ВВЕДЕНИЕ
Цель заводских ходовых испытаний – проверить надежность работы всех судовых механизмов, устройств и оборудования в реальных условиях плавания.
В процессе испытаний серийного судна проверяют соответствие основных технических характеристик и эксплуатационных качеств судна, заданных спецификациями и документами об изменениях и дополнениях к проекту, внесенных в период постройки. Приемку судна проводит специальная комиссия. К обязанностям членов этой комиссии также относятся выявление недостатков проекта, которые должны быть исключены при постройке следующих судов данной серии.
Испытания (ЗХИ) проходят строго по графику. В первую очередь испытывают устройства и оборудование, обеспечивающее безопасность плавания и управления судном. Например, режимные испытания главных двигателей начинаются после проверки рулевого устройства, а контроль мореходных качеств судна разрешается проверить только после испытаний рулевого устройства и главных механизмов.
После выхода судна в море основной состав сдаточной команды под руководством сдаточного механика готовит механическое оборудование к испытаниям. Члены испытательной группы фиксируют параметры, характеризующие работу механизмов, устройств и систем, входящих в испытательный комплекс. После достижения соответствующих параметров комплекс считается готовым к испытаниям. Показания измерительных приборов регистрируются в специальных документах, а затем полученные результаты обрабатываются. По окончании испытаний комплекса члены группы готовят документ, который подписывают они сами, а затем приемная комиссия, после чего составляется протокол испытаний, прилагаемый к акту сдачи судна.
|
В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна. Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 уз судно должно пройти мерную линию в одну милю, при скорости свыше 18 до 36 уз — в две мили, при скорости свыше 36 уз — в три мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.
Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу. Поворотливость характеризуется элементами циркуляции: диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°), продолжительностью циркуляции, углом крена при циркуляции, потерей скорости. Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.
В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.
|
Цель и назначение испытаний.
Заводские ходовые испытания (ЗХИ) судна проводятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик вооружения и технических средств и судна в целом на соответствие спецификации и определения готовности к государственным испытаниям.
В период ЗХИ:
- проверяется удобство обслуживания и безопасность эксплуатации испытываемых технических средств и средств защиты в ходовых условиях;
- проверяются средства, обеспечивающие безопасность плавания;
- измеряются и доводятся до норм физические поля судна;
- проверяется соответствие эксплуатационной документации условиям эксплуатации вооружения и технических средств (ТС) в ходовых условиях;
- производится сбор данных в части безотказности ТС и средств защиты, для чего ведется учет отказов с указанием отказавших элементов, причин отказов, принятых решений и фактического времени восстановления. Замена отказавшего элемента и повторные испытания не допускаются до установления причин отказа и принятия согласованного решения;
- проверяется выборочно возможность проведения технического обслуживания ТС в объеме, эксплуатационная документация (ЭД), штатными приспособлениями и инструментом при штатном количестве обслуживающего персонала с фиксацией затраченной трудоемкости.