Составные элементы модели психоаналитически ориентированной психотерапии с семьей




 

Психологическое моделирование - создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, т.е. формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.

В начале ХХ в. в психологии широко использовались модели "гидравлического типа", основанные на принципе компенсации - "в одном месте убавилось, в другом прибавилось" (на этом же устаревшем принципе основана так называемая Модель А, используемая в соционике). Подобного рода модели до сих пор используются в популярной психологии (например, модель трёх состояний Эго, предложенная Э. Берном).

В настоящее время в психологии всё чаще используются модели, основанные на вероятностно-статистической оценке явлений и алгоритмическом подходе. Необходимо отметить, что существует довольно большое количество моделей семейной психоаналитической работы имеющее различное целевое содержание. [3]

Рассмотрим подробно составные элементы одной из моделей семейной психоаналитической работы с семьей.

В построении теории семейной психоаналитически ориентированной психотерапии используются такие принципы, как системность, детерминизм, интегративностъ, принципы развития, синтеза, принцип единства внутреннего и внешнего, бессознательного и сознательного, принцип объектного взаимодействия, соотношения внутриличностного и межличностного конфликтов, индивидуальных и семейных потребностей, индивидуального и группового (семейного) уровней зрелости. Данные принципы должны находить свое приложения для построения эффективной модели психоаналитической психотерапии.

Показаниями к применению данной модели считаются преимущественно трудности, связанные с нарушением родительско-детских, супружеских отношений, личностные трудности, невротические реакции, неврозы, личностные расстройства в контексте жизненного цикла семьи, семейных паттернов взаимодействия.

Значительно реже эта модель используется при трудностях родственно-семейных отношений в семьях профессиональных военнослужащих из-за специфики их проживания и практически нежелательна при borderline и психотического уровнях расстройств членов семьи, тяжелых семейных нарушениях, при распаде семьи.

Общая цель данной модели заключается в том, чтобы на основании осознания, понимания и принятия причин психологических личностных, семейных проблем, деструктивных внутренних объектных отношений достигнуть изменения в реальных объектных отношениях на конкретном этапе жизненного цикла, зрелости, гармонии каждого члена семьи и всей семьи в целом. Предлагаемая модель психотерапии позволяет:

осуществлять психодиагностику основных типов личностных и семейных проблем, их базовых причин;

достигать осознания, понимания причин внутренних деструктивных объектных отношений, личностных психологических проблем, рассогласований реальных объектных отношений в семье через преодоление внутриличностных конфликтов;

изменять реальные объектные отношения в семье, достигать их зрелости, гармонизации на конкретном этапе жизненного цикла семьи;

адаптировать к новому уровню личностной зрелости, реальным согласованным объектным отношениям, новой жизненной ситуации в семье.

Таким образом, была рассмотрена модель применимая по отношению к некоторой группе семей, рассмотрим более общую модель, содержащую элементы которые можно реализовать по отношению ко всем семьям по рассматриваемой тематике.

Данная модель включает основные этапы, организация проведения работы, техники и приемы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии, а также основные требования, предъявляемые к психоаналитическому психотерапевту.

Этапы семейной психоаналитически ориентированной психотерапии. Можно выделить четыре этапа психотерапии в соответствии с ее задачами (на примере семьи военнослужащего): психодиагностический, этап осознания, реконструктивный (согласование отношений) и адаптационный.

1. Психодиагностический этап. Установление вербального и невербального контакта с семьей (членом семьи, диадой). Знакомство с каждым членом семьи, характеристикой жизненного цикла данной семьи.

Предварительная психодиагностика уровней личностной психопатологии (психологических проблем) членов семьи, типов семейных проблем (конфликтов, трудностей, нарушений), актуального состояния психофизического здоровья членов семьи и их семейных объектных отношений, взаимодействий в соответствии с индивидуальной структурой.

Начало исследования глубинно-психологических причин (родительская семья), межличностных причин (юношеский период, предбрачный этап, актуальная супружеская семья), психологических факторов воинской деятельности мужа-отца военнослужащего (объективные и субъективные факторы учебной, служебной, боевой деятельности, влияющие на объектные отношения в семье).

Дифференциация различных биофизических факторов (болезни, образ жизни, негативные привычки и др.).

Исследование актуальных причин психологических личностных семейных проблем (актуальная проблемная социально-психологическая ситуация в семье профессионального военнослужащего).

2. Этап осознания. Дальнейшее исследование глубинно-психологических, межличностных, деятельностных причин личностных и семейных проблем.

Достижение ряда инсайтов (эмоционального, когнитивного осознания) основных глубинно-психологических причин (психотравмы раннего детства, подросткового периода; неконструктивные стили воспитания (социализации); застревания (фиксации) на соответствующих стадиях психосексуального развития, ранних объектных отношениях (значимых фигурах); неадекватная психосексуальная, полоролевая идентичность и др.).

Осознание негативных, деструктивных внутренних объектных отношений и рассогласования межличностных отношений, потребностей, ожиданий, представлений и притязаний супругами.

При этом максимальное самоосознание, принятие, преодоление самих себя (сопротивления, неадекватных - переносных объектных отношений).

Достижение определенного начального уровня саморегуляции взрослыми членами семьи и подростками.

3. Реконструктивный этап (согласование отношений). Согласование, конструирование психофизической (сексуальной) составляющей, достижение относительной совместимости (в соответствии с личностными, возрастными особенностями супругов, других членов семьи, этапами жизненного цикла семьи).

Согласование, реконструкция новых объектных отношений в семье (супружеских, родительско-детских, родственно-семейных), их составляющих - эмоционально-потребностной, когнитивной и поведенческой сферы. Достижение в целом наиболее полного понимания и принятия друг другом членов семьи, изменения их отношений в сторону гармонизации, зрелости.

4. Адаптационный этап. Приспособление к новому уровню психологической зрелости - личностей супругов, других членов семьи, их объектных отношений, к реальной жизненной ситуации на конкретном этапе жизненного цикла данной семьи. Адаптация и выход из психотерапевтического процесса членов семьи. Формирование мотивации, установок к самостоятельному преодолению в дальнейшем проблемных личностных, семейных ситуаций посредством различных методов психологической самопомощи и совместной помощи членами семьи профессионального военнослужащего.

 

Техники и приемы

 

Аналитические приемы: традиционный анализ сновидений, свободных ассоциаций, фантазий, пересекающихся переносов-контрпереносов, индивидуального, семейного сопротивления (защит), актуальных переживаний членов семьи с помощью конфронтации, прояснения, интерпретации и тщательной проработки.

Специальные техники семейной психоаналитической психотерапии (по Н. Аккерману, 1982): противодействие неуместному отрицанию, смещению и рационализации конфликта;

трансформация скрытого, неявного конфликта в открытую форму взаимодействия; поднятие скрытого внутреннего конфликта до уровня межличностного взаимодействия;

нейтрализация паттернов формирования роли "козла отпущения", укрепляющей позицию одного из супругов за счет принесения в жертву другого;

преодоление сопротивления и ослабление общего конфликта, чувства вины и страха посредством конфронтации и интерпретации;

проигрывание роли родителя со стороны психотерапевта, контролирующего межличностную опасность, служащего источником эмоциональной поддержки и удовлетворенности, обеспечивающего недостающие супружеской паре эмоциональные составляющие (улучшение комплиментарности отношений);

использование психотерапевтом самого себя в качестве "инструмента" для тестирования реальности; просветительская функция психотерапевта и его демонстрация на собственном примере полезных моделей "здорового" взаимодействия между супругами.

Специфические неаналитические техники: наблюдение; слушание; вопросы и резкие остановки "при пустом обсуждении"; техника улучшения коммуникативных возможностей; отстранение с целью объективного суждения; частичное вмешательство (интервенция); активность;

мини-интерпретации; сопоставление позиций-метафор (конструктивный спор); откровенность как расходование ресурсов конфронтации; исследование супружеских объектных отношений по сферам (психоэмоциональная, сексуально-эротическая, культурного общения, материально-бытовая, воспитательная); сопоставление паттернов поведения в родительских семьях; анализ контекста фраз, слов, их специфики у каждого из супругов; эмпатия;

конгруэнтность; принятие и полное понимание всех членов семьи (или одного из них при индивидуальной форме).

Организация психотерапии, сеттинг. Варианты сеттинга:

работа с одним членом семьи (поочередно одним психотерапевтом, реже - параллельно двумя);

работа с диадой (родитель - ребенок, супруги);

работа с семьей (триадой и более).

>1 Частота сеансов: 1-2 раза в неделю по 1,5 часа с диадой, семьей или по 50 минут с одним членом семьи.

Продолжительность психотерапии от 20-40 сеансов до 1-3 лет (иногда более) в варианте длительной семейной психотерапии и 12-15 сеансов с частотой 2-3 раза в неделю по 90 минут каждый в варианте краткосрочной семейной психотерапии. Дата окончания оговаривается только во втором варианте. [4]

Кабинет должен иметь объем больше, чем это принято в случае индивидуального консультирования и психотерапии, рассчитанный на 3-5 (7) человек, с игрушками, мягкими креслами, игровыми предметами и выполненный в приятной сбалансированной цветовой гамме.

Семейный психоаналитический психотерапевт должен обязательно иметь:

а) базовое психологическое или медицинское образование;

б) специализацию в области психотерапии (желательно психоаналитически ориентированного направления);

в) специальные знания в области семейной психологии, семейной психотерапии, в том числе, семейной психоаналитической психотерапии;

г) опыт решения психологических личностных и семейных проблем (конфликтов, кризисов, трудностей);

д) опыт супервизирования с более опытными коллегами (психоаналитиками, клиническими психологами, семейными психотерапевтами), т.е.1-2 завершенных случая семейной психологически ориентированной психотерапии. [5]

Таким образом, можно сделать вывод, что психоанализ представляет собой необходимое направление психотерапии направленной на установление нормальных отношений, а также ликвидации межличностных и внутриличностных конфликтов членов семьи. Необходимость формирования модели психоаналитической психотерапии обусловлена общественным заказом детерминирующим качественность и результативность функционирования этой модели.

 


Заключение

 

Психоанализ оказал огромное воздействие на социологическую мысль и одновременно явился концептуальной основой психосоциальной терапии и социальной работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что семейный психоанализ в современной литературе рассматривается как самостоятельный вид психотерапии и как научное направление в концептуальном ключе.

Необходимость реализации психоаналитического подхода по отношению к такой социально-демографической группе как семья выражается, прежде всего, в том, что для человека очень важно, чтобы в семье все было хорошо.

Психологическое моделирование подразумевает собой создание формальной модели психического или социально-психологического процесса, т.е. формализованной абстракции данного процесса, воспроизводящей его некоторые основные, ключевые, по мнению данного исследователя, моменты с целью его экспериментального изучения либо с целью экстраполяции сведений о нём на то, что исследователь считает частными случаями данного процесса.


Список используемой литературы

 

1. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Пер. с англ. М.: Прогресс-культура, 1995.

2. Балинт М. Базисный дефект: Терапевтические аспекты регрессии. М.: Когито-центр, 2002.

3. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности. М.: Академ, проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. М.: Класс, 1998.

5. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: Рефлбук, 1997.

6. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии.С. - Пб.: Питер, 2001.

7. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998.

8. Винникотт Д.В. Разговор с родителями // Пер. с англ. М.: Класс, 1999.

9. Жалюнене Е.В. Вклад Р. Фейрнбейрна в теорию объектных отношений7/Российский психоаналитический вестник, 1994. № 3-4. С.187 - 191.

10. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения.С. - Пб.: Б.С. К, 1997.

11. Курбатов В.И. Социальная работа: Учеб. пособие - 5-е изд. - Ростов н / Д: Феникс, 2006. - 532 с.

12. Ключевые понятия психоанализа / Пер. с нем. - С. - Пб.: Б.С.К., 2001.

13. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников.С. - Пб.: Б.С.К., 1997.

14. Лапланш Ж., Понталис Ж. - Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш. школа, 1996.

15. Марсон П.25 ключевых книг по психоанализу / Пер. с франц. Челябинск, Урал ЛТД, 1999.

16. Психоанализ в развитии: Сборник переводов / Сост.А.Н. Поршенко, И.Ю. Романов. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

17. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа / Пер. с англ.С. - Пб.: ВЕИП, 1995.

18. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. М.: Учебно-методический коллектор "Психология", 2001.

19. Харитонов А.Н. Объект-теории как методологическая основа семейной психоаналитической психотерапии // Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. СЛО.

20. Харитонов А.Н. Психоаналитический подход в семейной психотерапии // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С.120-123.

21. Харитонов А.Н. Семейное психоаналитическое интервью // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С.118-120.

22. Харитонов А.Н. Семейный психоанализ как самостоятельное направление семейной психологии и семейной психотерапии // Душевное здоровье человека - духовное здоровье нации: Материалы V Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. С.18.

23. Харитонов А.Н. Типология семейных отношений // Актуальные проблемы семьи в современной России: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2002. С.59-61.

 


[1] В.И. Курбатов Социальная работа: Учеб. пособие – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 277 с.

[2] В.И. Курбатов Социальная работа: Учеб. пособие – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 452 с.

[3] www.Wikipedia.ru

[4] Харитонов А.Н. Психоаналитический подход в семейной психотерапии // Психотерапия сегодня: Материалы III Всероссийской конференции по психотерапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 1999. С. 120-123.

[5] Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. 103 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: