"КРЕЩЕНИЕ РУСИ" - богословный термин, сводящий длительный процесс утверждения христианства в качестве государственной религии древнерусской державы к разовому событию, якобы совершившемуся в 988г. На самом деле в 988 г. имело место всего лишь крещение жителей столицы Киевской Руси, положившее начало длительной и трудной христианизации древнерусского общества.
О христианской вере наши предки знали и раньше. В Крыму, например, жило много христиан ещё в первом веке после Рождества Христова. Гораздо больше узнали наши предки славяне о христианской вере из-за двух братьев греков- святых Кирилла и Мефодия. 24 апреля 1997 года исполнилось 1112 лет со дня блаженной кончины святого равноапостольного М ефодия, архиепископа Моравского, просветителя славянских народов.
Из истории известно, что князь Великой Моравии Ростислав в шестидесятых годах IX века обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию учителей, знающих славянский язык, которые, обращая народ в христианскую веру, могли бы проповедовать и молиться на понятном моравскому народу языке. Византийский император, по благословению Святейшнго П атриарха Константинопольского Фотия, направил двух учёных братьев из Салоник: Константина Философа, известного позднее под именем святого равноапостольного Кирилла, и его брата Мефодия полагалось, что его звали в миру Михаилом), ставшего впоследствии архиепископом Моравским. Святые братья приняли благословение Патриарха Фотия и, положившись на волю Божию, отправились в путь. Они прибыли в Моравию в 863 году. Их деятельность имела огромное значение для расцвета культуры Великой Моравии, а также для других славянских стран. Святой равноапостольный Кирилл создал первую славянскую азбуку, так называемую глаголицу, используя свои глубокие словесные познания. Глаголица отображала все фонетические особенности славянского языка. Святой Кирилл и его брат Мефодий явились первыми переводчиками священных и богослужебных текстов на церковно славянский язык. Таким образом было положено начало славянской письменной культуре. Кроме перевода книг Священного Писания, богослужебных и учительных, святитель Мефодий перевел из Кодекса Юстиниана некоторые статьи юридического содержания, такие, как " Закон судный людям". В результате этого славянский язык занял достойное место рядом с латинским и греческим языками.
|
Древняя русская летопись рассказывает о том, как приняла христианство княгиня Ольга, прозванная Мудрой. Она княжила в Киеве после смерти своего мужа-язычника Игоря в 945 г. н.э., да и сама была язычницей. По счету летописца в 955 году Ольга отправилась в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и Романе, и патриархе Полиевке. При крещении Ольга была наречена именем Елена. О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в известных списках нашей летописи, ни в иностранных источниках.
Крещение Ольги связано, по мнению Л.Н.Гумилева, с изменением внешнеполитического курса Руси, направленного на разрыв с Хазарией и на союз с Византией. Момент столь резкого поворота был выбран Киевом весьма удачно, обо Хазария переживала трудные времена. Русь получила отсрочку, что и было использовано Ольгой, отправившейся в Византию. Летописная дата поездки Ольги (957 г.) современной наукой отрицается. Исследователи называют 954-955 гг. Говорится и о возможности двух поездок русской княгини в Константинополь. Г.Г.Литаврин считает, что в первый раз она побывала там в 946 г. и вела переговоры о будущем бракосочетании княза Святослава с одной из византийских принцесс.
|
Крестилась Ольга в 954-955 гг. Вопрос о месте крещения остаерся спорным. Следует сказать, что нет греческих источников, в которых сообщалось бы о крещении русской княгини в Константинополе. Предположительно, крещение свершилось в Киеве, а в Царьград Ольга прибыла уже христианкой.
Главным предметом переговоров княгини с императором был вопрос о военном союзе и взаимопомощи. Византия вела войну в Сирии, а Русь готовилась к неизбежному столкновению с Хазарией. Стороны достигли соглашения: русский корпус отлично зарекомендовал себя в Сирии, а Византия обеспечила союз Руси с печенегами. Союз Киева с печенегами продолжался до 968 г. и привел к полному разгрому Хазарии.
Прежде всего в Константинополе внимание Ольги привлекло то,что резче всего отмечало Византию от Руси-религия. Есть известие, что Ольга ещё в Киеве была расположена к христианству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой религии. По возращении, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать об этом не хотел. " Христианство само по себе встретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять христианство по своим наклонностям"- писал С.М.Солосьев (С.М,Соловьев, Сочинения, 1988г). Святослав много воевал. После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Ярополку, а другому сыну, Олегу, Дремлянскую землю, а третьему, Владимиру, Новгород. Позже, Владимир с помощью хитрости, предательства и варягов, овладел государством. Владимир, утвердил свою власть, изъявил отменное усердие к языческим богам.
|
Владимир пытался предотвратить распространение христианства на Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодального общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью и Византией в конце 80-х годов X в. Для борьбы с очередным мятежником Вардой Фокой, пытавшимся сесть на императорский трон и обладашим большими силами, император Василий II обратился к князю Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важным условием договора,по которому был послан в распоряжение императора шести- тысячный русский отряд,были, женитьба"царя руссов" Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства.
Однако киевские князья медлили с принятием христианства, так как при тогдашних богословско- юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращённого народа в вассальную зависимость от Византии.
Владимир I вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес (Корсунь) и отсюда продиктовал свои условия Константинополю. Он хотел жениться на царевне и принять христианство. Став христианином, русский князь не только становился членом европейской семьи правителей, но благодаря царственной супруге занимал весьма почетное место в этой иерархии. Ни о каком вассалитете Руси от Византии в этих условиях не могло быть и речи.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II- Василия Великого. После возвращения Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и константинопольских священников. Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны княжеских слуг, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы.
Собственно говоря, сачи перепетии принятия христианства в Киеве во многом напоминают языческую обрядность.
Самостоятельность низвержения языческих кумиров, в частности Перуна, происходил в полном соответствии с языческими ритуалами. Привязанного к конскому хвосту Перуна, избиваемого двенадцатью приставленными к нему мужани, по приказу Владимира доставили на берег Днепра." И превлекли, врипуша и в Днепр". Непотопляемость Перун в глазах язычников показывала его виновность. Поэтому он утрачивает былое доверие и теряет авторитет. Таким образом можно определенно сказать, что прелюдия принятия христианской религии на Руси происходило по языческому сценарию, языческому действию.
Но сила почитания общеплеменных богов была весьма сильна, т.к. само языческое мировозрение было на высоком уровне и главное в X-XII веках общество не стало классовым.