стоимости товаров на внутреннем и внешнем рынках в целях определения товаров с искусственно заниженной стоимостью, что устранит перекосы в стоимости различных товаров, возникшие в советскую эпоху.