КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СОБАК: ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫИ СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД С ПОМОЩЬЮ ЛИДЕРСКО-РОЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ СОБАК (МЕТОДИКА ЛИРОС).
Константин Плосков 22.02.2019 0 Полезное
К. Н. Плосков, биолог-исследователь агрессивного поведения у собак, создатель методики Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛИРОС), специалист по рабочим качествам РКФ (Российской Кинологической Федерации)
В. К. Плоскова, специалист по коррекции проблемного поведения у собак
·
·
·
В связи с преобладанием коммерческого разведения собак для нового их использования в качестве компаньона («члена семьи» или «друга»), заводчики перестали заниматься выбраковкой щенков с потенциально проблемными психотипами (трусливым и доминантным), а также сотрудничать с дрессировщиками-прикладниками, которые раньше «ставили клеймо качества» на работе заводчика направляя его работу в нужном направлении. В результате этих тенденций в современном собаководстве, число собак с проблемным поведением и число социальных конфликтов в обществе увеличивается. Разработанная нами методика Лидерско-Ролевого обучения собак (ЛиРОС) более эффективно исправляет вредные привычки у собак разного возраста, пола и породной принадлежности, чем традиционные методы.
Коррекция проблемного поведения собак, вредные привычки у собак, доминантный и трусливый психотипы собак, методика лидерско-ролевого обучения собак – ЛИРОС.
Собаки с проблемным поведением. Почему мы стали обращать на них внимание?
Первое десятилетие 21 века характеризуются усилением следующих тенденций:
1. Концентрация населения в городах;
2. Повышение стандартов качества жизни у городского населения;
3. Снижение интереса со стороны владельцев собак к их традиционному использованию в охране, на охоте, в спорте;
4. Появление принципиально нового использования собак в качестве «компаньона», «друга», «члена семьи»;
5. Новое использование собак приводит к ее очеловечиванию (антропоморфизму).
Сложившиеся условия вызвали повышенный спрос на собак-компаньонов и привели к снижению требований к психическим характеристикам у собак со стороны заводчиков. Отбор собак, стал преимущественно вестись по внешним признакам – экстерьеру.
Из-за отсутствия селекционного отбора, в потомстве собак стали все чаще появляться особи нежелательных и потенциально проблемных психофизиологических типов — доминантных (агрессивных) и трусливых, которые раньше подлежали обязательной выбраковке специалистами, как не поддающиеся дрессировке и управлению традиционными методами. Эти собаки все чаще стали приобретаться рядовыми любителями.
Все эти факторы привели к тому, что с одной стороны, у собак, живущих в комфортабельных условиях города стало проявляться много форм нежелательного поведения, а с другой, повышение гуманности общества не позволяет владельцам проблемных собак сразу избавиться от них, вынуждая искать способы исправления даже таких крайних форм нежелательного поведения, как агрессия и трусость.
Собака, попадая в семью владельца, пытается разобраться в новой среде обитания и, по своему «понимая» ее, формирует поведение, наиболее эффективно приводящее к достижению собственных целей (получению ресурсов жизнеобеспечения).
Поэтому, проблемное поведение собаки, по нашему мнению, всегда является ее «адекватным» ответом на поведение окружающих ее людей и той обстановки, в которой она проводит большую часть жизни. Иначе, говоря, владелец собаки и члены его семьи являются главными виновниками того поведения у своего питомца, которое их же и не устраивает.
Проблемное поведение у собак можно условно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, связанные с ранними этапами индивидуального развития собаки (щенячьи): нечистоплотность, порча домашних вещей.
2. Проблемы, связанные с неправильным обращением с собакой: навязчивое поведение (скулит, прыгает на владельца), спит на диване (кровати, кресле), выпрашивает, ворует еду;
3. Проблемы, связанные с высокими рабочими способностями у собаки: высокая подвижность, преследует движущиеся объекты (велосипедистов, машины, кошек, птиц);
4. Проблемы, связанные с психотипом собаки: доминантным (агрессивным) и трусливым (кусает руки, ноги; защищает пищу, свое место; нападает на собак или, наоборот, всего боится);
5. Проблемы, связанные с грубым (агрессивным) обращением владельца с собакой, при его попытках исправить возникшую проблему или неправильным обучением: убегает на прогулке, не слушается.
Кобель немецкой овчарки Алекс — пример собаки с высокими рабочими способностями
К сожалению, большинство профессиональных дрессировщиков собак и специалистов по коррекции проблемного поведения, не учитывают факторы, лежащие в основе развития проблемного поведения у собак, а большинство их рекомендаций сводятся к насильственным методам, призванным «исправлять» уже сформировавшуюся привычку. Иначе говоря, при попытках исправить проблемное поведение у собак, начинают воздействовать на «вершину айсберга», не понимая, что истоки проблемы лежат глубоко в его основании. Именно по этой причине, по нашему мнению, столь популярно среди собаководов наказание собак («покажи ей, кто в доме хозяин»), вместо обучения их новому, бесконфликтному поведению.
Любое поведение у собаки, которое не нравится ее владельцу, непосредственно связано, во-первых с поведением владельца и членов его семьи, а во-вторых, является частью целой системы разнообразных и, на первый взгляд, не связанных с проблемным поведением собаки, широким спектром проявлений ее жизнедеятельности. Иначе говоря, любая вредная привычка у собаки является частью Системы Жизни собаки в человеческом обществе.
Мы считаем, что для того, чтобы эффективно исправить конкретную вредную привычку у собаки, необходимо полностью изменить:
1. Убеждения владельцев (их взгляды) на природу собаки и то, чего ей действительно необходимо для полноценной жизни;
2. Изменить привычки взаимодействия человека с собакой;
3. Кардинально изменить поведение у собаки.
Все это достигается обучением владельца и собаки новым правилам взаимодействия в повседневной жизни.
Мы апробировали следующую схему коррекции нежелательного поведения у собак, которая оказалась очень эффективной для исправления у них широкого спектра поведенческих проблем.