Определите слова по их лексическому значению.




Дополнительное задание: подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.

Занимательная лингвистика.

В чем заключается необычность стихотворения В. Я. Брюсова?

Алый бархат вечереет,

Горделиво дремлют ели,

Жаждет зелень, и июль

Колыбельной лаской млеет.

(Первые буквы каждого слова стихотворения соответствуют порядку букв русского алфавита.)

III. Домашнее задание

Вспомните, по какому принципу выбирается написание букв О и Е после шипящих и Ц. Составьте предложения со словами, подчиняющимися этому правилу, или составьте словарный диктант из 15—20 слов или словосочетаний.

Урок 3. Лексика. Фразеология. Орфография

Цель урока: повторить пройденное по теме «Лексика и фразеология». В предыдущих классах; закрепить знания по теме; активизировать творческие способности учеников.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Словарный диктант.

Такой диктант можно провести «по цепочке»: ученики по очереди читают слова или словосочетания из подготовленного дома словарного диктанта на правописание О и Е после шипящих и Ц. Слова диктанта пишем в два столбика: слева с О, справа с Е. В слабых квасах такой диктант может провести сам учитель.

После взаимопроверки необходимо вспомнить правило, которому подчиняются слова диктанта.

Бечёвка, дирижёр, облицовка, парчовый, недочёт, чащоба, шёлковый, горячо, крыжовник, бельчонок, ночёвка, шорох, пальтецо, шероховатый, старичок, решётка, трущоба, плечо, шёпот, кольцевой, щётка, капюшон; чёрная, чёлка, ударить мячом, жжёный сахар, цокот копыт, разгорячённый жокей, дешёвое платьице, ожоговый центр, лицевой счёт, говорить общо, укрыть плащом; чопорный человек смешон; солнце печёт жгуче.

Попробуем объединить правила, относящиеся к правописанию О и Е после шипящих и Ц в разных частях речи. Если мы имеем дело с глаголом и его формами, в том числе с отглагольными существительными, в суффиксах и окончаниях пишем только Е (Ё): печёт, разгорячённый, ночёвка, жжёный. Если перед нами существительное, прилагательное (полное или краткое), наречие, то пишем в суффиксах и окончаниях таких слов под ударением О, без ударения Е: облицовка, бельчонок, пальтецо, парчовый, смешон, горячо, общо, но: платьице, кольцевой, жгуче. Заметим, что заимствованный суффикс – ёр - пишется через ё: дирижёр, стажёр (но мажор !). Проверить гласную в этом суффиксе можно другими словами, тоже обозначающими род деятельности: актёр, гренадёр, сапёр.

Что касается гласных О и Е в корнях слов, то надо учитывать, что наблюдается в словах с чередованием е/ё в корне: бечёвка (бечева), недочёт (чета), шёлковый (шелка), решётка (решето), шёпот (шепчет), щётка (щетина), чёрный (чернеть), чёлка (чело), счёт (счета). Если такого чередования нет, в корне пишется О: шорох, капюшон, цокот, жокей, ожог (сущ.).

II. Повторение раздела «Лексика»

Вопросы на повторение теории.

— Что изучает лексика? (Словарный состав языка.)

— Каково самое общее деление слов по значению? (Однозначные и многозначные.)

— Какие группы слов вам известны? Дайте определения этим группам, приведите примеры. (Желательно пополнить рабочий словарик терминами, которые забылись.)

Синонимы — слова, сходные, близкие по значению: красный — алый, саммит — встреча, будто — словно.

Антонимы — слова, противоположные по значению: север — юг, вверху — внизу, далекий — близкий.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разное значение: зреть («смотреть» и «вызревать»), брак («некачественная работа» и «супружество»), засыпать («погружаться в сон» и «сыпать что-либо»).

Омографы — слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному: за́мок — замо́к, му́ка — мука́, хло́пок — хлопо́к.

Омофоны — слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию и по смыслу: чистота — частота, луг — лук, литься — лица.

Паронимы — слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу: страшный — страстный, будить — бдить, невежа — невежда.

Архаизмы — устаревшие слова, обозначающие существующие предметы, явления; употребляются обычно в поэтической речи: ланиты (щеки), выя (шея), очи (глаза).

Историзмы — слова, обозначающие ушедшие в прошлое понятия, явления: ямщик, паровоз, ликбез.

Неологизмы — слова, образованные недавно в связи с появлением новых понятий, явлений: интернет-кафе, сайт, пиарщик.

Диалектизмы — слова, употребляемые только в данной местности: кочет (петух), темы (валенки), вица (прут).

Профессионализмы — слова, употребляемые только в профессиональной речи: кок (повар на корабле), склянки (часы на корабле), офсайд (положение вне игры в футболе).

— Что такое фразеологизмы? (Устойчивые словосочетания, выражения, имеющие единое лексическое значение: бить баклуши (бездельничать), быть на виду (выделяться), сломя голову (быстро).)

Практические задания.

Определите слова по их лексическому значению.

а) «Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление». (Олицетворение.)

б) «Повторение одинаковых или сходных согласных звуков в слове, во фразе». (Аллитерация.)

в) «Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада». (Реферат.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: