Высказывания известных мастеров о «пластическом пятне»




Введение

“Ребята очень любят рисовать сюжетные рисунки. В сюжетном рисунке важно уметь сконцентрировать все самое существенное. Умение выделить основные действующие лица и подчинить им все сопровождающие детали также являются важным законом для композиции”.

К.ЮОН

Умение передать наиболее ясно и убедительно основной замысел картины, главную идею художественного произведения связано с владением знаниями по основам композиции в изобразительном искусстве. Главное в композиции – создание художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению. Восприятие произведения во многом зависит от его композиции.

Сочинением композиции в художественной деятельности можно назвать сам процесс создания произведения. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет её элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать. Порой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая, что рисунок, цвет и сюжет объединяются в цельном произведении. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина, и в какой манере выполнена, её называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

Общий силуэт, объединяющий в себе главные и второстепенные объекты картины, составляющие в своей совокупности общий настрой и эмоциональную окраску, называют пластическим пятном. Одним из навыков, составляющих мастерство художника, является поиск интересного пластического пятна и правильное размещение его в формате. Именно на решение этой задачи направлена методическая разработка «Пластическое пятно в композиции».

Задания, рассматриваемые в методической разработке, очень важны, так как их выполнение помогает развивать определённые профессиональные качества, такие как: наблюдательность, умение быстро и точно перенести увиденное на формат, используя собственную индивидуальную стилизацию. Выполнение данных заданий является подготовительной работой (эскизами) перед выполнением основной живописной композиции.

Методическая разработка предназначена для учащихся 5-х классов ДХШ (класс профориентации). Это учащиеся 16-18 лет, окончившие основной курс обучения художественной школы. Данное задание выполняется в третьей четверти согласно программе по композиции для 5-го класса ДХШ. Объём методической разработки включает 30 часов занятий на уроках композиции (10 занятий по 3 часа). К 5-му классу ДХШ ученики, получившие специальное художественное образование, уже знают основы композиции, что такое выделение главного, равновесие пятен, пространство, ритм, статика-динамика, законы цветоведения, способы создания образа композиции – стилизацию и обобщение.

Задание: «Ассоциативное решение композиционного пятна».

Тема: «Пластическое пятно».

Цели: развитие аналитического и образного мышления учащихся;

совершенствование профессионального подхода в работе над эскизами.

Задачи:

1. Способствовать раскрытию интереса учащихся к анализу работ великих мастеров живописи.

2. Научить использовать в процессе работы над замыслом картины опыт других художников.

3. Развить навыки конструктивного пластического решения композиции.

4.Развить умение выстраивать свою работу над композицией от абстрагированной формы пятна.

5. Закрепить навыки графической техники в создании композиционных эскизов.

6.Закрепить навыки живописных приемов в создании колористического образа.

7. Дать представление о способах передачи настроения в композиции.

Время: 30 часов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Оборудование для учащихся: листы формата А4 и А3, карандаш, резинка, калька, гуашь, набор кистей, палитра, сосуд с водой.

Оборудование для преподавателя: репродукции картин художников, материалы для методического объяснения и показа урока.


Тематический план

  № план деятельности преподавателя план деятельности учащихся материал формат количество часов
всего в том числе
теорет практич
1.   2.     3.   4.   Изложение нового материала. Фронтальная и индивидуальная работа с детьми. Анализ эскизов.   Фронтальная и индивидуальная работа с детьми. Анализ эскизов   Фронтальная и индивидуальная работа с детьми. Анализ эскизов     Индивидуальная работа с детьми при выполнении данной задачи. Анализ выполненных работ. Конструктивная схема пластического пятна и тоновой разбор работ известных художников.   Нахождение цельного пластического пятна в данной композиции (заливка). Конструктивная схема пластического пятна с наметкой внутренних формирующих объектов до геометрич. фигур.   Композиционное решение в заданном пластическом пятне (свое решение в полученном пятне, три варианта: многофигурная композиция, пейзаж, натюрморт).   Выход на формат (один из вариантов композиции).     Карандаш, гуашь, калька.   Карандаш, гуашь, калька.     Карандаш, гуашь, калька.   Карандаш, гуашь.   1/6   1/6     1/6   А2   3ч.   3ч.     12ч.   12ч.   0,5ч.   0,5ч.     .   1,5ч.   1ч.     2,5ч.   2,5ч.     10,5ч.   11ч.  
Итого по заданию: 30ч. 3,5ч. 26,5ч.

Краткое содержание уроков.

 

Урок №1. Конструктивная схема пластического пятна, тоновой разбор работ известных художников.

Цель: создание копии с репродукций картин художников в три тона.

Задачи: 1.Познакомить с работами известных мастеров, в которых представлена сюжетная многофигурная композиция.

2. Научить технике копирования работы с использованием кальки.

3. Научить сохранять в эскизе тоновые отношения для получения более грамотного результата работы.

4.Отметить важность сохранения цельного тонового решения композиции.

5. Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 3 часа.

Оборудование: репродукция, калька, карандаш, резинка, ватман формат 1/6, гуашь (черная и белая), набор кистей, ножницы, скотч для закрепления кальки, палитра, баночка с водой.

Ход урока: Урок начинается с краткой беседы на тему «Пластическое пятно». (См. приложение №1, №2, №3) и показа репродукций известных художников. (См. приложение №4). Учащимся предлагается выбрать одну из репродукций. На первом этапе учащийся снимает копию с репродукции при помощи кальки с проработкой внутренних объектов, формат копии соответствует формату репродукции (формат 1/6). Копия выполняется в три тона. Ученикам предлагается определить для себя, что будет в работе художника самым темным по тону, средним и светлым. Работа ведется обобщенно без проработки подробной детализации. Намечаются самые темные объекты в картине, затем объекты среднего тона, светлый тон остается нетронутым.

       
   
 

 

 


Грёз «Отцовское проклятие» Обобщенный тоновой разбор


Урок №2. Изучение пластического пятна в работах известных художников. Исследование структуры композиции в этих произведениях.

Цель: 1. Нахождение общего пластического пятна в работе мастеров, решение силуэта одним тоном.

2. Построение конструктивной схемы пластического пятна с наметкой внутренних формирующих объектов, обобщённых до геометрических фигур.

Задачи: 1.Указать на необходимость условно-обобщённого ведения работы.

2. Совершенствовать навыки в работе графическими средствами.

3.Акцентировать внимание на характер полученного силуэта.

4.Отметить важность нахождения движения внутренних объектов в полученном силуэте.

5.Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 3 часа.

Оборудование: репродукция, калька, карандаш, резинка, два листа бумаги (ватман) формата 1/6, гуашь (черная и белая), набор кистей, ножницы, скотч для закрепления кальки, палитра, баночка с водой.

Ход урока: Используя уже имеющуюся кальку, создаем ещё одну копию работы художника с некоторой особенностью: прорисовывается только внешний контур пластического пятна (силуэт). Например, если в работе художника представлена толпа людей, то вся эта толпа решается одним общим силуэтом, без внутренней прорисовки. Полученный контур заливается единым тоном. Затем проанализируем полученный силуэт, насколько он динамичен (статичен), имеет ли он ярко выраженную направленность, насколько сложен силуэт.

 
 

 


Пластическое пятно

 

Для следующего упражнения, создаем очередную копию с конструктивной прорисовкой внешнего контура, т.е. силуэта, с наметкой внутренних объектов, обобщённых до геометрических фигур. Конструктивная схема композиции выполняется в три тона. В ходе работы и анализа данного упражнения мы подмечаем важные композиционные элементы, упростив и обобщив сложную


многофигурную композицию художника до геометрических пятен. Таким образом, видна вся ее структура, которая поможет нам в создании своих композиционных решений.

В данном упражнении ученики учатся определять:

1. композиционное развитие (движение) - закономерно обусловленную связь между фигурами живописных пятен, связь по их форме и взаимному положению на картинной плоскости;

2. композиционный ритм - повторение элементов и интервалов между ними. Закон ритма выражает характер повторения или чередования частей целого.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм может быть активным, порывистым, дробным или плавным, спокойным, замедленным;

3. композиционный центр - главный фрагмент картины, который достаточно ясно выражает мысль сюжета. Способов выделения центра может быть несколько, главные из них: выделение размером, цветом, формой, можно выделить объёмом и светом. Важно, чтобы другие детали картины направляли глаза зрителя в композиционный центр.

 
 


Конструктивная схема пластического пятна с наметкой внутренних формирующих объектов до геометрических фигур

Урок №3. Нахождение в заданном пластическом пятне своего композиционного решения в виде многофигурной композиции.

Цель: создание колористического образа многофигурной композиции на основе полученного пластического пятна.

Задачи: 1.Направить учащихся на поиск своего колористического решения многофигурной композиции в найденном пластическом пятне.

2.Указать на необходимость работы ограниченной цветовой палитрой.

3.Дать представление о важности ведения работы большими цветовыми отношениями - пятнами при изображении фигур, учитывая их взаимосвязь с пространством, окружающей средой, освещением.


4.Отметить важность сохранения цельного тонового решения композиции.

5. Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 4часа.

Оборудование: репродукция картины, калька, карандаш, резинка, ватман формата 1/6, гуашь с ограниченной палитрой (3 цвета + белила), набор кистей, ножницы, скотч для закрепления кальки, палитра, баночка с водой.

Ход урока: Урок начинается с небольшой беседы о роли композиции и важности знаний её законов в работе над художественным произведением. (См приложение №3, №4). Учащиеся создают очередную копию пластического пятна с репродукции картины известного мастера, но без тонового решения и внутренней проработки. Данное пластическое пятно будет наталкивать на определенные ассоциативные решения. Силуэт обладает определённым характером за счет динамики и ритмики. Отталкиваясь от этого, в полученном силуэте пятна карандашом намечаем свой сюжет со схожим характером. В поиске своего решения композиции в заданном силуэте пятна учитываем, что при его расположении горизонтально, вертикально или зеркальном отображении, характер силуэта может изменяться и наталкивать на определённые ассоциации, порой совершенно противоположные исходной композиции на репродукции. Свой сюжет вписываем обобщенными формами, без проработки мелких деталей, которые могут помешать цельному восприятию. Следим за ритмом пятен, вписываемых в заданный силуэт. Не должно быть часто повторяющихся диагональных, вертикальных или горизонтальных линий, если только это не отвечает задуманному сюжету. То же самое относится и к форме задаваемых пятен. Пятна, изображающие людей и окружающие их предметы, должны различаться размерами и формой.

Проанализировав полученный результат и проверив соблюдение основных композиционных закономерностей, переходим к цветовому решению. Задаем на палитре не более 5-и цветовых замесов разных по тону. Заданная ограниченная палитра поможет сохранить цельность восприятия задуманной композиции. Цвет закладываем локально, следя при этом за чередованием тёплых и холодных оттенков. Цветом пытаемся отразить то настроение, которое хотим передать в работе. Пятна должны быть выполнены заливкой или выкраской, чтобы мазки не отвлекали от общей формы. Следим за тоновым решением эскиза, которое также должно соответствовать задаваемому настроению. В процессе работы, когда весь формат уже заполнен определёнными цветовыми пятнами, начинаем намечать мелкие детали там, где они необходимы для раскрытия характера внутренних объектов. При завершении работы анализируем полученный результат, проверяем соотношение величины и формы цветовых пятен. Детали, которые мешают цельному восприятию композиции, списываем с фоном, уводим в тень или, наоборот, списываем со светом, оставляя только наиболее значимые. Следует помнить о том, что создаваемая работа является эскизом, а не готовой картиной.


 
 

 


Урок №4. Нахождение в заданном пластическом пятне своего композиционного решения в виде пейзажа.

Цель: создание колористического образа пейзажа на основе полученного пластического пятна.

Задачи: 1.Направить учащихся на поиск своего колористического решения пейзажа в найденном пластическом пятне.

2.Указать на необходимость работать ограниченной палитрой.

3.Дать представление о важности ведения работы большими цветовыми отношениями - пятнами при изображении пейзажа, учитывая взаимосвязь предметов в пространстве, окружающей среде, освещение.

4.Отметить важность сохранения цельного тонового решения композиции.

5.Повторить изученные законы композиции в пейзаже (плановость, равновесие, композиционный центр).

6.Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 4 часа

Оборудование: репродукция картины, калька, карандаш, резинка, ватман формата 1/6, гуашь с ограниченной палитрой (3 цвета + белила), набор кистей, ножницы, скотч для закрепления кальки, палитра, баночка с водой.

Ход урока: Создаем очередную копию пластического пятна с репродукции картины известного мастера, но без тонового решения и внутренней проработки. В полученном силуэте пятна находим образ пейзажа и намечаем его карандашом. Свой пейзаж вписываем обобщенными формами, без проработки


мелких деталей, которые могут помешать цельному восприятию. Следим за ритмом пятен, вписываемых в заданный силуэт.

В процессе работы над эскизом надо обязательно учитывать действие законов целостности и контрастов. Особенно важно помнить о тональных и цветовых контрастах, о контрастах форм, размеров и других элементов, входящих в изображаемый мотив. Отмечаем значение композиционного центра, который может быть выделен с помощью цвета и тонового контраста. Правильно построенный центр картины должен привлекать и удерживать взгляд зрителя. Предпочтительно, чтобы он занимал 1/3 часть формата. Окружающие элементы и фон должны направлять взгляд зрителя к композиционному центру. При этом желательно, чтобы он был расположен не в самом центре картины и не был изолирован от остальной части изображения.

Заданная ограниченная палитра поможет сохранить цельность восприятия созданного пейзажа. Задаем на палитре не более 5-и цветовых замесов разных по тону. Цвет закладываем локально, следя при этом за чередованием тёплых и холодных оттенков. Цветом пытаемся отразить то настроение, которое хотим передать в работе. Пятна должны быть выполнены заливкой или выкраской, чтобы мазки не отвлекали от общей формы. Следим за тоновым решением, который также должен соответствовать задаваемому настроению. Анализируем свой пейзаж, проверяем соотношение величины и формы цветовых пятен.

В период завершения работы над эскизом ученик может увлечься решением отдельных задач, чаще всего связанных с выявлением тональных и цветовых отношений в отдельных частях плоскости листа, из-за чего в эскизе может появиться дробность, изменение настроения. Поэтому на завершающем этапе необходимо ещё раз тщательно проанализировать свою работу и обобщить там, где нужно, смягчив лишние контрастные выделения объектов и удалив мешающие элементы.

 
 

Урок №5. Нахождение в заданном пластическом пятне своего композиционного решения в виде натюрморта.

Цель: создание колористического образа натюрморта, на основе полученного пластического пятна.

Задачи: 1. Направить учащихся на поиск своего колористического решения в найденном пластическом пятне.

2. Указать на необходимость работать ограниченной палитрой.

3. Дать представление о необходимости работать большими цветовыми отношениями – пятнами при изображении натюрморта, учитывая освещение и плановость.

4. Отметить важность сохранения цельного тонового решения композиции.

5. Научить использовать в процессе замысла опыт и стиль других художников.

6. Направить учащихся на точную передачу характера формы предметов, их пропорций.

7. Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 4часа

Оборудование: Репродукция, калька, карандаш, резинка, ватман формата 1/6, гуашь с ограниченной палитрой (3 цвета + белила), набор кистей, ножницы, скотч для закрепления кальки, палитра, баночка с водой.

Ход урока: Рассматриваем полученное пластическое пятно, выполненное одним тоном. Создаем очередную копию пластического пятна, но без тонового решения и внутренней проработки. В полученный силуэт карандашом намечаем свой сюжет со схожим характером. Следим за тем, что при повороте силуэта горизонтально, вертикально, или его зеркальном отображении, характер силуэта может несколько изменяться и наталкивать на определённые ассоциации, порой совершенно противоположные исходной репродукции. Свой сюжет вписываем обобщенными формами, без проработки, чтобы не отвлекаться на мелкие детали, которые могут помешать цельному восприятию. Важную роль в уравновешенности картинной плоскости натюрморта играет правильное определение смыслового композиционного центра, размещение второстепенных частей, поиск цветовых и тональных контрастов. Композиционный центр выбирается с таким расчетом, чтобы он, притягивая к себе остальное, выполнял функцию своего рода камертона для предметов, находящихся за его пределами. Он может выделяться, контрастом форм, тона, цвета и т. д., но он не должен нарушать целостности изображения как совокупности взаимосвязанных по смыслу предметов. Характер композиции сильно зависит от линии горизонта. Средняя линия горизонта увеличивает протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт. Глубину пространства усиливают и перспективные изменения каждого предмета. Высокий горизонт создает совершенно иной характер композиции. При точке зрения сверху картинная плоскость изображается как бы поставленной «на дыбы» и на ней открываются все предметы, расположенные на разных пространственных планах. Такая точка зрения создает впечатление


приземистости предметов. При низком уровне горизонта горизонтальная плоскость, на которой размещаются предметы, будет восприниматься в сильном сокращении в глубину, а сами предметы — более высокими. Различные уровни зрения на постановку дают возможность художнику увидеть наилучший неожиданный вариант композиционного решения, несущий в себе новизну эстетического восприятия известных предметов.

Важную роль в создании целостности в композиции натюрморта играет колористическое единство в цветовом решении. Заданная ограниченная палитра поможет сохранить цельность восприятия. Задаем на палитре не более 5 цветовых замесов разных, по тону. Цвет закладываем локально, следя при этом за чередованием тёплых и холодных оттенков. Цветом пытаемся отразить то настроение, которое хотим передать в работе. Пятна должны быть выполнены заливкой или выкраской, чтобы мазки не отвлекали от целостности восприятия. Следим за тоновым решением. Общий тон работы также должен соответствовать задаваемому настроению. При завершении работы над эскизом анализируем свой натюрморт, проверяем соотношение цветовых пятен, их величины и формы, смотрим на картину через призму закона целостности, не допуская дробности композиции и изменения настроения. В работе над творческим натюрмортом решаем задачи единства композиции, формата, точки зрения, цветового строя, ритма, равновесия пятен, характера освещенности и др. Все это в эскизе должно быть представлено в целостной структуре.

 
 

 


Урок №6. Итоговая работа. Первый этап.Начало работы на формате.

Цель: выполнение подготовительного рисунка на большом формате.

Задачи: 1. Отметить важность правильного композиционного размещения найденного эскиза в заданном формате.


2. Направить учащихся на точную передачу характера формы предметов или фигур, их пропорционального соотношения.

Время: 3часа.

Оборудование: Лист ватманаформат А2, простой карандаш, резинка.

Ход урока: Учащиеся с преподавателем выбирают один из трех выполненных эскизов для создания композиции на большом формате. Намечаем на заданном формате общее пластическое пятно, при этом работа ведется от целого к частному. Наметив общий силуэт, вписываем в него формирующие объекты, уточняем характер этих объектов, вспомогательные детали, намечаем освещение. При этом не забываем про стилистику исполнения и стилизацию, если она предусмотрена по замыслу.

Перенося эскиз на основной формат, учащийся должен помнить основные композиционные методы: движение, ритм, соблюдение перспективы для передачи пространства, соблюдение пропорций, выделение композиционного центра, угол зрения. Так же эскиз можно перевести на формат по клеткам.

 

 
 

 

 


Урок №7. Итоговая работа. Второй этап. Начало работы в цвете.

Цель: перенос найденного цветового отношения с эскиза на большой формат.

Задачи: 1. Дать представление о необходимости работать большими цветовыми отношениями – пятнами при изображении объектов, учитывая их взаимосвязь с пространством, окружающей средой, освещением.

2. Указать на важность сохранения общего колорита композиции и цельного цветового решения предметов.

3.Направить на точную передачу световоздушной среды.

Время: 3ч.


Оборудование: Лист ватмана формата А2 с выполненным подготовительным рисунком, краски гуашь (ограниченная палитра 3 цвета + белила), набор кистей, сосуд с чистой водой, палитра.

Ход урока: Переносим с эскиза цветовые и тоновые отношения на заданный формат с выполненным подготовительным рисунком. Закладываем цвета локально, широкой кистью, работа ведется в отношениях цвет фона к предмету. Для того чтобы не было попаданий в тоне, палитра ограничивается до пяти цветовых замесов, разных по тону. Учитываем освещение, которое передает общее настроение, и световоздушную среду.

 

 
 

 

 


Урок №8. Итоговая работа. Третий этап. Продолжение работы в цвете.

Цель: уточнение цветовых и тоновых отношений, с детальной проработкой.

Задачи: 1. Указать на необходимость выделения главного основного объекта в композиции.

2. Отметить важность сохранения цельного цветового решения композиции.

Время: 3 часа.

Оборудование: Лист ватмана формата А2 с начатой в цвете работой, краски гуашь (ограниченная палитра 3 цвета + белила), набор кистей, сосуд с чистой водой, палитра.

Ход урока: Заложив цветовые и тоновые отношения на заданный формат, приступаем к уточнению характера объектов и освещения. Для лучшей передачи образа картины, можно использовать текстуру, линию, орнамент, технику мазка - для этого нужно определиться со стилем исполнения (пуантилизм, импрессионизм, алла - прима, локальная живопись).


Выделяем композиционный центр, подчеркиваем его тоном, цветом, линией, характером силуэта по отношению к второстепенным объектам и фону. Ограниченная цветовая палитра позволяет сохранить колористическую цельность всей композиции.

 
 


Урок №9. Итоговая работа. Четвертый этап. Завершение работы над композицией.

Цель: уточнение цветовых и тоновых отношений, с детальной проработкой изображаемых объектов.

Задачи: 1. Отметить важность сохранения целостности композиции при детальной проработке предметов.

2. Указать на необходимость расставления цветовых акцентов как завершающего этапа в работе над композицией.

3. Проанализировать вместе с учащимися выполненные работы.

Время: 3 часа.

Оборудование: Лист ватмана формата А2 с начатой в цвете работой, краски гуашь (ограниченная палитра 3 цвета + белила), набор кистей, сосуд с чистой водой, палитра.

Ход урока: Организовав формат в цвете, и обозначив композиционный центр, расставляем цветовые акценты на второстепенных объектах для поддержки композиционного центра. Уточняем характеры объектов. На данном этапе можно обогатить свою ограниченную палитру, расставляя акценты. Выдерживаем цельность всей композиции, как тоновую, так и цветовую.

В завершении урока педагог и ученики анализируют выполненную работу, обсуждаются достоинства и недостатки работ (См. приложение №5). Преподаватель выставляет оценки за проделанную работу.


 

 

 


Кириленко Катя «Весеннее половодье»

 

 

Заключение

Поскольку у выпускников ДХШ между окончанием художественной школы и поступлением в высшие и средне-специальные учебные заведения художественной направленности бывает промежуток времени от года до трёх лет, то часто следствием этого является потеря полученных навыков по выполнению творческих работ. Поэтому основополагающей целью обучения в 5-м классе ДХШ является закрепление учениками знаний и умений, полученных в художественной школе, а также последующая профессиональная ориентация учащихся и их подготовка к поступлению в художественные ВУЗы ССУЗы. При обучении в учебных заведениях художественной направленности одним из важных навыков в создании композиции является профессиональный подход к работе над эскизами. Поэтому выполнение заданий методической разработки является оправданным.

Данная методическая разработка, включая в себя задания для более глубокого и осмысленного изучения композиции, совершенствования графических навыков и активизации творческого потенциала учащихся, помогает развить многие необходимые профессиональные качества. Особый акцент в методической разработке сделан на создание художественного образа в сюжетной композиции. Полученный комплекс знаний, умений и навыков, сформированный в детской художественной школе, позволит и в дальнейшем учащимся осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.


Список литературы для преподавателя

 

1.Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». / Г.В. Беда, – 2-е изд. – М.: Из. дом «Просвещение», 1981.–239 с., илл.

2.Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика [Текст]: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. / Н.П. Бесчастнов, – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272с.: илл.

3.Волков, Н.Н. Композиция в живописи [Текст]: книга / Н.Н. Волков, – 2-е

изд. – М.: Из. дом «Искусство», 1977. – 260 с.

4.Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст]: учеб. пособие / О.Л. Голубева, – 2-е изд. – М.: Из. дом «Искусство», 2004. – 120 с.: илл.

5.Иттен, Иоханнес. Искусство формы [Текст]: книга / Иоханнес Иттен, – М.: Изд. Д. Аронов, 2004. – 136 с.: илл.

6.Кандинский, В.В. Избранные труды по теории искусства [Текст]: книга / В.В. Кандинский, – М.: Изд. дом «Гилея», 2001. – 404 с.

7.Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника [Текст]: книга / Е.А. Кибрик, – М.: Из. дом «Искусство», 1984. – 256 с.

8. Творчество в искусстве – искусство творчества [Текст]: книга / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндейла, В. Петрова, П. Махоткина, Д. Леонтьева, Дж. Купчика.– М.: Изд. Наука; Смысл, 2000. – 549 с.

 

 

Список литературы для учащихся

 

1.Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Основы композиции [Текст]: учебник для уч. 5-8 кл. / Н.М. Сокольникова – Обнинск: Титул, 1996. – 80с.: цв. илл.

2.Шорохов, Е.В. Композиция [Текст]: учебник для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов / Е.В. Шорохов – 2-е

изд. – М.: «Просвещение», 1986. – 207 с.: илл.


Приложение №1

 

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ПЯТНО – это общий силуэт, объединяющий в себе главные и второстепенные объекты картины, составляющие в своей совокупности общий настрой и эмоциональную окраску. Оно является основой любой работы, будь то графика, скульптура, инсталляция или живописная работа. Определение пластического пятна подразумевает как цельность, так и собранность композиции. Невозможно ни рисовать, ни писать с натуры, пренебрегая законом цельности. Ни форма, ни цвет не существуют сами по себе, а только в отношении к целому, как части целого. Все элементы композиции находятся во взаимной связи и зависимости, подчиняясь логике воплощения замысла художника.

1. Рассмотрим один из вспомогательных элементов для данного задания – силуэт, с использованием работ известных художников.

 

       
   
 

 


Н.К.Рерих «Заморские гости»

 

Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном он проявляет себя как темное пятно на светлом фоне, например, общий силуэт натюрморта, портрета или фигуры. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и некую очаровательную индивидуальность.

2.Далее рассмотрим копии с работ мастеров, где пластическое пятно, главные и второстепенные элементы упрощены до геометризированных форм. По этим геометрическим фигурам мы можем проследить направление движения в данной композиции. Движение рассматриваем в общих чертах, как динамичную направленность пятен, а также их ритмическую последовательность.


 

 

 


3.Далее рассмотрим, каким образом, так или иначе направленное пятно может повлиять на общий эмоциональный настрой в работе. Любому человеку свойственно воспринимать движение, идущее слева направо, по часовой стрелке. Это свойство заложено в нас самой природой и воспринимается на подсознательном уровне. Если зритель наблюдает в какой-нибудь работе движение против часовой стрелки, то внутри него почти неосознанно возникает внутренний дискомфорт.

       
   
 

 


Зритель может ощутить тревогу, грусть, разочарование - любые отрицательные эмоции. Конечно, это не ярко выраженные эмоциональные проявления, а только лёгкий намёк на них. Если общий силуэт пластического пятна повернуть в зеркальном отражении, то общий настрой всей композиции поменяется на противоположный.

Пластическое пятно позволяет увидеть обобщённый образ картины в целом. Не зная, что происходит в картине, зритель может догадаться о её настроении по общему силуэту. Действительно, сравнивая работы с различным настроением, можно увидеть насколько разнятся их силуэты, например в работе, где в сюжете содержится грусть, величественное спокойствие, торжественность и т. д. пластическое пятно будет более статичным, с присутствием прямых линий (горизонтальных и вертикальных) и наоборот, в картине, где происходит буйное веселье, драка, танец, любые активные действия, пластическое пятно будет более динамичным, со множественными «выходами» из пятна рук, ног, различных предметов (если речь идёт о многофигурной композиции). Линии в таком пятне будут преимущественно диагональными и имеющими сложную форму (в сравнении с предыдущими пятнами). Подобная тенденция прослеживается не только в многофигурных композициях, но также и в пейзаже, натюрморте, портрете.

4.Мы рассмотрим приемы передачи настроения в картине на примере многофигурной композиции, так как, в ней проще проследить то эмоциональное состояние, которое хотел передать зрителю автор. Соответственно, если художник пытается передать грустное настроение в своей работе, он будет использовать более сжатое, более геометризированное пластическое пятно, и если он хочет передать веселье и радость, то пятно будет динамичным, со множеством выплесков. Разберём несколько работ известных художников, разных по своему характеру, например: «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа, «Переход Суворова через Альпы» В.И. Сурикова, «Святая Русь» М.В. Нестерова.

Обрисуем общий силуэт фигур и основных объектов данных работ, составляющих пластическое пятно и несущих смысловую нагрузку. Зальём этот силуэт одним тоном. Теперь мы можем проследить характер пластического пятна всех трёх работ. Не видя деталей, можно понять, что на первых двух работах (Делакруа, Суриков) происходит активное действие, поднимающее настроение, а на работе Нестерова – действие несколько статичное.

 

       
   
 


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: