В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (Р < АVCmin), предприятие прекращает производство продукции. Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара. В этих условиях чем больше производство, тем больше убытки. То есть цена на продукцию упала настолько низко, что предприятие для того, чтобы свести убытки к минимуму, должно приостановить выпуск продукции.
При любом положительном объеме выпуска потери (убытки) больше совокупных постоянных издержек. Это отчетливо видно на графике. Величина убытков при объеме производства Q1 равна площади всего заштрихованного прямоугольника ([АТС1 - Р] * Q}). Постоянные издержки могут быть рассчитаны как средние постоянные издержки в расчете на единицу продукции (AFC1 = АТС1 – АVС1), умноженные на Q1. На графике они выделены как часть заштрихованного прямоугольника с менее плотной штриховкой. Вся же часть прямоугольника, покрытая плотной штриховкой, - это чистые убытки из-за непрекращения производства. Остановив завод, их можно было бы избежать.
Однако прекращение производства не означает ликвидации самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск. Стоять оно будет до тех пор, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, что производство начнет приобретать какой-то смысл. Либо фирма убедится в долгосрочном характере понижения цены и окончательно прекратит свое существование.
Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки. В принципе это может быть сделано путем прямого сравнения валового дохода и валовых издержек.
Маленькие фирмы, не имеющие мощных бухгалтерских подразделений, часто именно так и поступают. Они чисто опытным путем перебирают соотношения издержек и доходов при разных объемах производства и останавливаются на том из них, который обеспечивает наилучший финансовый результат.
Более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС) см. рис.
Правило MR = МС
Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, то есть, если MR < МС. На рис. этому условию соответствуют объемы выпуска А, В, С. Дополнительные прибыли, получаемые в результате выпуска этих единиц, выделены на нем жирными линиями.
Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции выше приносимого за счет ее реализации дохода (MR < МС), то, произведя соответствующую порцию товара фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки (см. точки D, Е, F; жирно выделены дополнительные убытки).
Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будет достигнута при том объеме производства (на рис. точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода, т. е. сравняется с ней (MR = МС). Действительно, пока MR > МС, увеличение производства, приближающее его к точке О, дает все большую прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR < МС, к увеличению прибыли ведет, наоборот, сокращение производства. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. А, следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.
Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом MR = МС. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что правило MR = МС справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.
Правило Р = МС
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. По этому правило MR = МС может быть представлено и в иной форме:
Р = MR = МС → Р = МС.
То есть в условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены.
Применение правила МR = МС во всех рыночных ситуациях:
1. Оптимизация объема производства в условиях максимизации прибыли.
Рис., в частности, показывает, как объема производства происходит выбор в условиях максимизации прибыли. Максимизирующая прибыль фирма устанавливает объем своего производства на уровне Qo, соответствующем точке пересечения кривых MR и МС (на графике точка О). Обратим особое внимание на то, что объем производства Q0 в случае максимизации прибыли больше объема производства Qmin, который соответствовал бы минимальному уровню средних общих издержек, т.е. технологическому оптимуму производства.
В точке Qmin, достигается максимальная прибыль в расчет на единицу продукции. На графике хорошо видно, что именно здесь расстояние между кривыми АТС и Р наибольшее. Однако фирма максимизирует не удельную прибыль на единицу продукции, а валовый объем прибыли от всего производства. Поэтому ей нет смысла отказываться от выпуска единиц продукции, лежащих между Qmin и Qo. Пусть в расчете на единицу продукции прибыли для них несколько ниже, но вклад в увеличение валовой прибыли внесут и они. Ведь здесь действует неравенство MR > МС, а значит, фирма выигрывает от выпуска каждой единицы дополнительной продукции.
2. Оптимизация объема производства в условиях минимизации убытков.
На рис. показана ситуация минимизации убытков. Фирма и в данном случае ориентируется на правило MR = МС, избирая объем производства Qo. Однако на сей раз он оказывается нижетехнологически оптимального уровня Qmin. Другими словами, при пониженном уровне цен (точнее, когда они находятся ниже точки безубыточности) технологический оптимум становится экономически недостижимым. Эту закономерность в ходе затяжного кризиса в нашей стране испытали на себе многие отечественные предприятия: низкий уровень спроса заставляет их недоиспользовать свои производственные мощности
Одновременно на рис. удобно проследить закономерность, свойственную не только случаю минимизации убытков, но и другим вариантам поведения фирмы на рынке. Благодаря сравнительно низкому положению кривой Р на нем хорошо видно, что кривые MR и МС имеют не одну, а две точки пересечения.
Уточнение правила MR = МС состоит в том, что оно относится только ко второму пересечению кривых. Выбор производства на уровне первого пересечения MR и МС, напротив, не обеспечивает оптимизации производства. Дело в том, что первое пересечение находится на нисходящей ветви U-образной кривой МС. И по мере увеличения производства в районе этой точки оно становится все более выгодным: до объема выпуска Qк предельные издержки от выпуска очередной единицы выше предельного дохода, но сразу после превышения этого объема предельный доход начинает превышать издержки. А следовательно, как и во всех случаях, когда MR > МС, фирме надо наращивать объем производства.
3. Оптимизация объема производства в условиях прекращения производства
Наконец, при третьем принципиальном варианте поведения, т. е. при остановке производства, правило MR=МС не применимо вообще. Прекращение производства в краткосрочном периоде целесообразно, если Р < АVCmin. Поэтому правильный выбор состоит в остановке производства, а не в выпуске продукции. Не оптимизирует финансовых результатов, в частности, и Qo соответствующее MR = МС.
Положение части кривой МС ниже кривой MR в такой ситуации свидетельствует лишь о том, что несколькоединиц продукции (скажем, с шестой по десятую деталь) можно про извести с издержками более низкими, чем уровень цены. Но вся изготовленная продукция при любом положительном объеме выпуска (будь то все шесть, все восемь или все десять деталей) производится со столь большими издержками, что они не могут быть покрыты не только полностью, но даже и в переменной своей части, за счет доходов от продажи.
Другими словами, второе ограничение правила MR = МС состоит в том, что оно не применимо при уровнях цен, лежащих ниже минимального значения средних переменных издержек.