Критерии инфляции, установленные в МСФО




 

МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции", установлено, что в случае, когда экономика страны находится в условиях гиперинфляции, финансовая отчетность компании, выраженная в национальной валюте, должна быть представлена в единицах измерения, действующих на отчетную дату. В МСФО 29 установлены критерии, позволяющие назвать экономику гиперинфляционной. Таковой считается экономика, в которой сложились некоторые из указанных условий:

- большая часть населения предпочитает хранить свои сбережения в неденежной форме или в относительно стабильной иностранной валюте;

- большая часть населения рассматривает денежные суммы не в местной валюте, а в относительно стабильной иностранной валюте;

- цены могут указываться в относительно стабильной иностранной валюте;

- продажи и покупки в кредит осуществляются по ценам, которые компенсируют предполагаемую потерю покупательной способности денег в течение срока кредита, даже если этот период непродолжителен;

- процентные ставки, заработная плата и цены связаны с индексом цен;

- совокупный рост инфляции за три года приближается к 100% или превосходит эту величину.

Если считать, что именно российский рубль является функциональной валютой РФ, становится очевидным - согласно приведенным условиям экономику России можно считать гиперинфляционной. Влияние инфляции выражается, прежде всего, в падении покупательной способности денег и денежных эквивалентов, принадлежащих компании, что приводит к возникновению прибыли или убытка по чистой денежной позиции. Чистой денежной позицией принято называть положительную или отрицательную разницу между денежными активами и денежными обязательствами компании. В случае ускоряющейся инфляции отрицательная денежная позиция (превышение величины денежных пассивов над величиной денежных активов) приводит к выигрышу для компании и наоборот. Таким образом, в условиях инфляции компаниям выгодно брать деньги взаймы. Учет влияния инфляции заключается в приведении всех данных финансовой отчетности к единице измерения, действующей на отчетную дату. Существуют два метода, позволяющие измерить величину влияния инфляции на положение компании:

1) прямой метод;

2) косвенный метод.

Основной метод при практическом применении МСФО - косвенный метод. Инфляция выражается, прежде всего, в уменьшении покупательной способности денег и денежных эквивалентов компании. Данное изменение вызывает относительное сокращение стоимости денежных активов и обязательств по сравнению со стоимостью неденежных активов (очевидно, что инфляция не оказывает на эту стоимость никакого влияния, поскольку, несмотря на падение покупательной способности денег, здание остается зданием, а станок станком). Однако речь идет о снижении реальной цены имеющихся денег (т.е. измеренной относительно какого-то неденежного эквивалента, например потребительской корзины), номинальное же их количество остается таким же: в кассе компании по-прежнему лежит 2000 руб.

Однако, поскольку происхождение инфляции связано с деньгами, измерить ее влияние на отчетность можно посредством искусственной корректировки размера денежных средств.

Следовательно, исходя из того, что 100 руб. чистой задолженности в настоящее время стоят 110 руб., а на балансе компании чистая задолженность в неизменных (номинальных) показателях по-прежнему равна 100 руб., можно сделать вывод: положительный эффект инфляции составил 10 руб. за период (110 руб. - 100 руб.). Таким образом, мы выяснили суть влияния инфляции на финансовую отчетность и совокупную величину ее влияния (другими словами, инфляционный эффект периода), однако данный метод не дает нам информации о том, как эта прибыль (в некотором смысле виртуальная или нереализованная) отразится в отчетности. Поскольку величина денежных статей показана в отчетности в номинальном исчислении, очевидно, что данное влияние должно отразиться на каких-то иных элементах, а именно - неденежных статьях. Этот подход от обратного называется косвенным методом.

Косвенный метод основан на следующем. Так как статьи баланса и отчета о прибылях и убытках взаимосвязаны, влияние инфляции на денежные статьи (или денежную позицию) приводило бы к некоторому увеличению актива и пассива баланса, если бы денежные статьи корректировались. Исходя из простейших балансовых уравнений, можно прийти к следующему:

1) актив = пассив;

2) актив = денежные активы + неденежные активы;

3) пассив = денежные пассивы + неденежные пассивы;

4) денежные пассивы - денежные активы = неденежные активы - неденежные пассивы.

Разница между денежными активами и пассивами и есть чистая денежная позиция. Предположим, у компании больше денежных пассивов, чем активов, т.е. отрицательная денежная позиция. Следовательно, исходя из уравнения (4) можно считать, что у этой же компании неденежная позиция будет положительной.

Запишем уравнение (4) в иной форме:

5) отрицательная денежная позиция = положительная неденежная позиция.

В случае изменения денежной позиции становится очевидным, что автоматически с обратным знаком произошло изменение неденежной позиции. Таким образом, если мы применим индекс инфляции к неденежным статьям (в полном объеме и с обратным знаком), то фактически отразим влияние инфляции на данные отчетности. Поскольку неденежные статьи не привязаны (в силу относительности своей стоимости в денежном измерении) к определенной сумме денег и денежных эквивалентов, представляется возможным корректировать их величину в отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: