Пессимистичный, апатичный, циничный, аскетичный.
Определите значения оставшихся слов.
Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.
Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.
— Как называется ваша деревня? — спросил я.
— Чистый Дор.
— Чего Чистый?
— Дор.
Дор… Такого слова я раньше не слыхал.
— А что это такое — Чистый Дор?
— Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.
— Понятно, понятно. А что такое «дор»?
— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё что вокруг деревни, — это всё и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.
— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.
Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдергивали. Дёргали, дёргали — получился дор.
(Ю. Коваль.)
(Антонимы: рослые — маленький, впереди — в конце, раньше — потом; синонимы: глядел — видел; диалектизм: дор.)
4) Придумать по два предложения с фразеологизмами (или подобрать такие предложения из литературных произведений): 1 вариант — с книжными по происхождению, 2 вариант — с народными.
Например:
1 вариант. Хорошо владеть пером — редкий дар. Нашим футболистам удалось одержать победу в матче, который уже ничего не решал.
2 вариант. На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. Только что мы о нем говорили, а он легок на помине.
|
Занимательная лингвистика.
1) Какими частями речи могут быть слова мой, гол, стекло, сев? (мой — имя прилагательное и глагол в повелительном наклонении; гол — имя существительное и краткое прилагательное, стекло — имя существительное и глагол прошедшего времени среднего рода, сев — имя существительное и деепричастие.)
2) Что означает выражение «попасть впросак» и каково его происхождение? («Попасть впросак» означает «оказаться в неловком положении по своей же вине». Выражение попало в русский язык из речи кустарей, изготавливавших канаты, веревки и т. п. с помощью приспособления, которое называлось «просак». Это был небольшой прядильный станок с вращающимся колесом. Если по неосторожности мастера его одежда или волосы попадали в просак, это заканчивалось печально. Судя по тому, что выражение «попасть впросак» стало распространенным, такие случаи были нередкими. В дальнейшем предлог слился с существительным, которое потеряло самостоятельное лексическое значение.)
III. Домашнее задание
Составить небольшой рассказ с использованием фразеологизмов.
Урок 4. Состав слова и словообразование. Орфография
Цель урока: закрепить навыки разбора слова по составу и словообразовательного разбора слова.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Два—три ученика читают свои сочинения с использованием фразеологизмов.
Осложненный диктант.
Подобрать синонимы к каждому фразеологизм графически объяснить орфограммы.
|
Работать спустя рукава (работать кое-как); остаться в недоумении (удивиться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределенный); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально, злободневно); вносить свою лепту (вносить посильный вклад; участвовать); вернуться на круги своя (вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощип (попасть в неприятное, сложное положение); остаться на бобах (остаться у разбитого корыта; остаться ни с чем, проиграть); наступить на больную мозоль (напомнить о неприятностях); прийтись по сердцу (понравиться); без царя в голове (безответственный, бесшабашный); лечь костьми (не щадя живота своего; приложить все усилия); скрепя сердце (неохотно); читать по глазам (понимать); открыть душу (поделиться сокровенным); водить за нос (обманывать); зарубить на носу (хорошо запомнить); попасть не в бровь, а в глаз (сказать точно, метко), быть начеку (быть внимательным, осторожным).
Примечание. В зависимости от конкретных условий, можно провести такой диктант по вариантам, устроить взаимопроверку; по очереди прокомментировать орфограммы.
II. Повторение темы «Состав слова. Словообразование»
Напомним, что в учебнике задания такого рода обозначаются цифрой «2». Например: словообразование 2.
Вопросы на повторение теории.
— Что изучает словообразование? (Этот раздел языкознания изучает возникновение новых слов и состав слов, уже имеющихся в языке. По-другому: изучает морфемный состав слов и способы их образования.)