При исправлении вредных привычек у собак, мы придерживались следующей последовательности обучения, как владельца, так и его собаки.
1. Приучение собаки к месту (к домашней клетке) позволяло решать следующие задачи:
· Разрывались старые, неконструктивные (конфликтные) взаимоотношения человека и собаки;
· Владельцы отучались от привычки постоянного общения с собакой, ее чрезмерной ласки;
· Владельцы учились новым, конструктивным и бесконфликтным формам взаимодействия с собакой;
· Собака отучалась манипулировать владельцем, требовать от него общения, ласки и т.п.;
· Собака отучалась портить домашние вещи;
· В доме владельца территория разделялась на личную территорию владельцев (спальня, кухня), личную территорию собаки (клетка) и территорию общего пользования (гостиная, коридор);
· Находясь в клетке (своем логове), собака приучалась к чистоплотному поведению, ожидая, когда ее выведут для оправления естественных потребностей.
·
Трехлетний кобель таксы Гавр уже приучен находиться на своем месте
2. Обучение иерархическому взаимодействию при кормлении (поении) собаки:
· Собака обучалась не бороться за ресурс пищу (воду) и подчиняться воле владельца, ожидая от него разрешающего сигнала к приему пищи (воды), а также прекращала есть (пить) после соответствующего сигнала.
3. Обучение собаки борьбе с условным противником ухваткой (толстым жгутом):
· Собака обучалась реализации инстинкта защиты ресурсов, борясь с ухваткой;
· Данное поведение собаки не только направлялось на данный объект (канализировалось), но и ставилось под стимульный контроль владельца (не хватай без команды, хватай по команде, отпускай по команде), подчиняя воле владельца инстинкт защиты у собаки и его реализацию;
· Данное обучение также давало возможность дать собаке необходимую физическую нагрузку, укрепляя взаимоотношения человека и собаки.
4. Обучение собаки апортированию гантели (нахождению и принесению разных предметов):
· Собака обучалась находить и приносить гантель (другие предметы), реализуя свое желание находить и носить их;
· Апортирование гантели позволяло дать физическую нагрузку собаке и при этом укреплять ее доверие к человеку;
· Собака подчинялась ведущему, поскольку апортировала гантель только после соответствующей команды, безукоризненно и быстро приносила гантель и отдавала ее ведущему по соответствующей команде.
Апортирование гантели. Немецкая овчарка Эрик
5. Обучение собаки иерархическим правилам прохода дверей (не проходи дверной проем без команды, проходи его по команде):
· При таком обучении, собака не только лишалась инициативы при проходе дверных проемов (выскакивания в открытую дверь), но также лишалась возможности манипулирования владельцем, требуя от него быстрого вывода на прогулку.
6. Обучение собаки не реагировать на посторонние движущиеся и неподвижные объекты (людей, в том числе маленьких детей; велосипедистов, машины, собак, кошек, птиц):
· Собака переставала реагировать на посторонние объекты, а в незнакомых ситуациях смотрела на ведущего, ожидая от него соответствующего ситуации сигнала.
Все перечисленные обучающие задачи достигались за полтора два месяца ежедневных дрессировок (во время кормления собаки) и закреплялись в виде привычки в течение последующих шести месяцев жизни с собакой по новым правилам.
Известно, что легче предупредить возникновение вредной привычки у собаки, чем потом ее исправлять. Популяризация новой методики лидерско-ролевого обучения собак (ЛИРОС) среди собаководов позволит им выращивать собак с бесконфликтным поведением, что, в конечном счете, значительно снизит количество конфликтов в обществе.