Свободный обмен ресурсам.




Понятие рынка и его основные черты. Структура рынка

Понятие рынка

Обращаясь к понятию «рынок», можно выделить два основных подхода к его трактовке.

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом своем качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретно-экономического содержания.

В этом случае рынок рассматривается как совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг.

 

Условия возникновения рынка

Для возникновения и существования рынка необходимо соблюдение ряда условий.

1. Наличие общественного разделения труда и специализации

Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами.

Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Специализация, в свою очередь, как в рамках отдельного предприятия, так и в международных масштабах (1), определяется принципом сравнительного преимущества (Сравнительное преимущество – способность производить продукцию с относительно меньшими альтернативными издержками).

2. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства

Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию. При этом адекватным правовым режимом состоянию экономической обособленности является режим частной собственности.

Например, кто станет специализироваться на производстве картофеля с целью последующего его обмена на другую необходимую продукцию, если:

§ по закону земельный участок в любое время может быть конфискован в пользу государства или других лиц;

§ производитель картофеля лишен права на доход (должен бесплатно сдавать продукцию государству);

§ не существует права продажи наследования земельного участка и т.д.

Конечно, можно заставить производить картофель силой, путем принуждения, но тогда мы не сможем говорить о рынке, ибо перед нами будет пример командно-административной системы.

3. Приемлемая величина трансакционных издержек

Трансакционные издержки - это издержки связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (поиск информации о ценах, издержки заключения хозяйственного договора, контроль за его исполнением и т.д.).

Например, Вы решили заняться выпечкой пирожных у себя дома с целью их продажи на самых оживленных точках вашего города. Однако необходимо получить разрешение санэпидемстанции на подобную деятельность; лицензию от муниципалитета; вероятно, придется платить дань рэкетирам. Если все эти трансакционные издержки, по предварительным расчетам, окажутся выше предполагаемого дохода, то рынок пирожных так и не будет создан.

Таким образом, трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности.

 

Свободный обмен ресурсам.

Только свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. Экономический кругооборот. Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты (economic agents) – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства (домохозяйства), бизнес (предприниматели) и правительство (государство).

Домашнее хозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства - труда, капитала, земли, предпринимательской способности. Полученный от продаж факторов производства денежный доход (з/п, прибыль, рента, % с капитала и т.д.) расходуется для удовлетворения личных потребностей (приобретение необходимых товаров и ус-луг), а не для наращивания прибыли.

Бизнес - это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (при-были). Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес, потребляя ресурсы и неся при этом определенные денежные издержки, поставляет необходимые населению товары и услуги.

Государство представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики (налоги, субсидии, дотации). Государство покупает товары, услуги, ресурсы для государственных нужд и государственных предприятий. Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домохозяйстве, и бизнеса, и правительственного учреждения. Например, работая по найму государственным служащим, вы являетесь представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, вы представляете бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, вы являетесь членами домохозяйства.

Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Домохозяйства стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство – к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические агенты осуществляют связи друг с другом с помощью экономических благ. Движение их образует своеобразный кругооборот (рис. 6.1).

 

 

Рис. 6.1. Субъекты рыночного хозяйства и их взаимоотношения через потоки спроса (→) и предложения (→)

 

Экономический кругооборот (circular flow) – это круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов. При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.

 

Классификация рынков

Понятие «рынок» в данном случае используется с определением товарный. Под товарным рынком понимается сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера. Например, рынок музыкальных инструментов и рынок аккордеонов, рынок одежды и рынок легкого платья.

Товарные рынки разнообразны. Нет двух одинаковых рынков. Любой предприниматель должен знать классификацию рынков для выбора подходящего рынка и определения особенностей своей работы на нем.

Существует множество различных признаков классификации товарных рынков. Использование тех или иных признаков зависит от целей исследования. Отметим наиболее важные, которые имеют первостепенное значение для нужд практического исследования рынка.

1. Классификация по структуре хозяйства страны:

‑ страны с натуральным хозяйством;

‑ страны-экспортеры сырья;

‑ промышленно развивающиеся страны;

‑ промышленно развитые страны.

Структура хозяйства страны определяет интенсивности спроса на сырье, материалы, машины и оборудование. Промышленно развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров, они имеют емкие рынки для сбыта новых товаров. Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства не привлекательны для экспортеров. Страны-экспортеры сырья богаты природными ресурсами, их рынки открыты для сбыта горнодобывающего оборудования, сельскохозяйственных машин, инструментов, автотранспорта.

2. Классификация по территориальному охвату:

‑ внутренний рынок (товарный обмен внутри пределов границ государства);

‑ национальный рынок (кроме внутренних операций осуществляются и внешнеторговые операции);

‑ мировой рынок (совокупность национальных рынков, на которых осуществляются как внутриторговые, так и внешнеторговые операции).

На большинстве мировых рынков можно выделить два основных рыночных сектора - открытый и закрытый (2).

3. Классификация по товарно-отраслевой детализации:

‑ рынки машин и оборудования;

‑ рынки минерального сырья и топлива;

‑ рынки сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.

4. Классификация по уровню доходов и характеру их распределения в стране:

‑ страны и регионы с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким);

‑ страны с очень высоким уровнем доходов;

‑ страны с низким, средним и высоким уровнем доходов;

‑ страны с преимущественно средним уровнем доходов.

5. Классификация по сфере общественного производства:

- рынок товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования);

- рынок товаров духовного производства (достижений науки, произведений искусства, книг).

6. Классификация по характеру конечного использования товара:

‑ рынок товаров потребительского назначения;

‑ рынок товаров производственного назначения.

Специфика исследования рынков товаров потребительского назначения связана с тем, что эти товары рассчитаны на множество индивидуальных потребителей; большое внимание в таких исследованиях уделяется изучению вкусов, желаний, поведения потребителей.

Характерной особенностью товаров производственного назначения является их тесная связь с производственным процессом. Особое внимание в исследовании подобных рынков уделяется изучению взаимосвязей потенциальных покупателей и производителей товара.

7. Классификация по срокам использования товаров:

‑ рынок товаров длительного использования;

‑ рынок товаров среднего срока использования;

‑ рынок товаров краткосрочного (одноразового) использования.

Специфика такой классификации товаров особенно важна для процесса реализации продукции, поэтому при исследовании этих рынков особое внимание уделяется изучению наиболее эффективных методов сбыта и распределения конкретных товаров.

Конкуренция на рынке

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Как отмечают маркетологи, изучая потребителей, не следует забывать о конкурентах.

Буквально слово «конкуренция» (лат.) означает столкновение, состязание.

В переводе на экономический язык конкуренция – это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку.

Экономический суверенитет каждого участника деловых отношений на рынке делает такие столкновения, такое соперничество не только возможным, но и неизбежным.

Говоря о конкуренции важно различать два понятия: объект конкуренции и предмет конкуренции.

Объект конкуренции – это лицо, за расположение которого борются на рынке конкурирующие стороны.

Предмет конкуренции – то посредством чего соперники стремятся завоевать расположение объекта конкуренции.

На рынке покупателя (устойчивое превышение объема предложения над объемом спроса) неизбежна конкуренция между предпринимателями, фирмами за потребителя. В этом случае объект конкуренции – это потребитель и его деньги, а предмет конкуренции – товар.

На рынке продавца (устойчивое превышение объема спроса над предложением) – конкуренция покупателей за внимание продавцов, за лучший товар, услугу. Таким образом, объектом конкуренции является уже не потребитель, а продавец (точнее его товар), а предметом конкуренции – деньги покупателей, либо их неденежные затраты (время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло бы использоваться на более производительные цели).

Чаще всего приоритетными элементами конкуренции между фирмами выступают товар и товарный шлейф (Товарный шлейф - дополнительные устройства и услуги к первоначальной покупке (исходному товару) - т.е. система доставки, установки, наладки, гарантийное и послегарантийное (ремонтное) обслуживание, упаковка и т.д.). При этом различают три вида конкуренции:

1) функциональная конкуренция, возникает, в силу того, что конкретную потребность можно удовлетворить по-разному (конкуренция товаров и услуг). Например, если Вас замучили мыши, то для борьбы с ними можно использовать мышеловку, яд или любимую кошку;

2) видовая конкуренция возникает между различными разновидностями товара, в принципе удовлетворяющими одну и ту же потребность. При этом имеется, по крайней мере, один параметр, по которому они различаются (мощность мотора автомобиля, количество скоростей у велосипедов);

3) предметная конкуренция ведется по различным маркам одного и того же товара выпускаемого разными фирмами. Подобная конкуренция наиболее часто встречается в пищевой промышленности.

Конкурентное поведение на рынке может проявляться в виде ценовой либо неценовой конкуренции (3).

Во многом поведение фирмы на рынке зависит от конкурентоспособности ее товаров (4) и от конкурентоспособности самой фирмы (5).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: