ЧАСТЬ 3
ПОНЯТИЕ О ЛИЧНЫХ И ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЯХ, СКЛОНЕНИЕ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ, ОБРАЗОВАНИЕ
ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
С К А З К А
КАК ЁЖИК УЗНАЛ О ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ СЛОВАХ
В одной маленькой норке со своей мамой-ежихой жил один маленький ёжик. Жили они очень дружно, все делали вместе -Я и гуляли, и играли. Но вот однажды мамаш сказала ёжику: «Ты уже большой, можешь немножко побыть один? Мне надо сходить в дальний лес проведать тетю Ёжку». «Конечно, могу! — ответил ёжик. — Я уже давно научился не бояться ни темноты, ни всяких непонятных вещей».
И вот мама ушла, и ёжик остался один. Он стал думать: «Чем бы мне заняться? Скучно все-таки одному сидеть дома. Пойду-ка я погуляю по лесу!» Гулял-гулял, и конец ему это надоело. Ёжик пошел домой. И тут...
Неожиданно пошел дождь. Вообще-то в этом не было ничего удивительного, ведь уже наступила осень, а осенью дождь идет очень часто. Но ёжик об этом не подумал и не взял с собой зонтика. И когда капли дождя стали падать ему на голову, ёжик спрятался под березу. Но листья с деревьев уже облетели, и дождевые капли всё равно падали на ёжика: то по носу его стукнут, то по макушке, то по спине. Вертелся он, вертелся под берёзой, а потом перебежал под осину. Но и тут не лучше: целый поток холодной воды попал ёжику за шиворот. Он промок и замерз.
Грустный мокрый ёжик уныло побрел по опушке. И вдруг он увидел в траве замечательную шляпу! Она была такая красивая, круглая, красная — очень хорошая, только маленькая. «Вот что мне нужно!» — обрадовался ёжик. Он схватил красную шляпу и нацепил её себе на макушку. «Хоть макушка у меня теперь не будет мокнуть», — подумал ёжик. И тут он увидел другую шляпу — коричневую. Ёжик обрадовался ещё больше и надел коричневую шляпу на правое ухо. Он оглянулся вокруг и обнаружил целую кучу самых разных шляп — желтых, зеленых, розовых, в крапинку — они были разбросаны повсюду. Правда, все они были маленькие, но зато как много их было! Ёжик стал подбирать все шляпы и цеплять их на себя — и на голову, и на спину; и на бока — и стал похож на большую вешалку в шляпном магазине. Он был очень доволен собой.
— Эй, ёжик, ты что же малышей обижаешь? — послышался чей-то голос. Ёжик обернулся... и никого не увидел. Он стал оглядываться по сторонам, посмотрел на деревья — никого.
— Да ты под ноги взгляни! — опять сказал неизвестный голос. Ёжик посмотрел вниз и увидел какие-то странные пеньки, все они глядели на него с укором. «Так вот кто со мной разговаривает!» — понял ёжик.
— А что я вам сделал? — спросил он пеньков.
— Да ты у нас все шляпки отобрал! — ответили пеньки.
— Разве это ваши шляпки? — заупрямился ёжик: ему очень не хотелось расставаться со своим красивым нарядом. — Я же их в траве нашел! Они теперь мои!
— Ишь, какой находчивый! — усмехнулся самый толстый пенек. — Мы только-только после дождя из земли вылезли, а ты сорвал с нас наши шляпки! Да ещё говоришь, что они твои!
— А кто вы такие? — спросил ёжик.
— Грибы! Разве не видно?! Вот эта красная шляпка — подосиновика, вон та зелёная — сыроежкина, а самая большая, коричневая, — моя!
«В самом деле, это грибы. А я и не догадался», — огорчился ёжик. Он стал снимать шляпки со своих иголок и раздавать грибам. Вид у него был такой печальный, что грибы его даже пожалели:
— Не грусти, ёжик, что у тебя нет шляпки. Зато ты можешь своими иголками сшить себе огромный разноцветный плащ с капюшоном! Вон сколько никому не нужных листочков валяется!
Не успел ёжик обрадоваться, как вдруг услышал: «Мы не валяемся!» - Это запротестовали опавшие листья:
— Мы вовсе не валяемся, а лежим и шуршим. Мы так замечательно умеем шуршать, что все нам радуются! Ты же нам рад, ёжик?
— Конечно, рад, — ответил умиротворенно ёжик. Он поднял листья, пошуршал ими и стал накалывать себе на иголки. В конце концов у ёжика получился красивый разноцветный плащ. Он был как будто шит из пестрых лоскутков — красных, желтых, оранжевых, золотистых. И каждый листочек был необыкновенным, не похожим на другие. Ёжику стало так весело, что захотелось петь:
— Этот лист кленовый,
Этот лист дубовый!
От березы и осины—
Листья разные красивы!
Желтые и красные —
Все они прекрасные!
И тут вернулась мама-ежиха. Она похватала ёжика и добавила:
Все эти листочки —
Чьи-нибудь сыночки.
Их нельзя бросать,
Но можно собирать! —
прошуршали вслед ёжикам листья.
— Все чьи-то, чьи-то, чьи-то! — подтвердили птицы на деревьях.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Часть 3 предназначена для усвоения таких сложных разделов грамматики и лексики, как личные и притяжательные местоимения. Значительные трудности для ребенка представляют образование косвенных падежей местоимений от другой основы (я — меня, мы — нас, он — его и т. д.), образование притяжательных местоимений от личных и соотнесение притяжательных местоимений с личными. В тексте сказки все личные местоимения выделены курсивом, притяжательные — курсивом с жирным шрифтом, возвратное местоимение «себя» — курсивом с подчёркиванием.
В процессе чтения сказки следует обращать внимание ребенка на личные и притяжательные местоимения, особенно подчеркивая связь между местоимениями одного и того же лица (я — меня — мне — мой — моя — мои и т. д.).
После прочтения сказки рекомендуется выполнить ряд упражнений. В упражнениях № 1, № 2 и № 4 дается наглядное представление о местоимениях с помощью картинок, предметов и лиц. Упражнения № 3 и № 7 направлены на выработку умения самостоятельно подбирать местоимения и употреблять их в собственной речи. В упражнении № 6 дается понятие о возвратном местоимении «себя». В упражнении № 5 показана взаи мосвязь личных местоимений и личных форм глагола. Упражнение № 8 направлено на закрепление усвоенного материала.
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение № 1. Вопросы то тексту и подбор местоимения из текста.
Задание: следует задать ребенку вопросы по тексту, которые помогут закрепить правильное употребление местоимений. При возможности — использовать соответствующую иллюстрацию!
Образец. Ведущий произносит: «Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка...» (пауза). Ребенку надо закончить фразу, подобрав притяжательное местоимение «моя». В случае затруднения следует подсказать, задав соответствующий наводящий вопрос («Эта шляпка — чья?»).
Примеры:
1) Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка —... чья? (моя)
2)А вот ёжик сшил себе плащ и произнес: «Этот плащ — … чей?» (мой)
3) Ёжик стал подбирать все шляпы и цеплять их на... кого? (на себя)
4)Грибы обиделись и сказали: «Ты отобрал эти шляпки у... кого?» (У нас)
5) У каждого грибка была... шляпа (чья? — своя).
6) Листья сказали ёжику: «... не валяемся!» (кто? — мы).
7)Ёжик промок и... (кому?) стало холодно (ему).
Упражнение № 2. Наглядное изображение понятия о притяжательных местоимениях с помощью предметов.
Задание: ребенку показывают предметы, принадлежащие ему, и задают вопросы: «Чья это кукла? Чей это барабан?» и т. п. Затем ведущий показывает свои вещи и спрашивает: «Чьи это тапочки?» и т. п. Затем ведущий задает вопросы, на которые надо ответить словами «наш», «наше», например: «Чей это дом? Чья это вешалка?» и т. п.
Упражнение № 3. Самостоятельный подбор личных местоимений.
Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения.
Примеры:
1) Это змея. У... нет лап.... умеет извиваться, поэтому... лапы не нужны.
2)Это заяц. У... длинные уши, поэтому … хорошо слышит.... важно хорошо слышать, чтобы вовремя убегать от хищника.
3) А это какое-то странное существо. … ещё никто не видел.... еще не придумали названия.
Упражнение № 4. Склонение личных (А) и притяжательных (Б) местоимений.
Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения. Ведущий показывает на человека или предмет, о котором идет речь. Ребенку надо закончить предложение, подобрав соответствующее местоимение.
Образец. Ведущий говорит: «Здравствуйте, это...» (указывает на себя). Ребенку надо закончить предложение словами «я» или «это я». В случае затруднения можно задать наводящий вопрос: «Это кто?»
Примеры:
А) Личные местоимения
1) Здравствуйте, это... (кто? — я).
2) Эта книга для... (кого? — для меня).
3) Передай её... (кому? — мне).
4) Теперь она у... (кого? — у меня).
5) Не смейся надо... (над кем? — надо мной)
6) Думай обо... (о ком? — обо мне)
Б) Притяжательные местоимения
1) Эта книга... (чья? — моя).
2) Видишь, как много картинок в этой книге, в... (в чьей? - в моей)?
3) Уже очень много лет этой книге,... (чьей? — моей) книге.
4) Не пачкай, пожалуйста,... (чью? — мою) книгу!
5) Ты доволен (довольна)... (чьей? — моей) книгой?
6) Ты вспоминаешь о... (чьей? — о моей) книге?
Упражнение № 5. Образование личных форм глагола нacтoящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.
Задание: поставить глагол в нужную форму. При письменном выполнении задания личные окончания глагола следует выделить (подчеркнуть или обвести).
Образец: Хочется играть, и я играю, ты играешь и т. д.
Пример:
Надо гулять —
и я... (гуляю),
и ты... (гуляешь),
и он... (гуляет),
и она (гуляет) —
все мы... (гуляем),
и вы... (гуляете),
и они... (гуляют).
Так что ты иди, гуляй!
И вы идите, гуляйте!
Упражнение № 6. Различение личных местоимений в косвенных падежах и возвратного местоимения «себя».
Задание: заменить при необходимости личные местоимение на возвратное местоимение «себя». Предварительно надо объяснить ребенку, что «себя» — это когда кто-то сам для себя что-то делает.
Образец: Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел тебе игрушку. — Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел себе игрушку.
Примеры:
1)Я люблю тебя, и он любит тебя!
2)Я люблю тебя, а ты любишь тебя!
3)Таня купила для Коли книгу, которую Маша не смогла купить для него.
4)Таня купила для Коли книгу, которую он не смог купить для него.
5)У мамы порвалась сумка, и папа купил ей новую.
6)У мамы порвалась сумка, и она купила ей новую.
7)У него никого не было, и поэтому о нём заботилась соседка.
8)У него никого не было, и поэтому он заботился о нём сам.
Упражнение № 7. Самостоятельное составление рассказа с использованием местоимений.
Задание: ведущий предлагает ребенку рассказать о каком-нибудь животном, используя изученные местоимения.
Образец: «Расскажи о ёжике — где он живет, что он делает, что у него есть и т. п. Почаще употребляй слова, которые мы с тобой сегодня выучили». Ребенок рассказывает примерно следующее: «Ёжик. Он живёт в лесу. У него есть иголки. Его иголки помогают ему защищаться от своих врагов» и т. д.
Упражнение № 8. Поиск и выделение местоимений в тексте.
Задание: найти в тексте сказки местоимения и подчеркнуть или обвести их нужным цветом (каждому лицу соответствует свой цвет, например, первому лицу — красный, второму — синий и т. п.).
Это задание предназначено для детей, умеющих читать. Если ребенку трудно определить, к какому лицу относится местоимение, достаточно просто их как-либо выделить.
► Чтение данной части пособия и выполнение упражнений помогает ребенку усвоить понятие о личных и притяжательных местоимениях, вырабатывает навык употребления личных и притяжательных местоимений, способствует усвоению склонения местоимений. В целом часть 3 обучает излагать свои мысли связно, без ненужных повторов.