Международной организацией по стандартизации ИСО предусмотрен пересмотр стандартов серии 9000 через каждые четыре года, с целью их актуализации.
В феврале 1999 г. техническим комитетом 176 (ИСО ТК/176) был закончен второй пересмотр МС ИСО 9001-2000 г. (ИСО/ПСК 2 9001:2000). Одним из существенных моментов изменения возникает приведение в порядок и объединение стандартов для удобства в использовании.
ИСО 9001 - устанавливает требования к системе общего руководства качеством, применимые как средство гарантирования соответствия продукции и (или) услуги, и может использоваться в целях сертификации.
При разработке стандартов ИСО 9000 версии 2000 года была установлена цель достижения большей совместимости со стандартом ИСО 14001. Предусматривается, что объединенные вопросы в этих стандартах могут разрешаться организациями в равной степени, в целом или по отдельности, без излишнего дублирования или внесения противоречивых требований.
В основу новой версии стандартов положены 8 принципов:
Принцип 1 - организация, ориентированная на потребителя. Непрерывное внимание организации, направленное на требования и степень удовлетворения потребителей (и других заинтересованных лиц), от которых зависит уровень деятельности предприятия. При этом усовершенствование системы управления качеством требует измерений, анализа удовлетворенности потребителей и проведения корректирующих действий на их базе.
Принцип 2 - значение руководства. Руководители высшего звена должны демонстрировать приверженность качеству, через определение целей и задач предприятия в области качества.
Принцип 3 - завлечение работников. Система качества должна побуждать работников проявлять инициативу в стабильном улучшении качества.
|
Принцип 4 - подход как к процессу. Для функционирования предприятия необходимо руководить многочисленными взаимосвязанными процессами. Выход одного из них образует вход для другого. Система качества понимается как совокупность взаимосвязанных процессов и общего руководства ими. Концептуальное представление общих требований к системе руководства качеством, в соответствии с новой версией стандарта ИСО 9001.
Принцип 5 - системный подход к управлению. Система качества должна формироваться как совокупность взаимосвязанных процессов, начиная со стадии проектирования, на основе измерений и анализа удовлетворенности потребителей.
Принцип 6 - постоянное улучшение. Является главной целью предприятия и требует перестройки сознания и образования у каждого работника предприятия потребности в постоянном улучшении качества продукции, процессов или системы в целом.
Принцип 7 - метод принятия решения, основанный на фактах.
Принцип 8 - взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Еще одним значимым моментом является уточнение целей стандартов ИСО 9004, которые до сих пор были приняты, как направляющие стандарты для создания системы ИСО 9001 и которые применялись не очень активно. В стандартах делается акцент на том, как проводить улучшение процесса для усовершенствования и повышения уровня деятельности предприятия с системой управления качеством, созданной в соответствии с ИСО 9001.
Переход предприятий на новые стандарты потребует больших усилий, т.к. стандарты включают важные изменения и дополнения (различия в системах качества по стандартам ИСО 9000 1994 г. и 2000 г. могут составлять 30-50%).
|
Заключение
В заключении можно сделать следующие выводы по рассмотренной теме:
«ISO 9001:2000 Системы управления качеством. Требования» - является международным стандартом, определяющим требования к системе менеджмента качеством. Данный стандарт разработали специалисты Технического комитета ISO/TK 176, в содружестве с сотрудниками подкомитета PK 2.
- Настоящий международный стандарт используется в контрактных ситуациях, когда определенные требования к продукции выражены в виде разработанного проекта или технических условий, и когда можно получить определенную уверенность в том, что поставляемая продукция отвечает установленным требованиям, если поставщик покажет доказательства определенных возможностей в области проектирования, разработки, производства и монтажа.
Требования к системе менеджмента качества ответственность руководства, периодический анализ контракта, управление процессами, погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка и поставка, регистрация данных о качестве и т.д.
В данной контрольной работе рассмотрен МС ИСО 9001:2000, изучена область деятельности и сфера его применения, определены основные требования.
Список источников
1. В ГОСТ ИСО 9000-2001 определение следующее: «процесс: совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы». - Прим. ред.
. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Т.Д. «Элит 2000», 2001
. Материалы с сайта qualiny.eup.ru/GOST/naladoni.htm/