Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины
Целью физического воспитания студентов заочной формы обучения является формирование физической культуры личности как качественного, динамичного и интегративного учебно-воспитательного процесса, отражающего ценностно-мировоззренческую направленность и компетентностную готовность к освоению и реализации в социальной, образовательной, физкультурно-спортивной и профессиональной деятельности.
Задачи изучения дисциплины
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
- понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности;
- знание исторических, биологических, психолого-педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
- формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое совершенствование и самовоспитание привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;
- создание основы для творческого и методически обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений.
1.3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).
В результате изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» студент должен:
Знать:
- теоретические и методико-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
- эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры и спорта;
- анатомо-физиологические, гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания и спорта.
Уметь:
- творчески использовать средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни;
- обеспечить психофизическую готовность к успешному выполнению социально-профессиональных ролей и функций.
Владеть:
- системой практических умений использования средств, методов и способов физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, физического развития и подготовленности, регулирования индивидуальной двигательной активности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Дисциплина является базовой.
Особенности реализации дисциплины
В системе заочного обучения самостоятельная работа студентов является основной формой приобретения знаний. Свою работу студент заочной формы обучения должен планировать заранее, предусматривая в своем индивидуальном плане точные календарные сроки изучения дисциплин, распределяя свое время так, чтобы в течение семестра подготовиться к экзаменам и зачетам по всем предметам, вынесенным на сессию.
Самостоятельная работа студентов заочной формы обучения по дисциплине «Физическая культура и спорт» проводится по заранее составленному плану с учетом равномерного ее выполнения в течение учебного семестра и всего учебного года.
Язык реализации дисциплины – русский.
Объем дисциплины (модуля)
Вид учебной работы | Всего, зачетных единиц (акад.часов) | Семестр | |||||
Общая трудоемкость дисциплины | 2/72 | 0,5/18 | 0,5/ 18 | 0,5/ 18 | 0,5/ 18 | ||
Контактная работа с преподавателем: | 0,68/24 | 0,17/6 | 0,17/6 | 0,17/6 | 0,17/6 | ||
занятия лекционного типа | 0,68/24 | 0,17/6 | 0,17/6 | 0,17/6 | 0,17/6 | ||
занятия семинарского типа | |||||||
в том числе: семинары | |||||||
методико-практические занятия | |||||||
практикумы | |||||||
лабораторные работы | |||||||
контрольные нормативы | |||||||
в том числе: курсовое проектирование | |||||||
групповые консультации | |||||||
индивидуальные консультации | |||||||
иные виды внеаудиторной контактной работы | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1,32/48 | 0,33/12 | 0,33/12 | 0,33/12 | 0,33/12 | ||
изучение теоретического курса (ТО) | 1,32/48 | 0,33/12 | 0,33/12 | 0,33/12 | 0,33/12 | ||
расчетно-графические задания, задачи (РГЗ) | |||||||
реферат, эссе (Р) | |||||||
контрольная работа (КР) | |||||||
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) | зач. | зач. | зач. | зач. |
Содержание дисциплины (модуля)
3.1. Разделы дисциплины и виды занятий (тематический план занятий)
№ п/п | Модули, темы (разделы) дисциплины | Занятия лекционного типа (акад.час) | Занятия семинарского типа | Самостоятельная работа, (акад.час), | Формируемые компетенции | |
Семинары и/или Практические занятия (акад.час) | Лабораторные работы и/или Практикумы (акад.час) | |||||
Теоретический раздел | 0,68/24 | 1,32/48 | ОК-8 |
Занятия лекционного типа
Теоретический раздел
Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля и образа жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.
№ п/п | № раздела дисциплины | Наименование занятий[1] | Объем в акад.часах | |
всего | в том числе, в инновационной форме | |||
Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов | ||||
Социально-биологические основы физической культуры | ||||
Основы здорового образа жизни студентов | ||||
Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности | ||||
Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений | ||||
Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания | ||||
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | ||||
Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом | ||||
Правила безопасного проведения занятий по физической культуре | ||||
Первая помощь при повреждениях и несчастных случаях | ||||
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов | ||||
Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста |
Тема 1. Физическая культура в общекультурной
и профессиональной подготовке студентов
Цели и задачи физического воспитания. Основные понятия, термины физической культуры. Виды физической культуры. Социальная роль, функции физической культуры и спорта. Физическая культура личности студента. Программно-нормативные основы учебной дисциплины, организация учебной работы. Организационно-правовые основы физической культуры и спорта.
Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Основные анатомо-морфологические понятия. Опорно-двигательный аппарат. Кровь. Кровеносная система. Дыхательная система. Нервная система. Эндокринная и сенсорная системы. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках. Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы и их воздействие на организм.
Тема 3. Основы здорового образа жизни студентов
Здоровья человека как ценность, компоненты здоровья. Факторы, определяющие здоровье. Здоровый образ жизни и его составляющие. Физическое самовоспитание и самосовершенствование — необходимое условие здорового образа жизни.
Тема 4. Психофизиологические основы учебного труда
и интеллектуальной деятельности
Объективные и субъективные факторы обучения и реакция на них организма студентов. Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения. Работоспособность и влияние на нее различных факторов. Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме. Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения. Типы изменений умственной работоспособности студентов. Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период. Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. Использование «малых форм» физической культуры в режиме учебного труда студентов.
Тема 5. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта
или систем физических упражнений
Спорт. Социальные функции спортивной деятельности. Основные термины и понятия спортивной деятельности. Массовый спорт и спорт высших достижений, их целях и задачи. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений.
Тема 6. Общая физическая, специальная и спортивная подготовка
в системе физического воспитания
Основные принципы методики обучения. Средства и методы физического воспитания. Воспитание физических качеств. Основы и принципы спортивной тренировки. Формы занятий физическими упражнениями.
Тема 7. Основы методики самостоятельных занятий
физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность. Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий. Содержание самостоятельных занятий. Возрастные особенности содержания занятий. Особенности самостоятельных занятий для женщин.
Тема 8. Самоконтроль занимающихся
физическими упражнениями и спортом
Понятие о контроле и самоконтроле. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими упражнениями и спортом. Соматоскопические показатели. Соматометриченские показатели. Самоконтроль в массовой физической культуре. Методы стандартов и антропометрических индексов для оценки физического развития.
Тема 9. Правила безопасного проведения занятий
по физической культуре
Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале. Правила безопасности при выполнении физических упражнений на спортивной открытой площадке. Правила безопасности при выполнении физических упражнений в плавательных бассейнах и открытых водоемах. Режим питания.
Тема 10. Первая помощь при повреждениях
и несчастных случаях
Понятие о ране, остановка кровотечений, наложение повязок. Основные типы бинтовых повязок. Ушибы, растяжения связок, вывихи. Типы бинтовых повязок. Ожог. Обморожение. Обморок. Тепловой и солнечный удар. Поражение электрическим током. Инфекционные болезни.
Тема 11. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов
Понятия ППФП, цель, задачи. Основные факторы, определяющие содержание ППФП. Содержание ППФП, в зависимости от профессии. Физическое воспитание - как компонент ППФП студентов.
Тема 12. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста
Производственная физическая культура, ее цель и задачи.Методические основы производственной физической культуры.Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.Производственная физическая культура в рабочее время. Производственная гимнастика. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня. Физическая культура и спорт в свободное время.Утренняя гигиеническая гимнастика.Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.Краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв. Попутная тренировка. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.Дополнительные средства повышения работоспособности.
3.3 Занятия семинарского типа (названия тем – одинаковое, содержание – авторское)
Учебным планом не предусмотрено.
Лабораторные занятия
Учебным планом не предусмотрено.