Эволюция индустрии информационных технологий и основные тенденции и проблемы её развития




Эволюция индустрии информационных технологий, основные тенденции и проблемы её развития

1.2 Информационный продукт и его особенности

Виды информационных товаров и услуг

ГЛАВА 2. ОБЗОР РЫНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 10-х ГОДАХ 21 ВЕКА

Рынок информационных технологий в условиях глобализации

Основные тенденции и передовые технологии на мировом рынке информационных технологий

Особенности развития рынка информационных технологий в Российской Федерации

Рынок ИТ-аусорсинга в России и за рубежом

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Стремительный рост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную, техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований к содержанию и формам предоставляемых данных являются серьезными стимулами развития рынка информационных и коммуникационных технологий.

В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации.

Многие годы и десятилетия в нашей стране считалось, что самое главное - это производство продуктов, материальных благ и куда ниже по общественной значимости - производство услуг. Примеров такого рода не счесть, суть же их одна: метаморфозы произведенного первичного продукта, предполагающие осуществление определенных услуг, явно рассматривались как неважные, третьестепенные этапы его жизненного цикла.

Прежде чем непосредственно приступить к обсуждению экономических проблем производства информации, нужно «восстановить в правах» информацию, показать ее место в ряду продуктов и услуг как результатах процессов производства.

Особенности информации как продукции, произведенной для удовлетворения тех или иных потребностей индивидуальных либо групповых субъектов достаточно полно учитываются в следующем определении.

Информация (информационный продукт, интеллектуальный продукт, продукт духовного или нематериального производства и т. п.) - «вещь» или действие (продукт или услугу), которые:

1 предназначены их производителем для доставки определенного знания получателю;

2 способны пополнить знания последнего без проведения им каких-то специальных, нетипичных для него познавательных действий, то есть как правило, знания должны восприниматься непосредственно: чтением, наблюдением, слушанием. Только те данные являются информацией для потребителя, которые восприняты им, понятны ему и, наконец, полезны, хотя бы потенциально, для решения какой-то задачи или проблемы.

С технологической и экономической точек зрения производство, обмен, распределение и потребление информации имеют целый ряд специфических особенностей. Наиболее ярко и неожиданно они проявляются в условиях рыночной организации воспроизводственного процесса.

Основные проблемы, касающиеся различных сторон информационной деятельности, главным образом связанные с особенностями функционирования рынка информационных товаров и услуг, я и попытаюсь выяснить в этой курсовой работе. Что представляет собой информация как экономический ресурс и как товар? Каковы особенности информационных товаров и услуг? Особенности развития ИТ - устуг в России.

На все эти вопросы можно найти ответ исходя из опыта стран с развитой экономикой и нашей практики, опираясь на исследования зарубежных и отечественных экономистов.


 

ГЛАВА 1. МИРОВОЙ РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

 

Эволюция индустрии информационных технологий и основные тенденции и проблемы её развития

информационный технология глобализация

В истории развития ИТ можно четко выделить три основных этапа. Первый этап, начавшийся в нашей стране с середины 50-х годов, связан с возникновением первых ЭВМ. Они использовались в полном соответствии со своим названием - исключительно как высокопроизводительные инструменты сложных вычислений, для решения вычислительных задач с помощью всевозможных математических методов. Понятия стандартного программного обеспечения еще не было, и все программы, реализующие методы вычислений, создавались первыми программистами в машинных кодах. Эти программы использовались в проектно-конструкторской деятельности, в моделировании сложных стохастических процессов, во многих областях, требующих применения математических методов. Коротко, можно сказать, что ЭВМ обрабатывали числа. Понятно, что к основной деятельности организаций ЭВМ никакого отношения не имели.

Второй этап развития ИТ, охвативший значительный период времени - около 30 лет с середины 60-х и до начала 90-х, можно охарактеризовать как период возникновения и развития АСУ. Во многом, началу этого этапа способствовала активность ряда выдающихся ученых и настойчивость академика В. Глушкова, который сумел убедить членов политбюро в том, кибернетику надо вызволить из положения лженауки. Основным аргументом, пусть не без лукавства (а что было делать?), был лозунг построения общегосударственной автоматизированной системы для эффективного управления народным хозяйством и ускорения, тем самым, построения коммунистического общества.

В стране стали создаваться проектные институты, главные вычислительные центры министерств, крупных предприятий. Задачи разработки и внедрения АСУ входят в народно-хозяйственные планы, по некоторым из систем выпускаются постановления партии и правительства. Три министерства: Минрадиопром, Минприбор и Министерство электронной промышленности заняты созданием и производством вычислительной техники и АСУ. Системы реально используются во всех отраслях для обработки данных и формирования отчетности, в том числе, государственной. Но, несмотря на свое название - автоматизированные системы управления - они никогда и ни чем не управляли, если оставить за скобками АСУ технологическими процессами. Вычислительные центры рассматривались руководителями как некие обслуживающие подразделения, наполненные специфическим инженерно-техническим персоналом. Эти центры были полностью отделены от основной деятельности организаций, сотрудники которых занимались своей работой, к поддержке которой АСУ, за редкими исключениями, никакого отношения не имели, и экономический эффект от их работы отсутствовал, хотя всегда рассчитывался. Экономика должна была быть эффективной. Известен факт, что совокупный годовой экономический эффект от внедрения АСУ в стране превышал объем ВВП.

И только с середины 90-х начался и продолжается до сих пор третий этап развития индустрии ИТ, который можно назвать революционным. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций - они пришли на рабочие места руководителей и сотрудников. Их роль изменилась радикально: из обслуживающей она превратилась в стратегическую. ИТ стали источниками новых конкурентных преимуществ и средствами их сохранения. ИТ стали также источниками возникновения принципиально новых видов бизнеса и новых взглядов на методы корпоративного управления, на организацию компаний, действующих на глобальных рынках в условиях глобальной конкуренции.

Примерами новых видов бизнеса могут служить электронная коммерция и возникновение виртуальных компаний, постепенное исчезновение фильтров в виде каналов продвижения продуктов и услуг между производителями и потребителями. Так, например, 90% продукции компании Cisco Systems продается через корпоративный Интернет - портал. Компании стремятся сохранить за собой только стратегически важные функции и интеллектуальный капитал, передавая в аутсорсинг производственные, сбытовые, логистические, маркетинговые и др. функции различным партнерам, специализирующимся в соответствующих областях. Так, например, один из лидеров мирового ИТ - рынка компания IBM прекратила производство средств вычислительной техники, передав его компаниям - партнерам в Юго-Восточной Азии и оставив за собой только проектирование и создание новой техники, т.е. интеллект. Плюс, в результате приобретения консалтингового подразделения компании Price Waterhouse, была создана компания IBM Global Solutions, ставшая крупнейшим системным интегратором, предоставляющим комплексные интеллектуальные услуги в области управленческого консалтинга и системной интеграции, наряду с двумя другими лидерами этого рынка компаниями EDS (Electronic Data Systems) и Accenture. Аналогичные тенденции просматриваются и в России. Вообще, надо сказать, что на российском ИТ - рынке еще ничего не произошло из того, чего бы уже не произошло в мире. В этом уникальная особенность данного сегмента экономики и это хорошая новость, поскольку российский ИТ - рынок развивается рекордными темпами 20-25% в год и эти темпы продолжают сохраняться. Для сравнения укажем, что по данным IDC темпы роста в США снизились до 6%, в Западной Европе до 2%, и только в Центральной и Восточной Европе они выросли до 16% (Чехия, Венгрия).

Основными целями использования ИТ, по мнению консалтинговой компании A.T. Kearney, являются:

· трансформирование организации;

· проникновение на новые рынки;

· внедрение новых продуктов и услуг

· ускорение реакции на изменения рынка;

· сокращение затрат;

· совершенствование внутренних операций;

· улучшение качества обслуживания.

Несмотря на ИТ - революцию, руководителей не удовлетворяет положение дел с использованием ИТ:

· организация ИТ слишком сложна;

· развитие важных для бизнеса функций часто задерживается;

· затраты на ИТ увеличиваются даже тогда, когда падает прибыль.

Вот основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются организации во всем мире:

· фрагментированные ИТ-приложения и данные;

· многоярусные и построенные на разных платформах системы;

· отсутствие интеграции ИТ с бизнесом;

· слабость управленческих ИТ-процессов.

Компания McKinsey, признанный лидер рынка стратегического консалтинга, провела анализ результатов выполнения 500 крупных ИТ-проектов во всем мире.

Выяснилось, что успешными можно признать только 16%. А что такое успешный проект? Это проект, который был выполнен в запланированные сроки, не вышел за пределы выделенного бюджета, и были получены именно те результаты, которые ожидались, а не те, которые получились по ходу выполнения. Большинство проектов в два раза превышали сроки и на 80% превышали запланированный бюджет. В России эти параметры существенно выше.

Каковы же причины неудач?

· отсутствие координации с бизнес-пользователями и их нереальные ожидания;

· недостаточные ресурсы;

· отсутствие поддержки руководства;

· неадекватное планирование.

Устранение этих причин и, в целом, развитие ИТ невозможно без ИТ-консалтинга, основными видами которого являются:

· "Продуктовый" ИТ-консалтинг (ERP, CRM, SCM, электронный документооборот и т.д.) воспринимает бизнес-процессы через призму внедряемого продукта.

· "Интеграционный" ИТ-консалтинг (интеграционные платформы, интеграция приложений, данных и т.п.) необходим при определении оптимальной архитектуры корпоративной информационной системы, т.е., отвечает на вопрос "Как делать?".

· Стратегический ИТ-консалтинг, в первую очередь, отвечает на вопрос "Что делать?" и, тем самым, занимает особое место в жизненном цикле консалтинговых услуг.

Сегодня во всех странах независимо от уровня экономического и социального развития происходит структурная перестройка, связанная с ростом информационного сектора экономики и соответственно влекущая за собой значительные социальные, политические и культурные изменения в обществе. Ярким проявлением этих тенденций является значительное увеличение числа занятых информационной деятельностью, т.е. деятельностью, связанной с производством, обработкой, хранением и распространением информации. В развитых странах, прежде всего в США, доля работников информационного сектора экономики в общем числе занятых уже превышает 50 %. Вклад информационного сектора в ВНП развитых стран, по разным оценкам, составляет 20-35 %.

В свою очередь рынок информационных товаров и услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

Что же касается российской экономики, то рынок информации еще только на стадии уверенного формирования. Перспективы развития информационного рынка в нашей стране во многом зависят от продуманной и взвешенной государственной политики в этой области. Кроме того, именно государство должно обеспечивать производство тех информационных продуктов, которые остаются вне сферы рынка.

Опыт многих развивающихся стран показывает, что приоритетное развитие информационного производства в силу стратегического характера информационных ресурсов в развитии современного общества позволило многим государствам преодолеть огромный разрыв в уровне экономического и социального развития по сравнению с развитыми странами. В связи с этим изучение информационного производства, и, в частности, рынка информации и его особенностей, представляет сегодня значительный теоретический и практический интерес.

Экономика информации является новой областью экономических исследований. Различные подходы к изучению информации как объекта экономического анализа основываются на различных теоретических положениях. Еще несколько десятилетий назад была широко распространена точка зрения, что информация как нечто неосязаемое и нематериальное не имеет прямого отношения к экономике. Начало научно-технической революции и так называемый информационный взрыв коренным образом изменили отношения к продуктам информационной деятельности, что привело к другой крайности - информацию попытались поместить в ложе рациональности и оценивать ее как один из товаров, применяя обычные экономические инструменты.

Сегодня же происходит своеобразный синтез крайних точек зрения, и поиски истины все чаще ведутся посередине. При этом неизбежно использование находок и открытий, совершенных в других научных областях, более или менее тесно граничащих с экономикой и также изучающих феномен информации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: