Простой штык
Простой штык - популярный морской узел, являющийся развитием простого полуштыка, его более надежной версией.
Клиффорд У. Эшли приводит называет этот узел «Two half hitches» - что можно перевести как «двойной полуузел» и приводит дату первого его упоминания – 1794 год.
Простой штык — это петля, сделанная на основе двух-трех полуштыков. Благодаря особым свойствам узел «штык» можно завязать и развязать, даже если веревка находится под нагрузкой. После сильных нагрузок он также легко развязывается.
Как выглядит простой штык
Описываемый узел относится к категории привязочных узлов. В его облике легко читается выбленочный узел. Конструктивно простой штык можно рассматривать как удавку, так как он состоит из обноса и выбленочного узла, завязанного вокруг собственного коренного конца. Техническим названием для простого штыка может быть «скользящий выбленочный узел».
Базовым переплетением, как и в случае с простым полуштыком является простой узел. Простой штык можно завязать несколькими способами. Один из них – добавить к простому полуштыку дополнительный оборот в виде обратной закрытой петли вокруг коренного конца. Во втором случае в качестве стартовой точки используется бабий узел, который при рывке за коренной конец выворачивается и приобретает вид простого штыка.
Классический простой штык содержит два оборота, однако в практике спортивного туризма принято для большей надежности добавлять еще один и фиксировать ходовой конец контрольным узлом.
Где используется простой штык
· Сфера применения узла – закрепление конца веревки за неразъемную опору – балку, швартовочный кнехт, скобу или рым.
|
· В морском деле это преимущественно закрепление швартовочного конца, однако применялся он и для других целей – закрепления оттяжек грузовых стрел или фиксация поднимаемого груза, крепления шкотов к углу паруса.
· На суше простой штык плотно обосновался в практике туризма как вспомогательный узел, который широко применяется при бивачных работах.
· Пригодится он и автолюбителям для закрепления буксировочного троса.
· Простота и надежность узла позволяет применять его в различных такелажных схемах при спускоподъемных операциях или монтаже сборных конструкций.
Плюсы простого штыка
· Описываемый узел прост для запоминания, легко вяжется, компактен. Эффективная прочность узла на разных типах веревок колеблется от 55 до 67%.
· При наличии дополнительных оборотов или принайтовки ходового конца к коренному – не затягивается и легко развязывается после снятия нагрузки.
Минусы простого штыка
· Отмечается способность узла «ползти» и раздергиваться при неравномерных нагрузках.
Как вязать простой штык?
1. Перекиньте веревку через опору. | |
2. Затем сделайте обнос вокруг коренного конца. | |
3. Сделай второй обнос вокруг коренного конца. | |
4. Теперь нужно резко потянуть за коренной конец. Узел сменит свою конфигурацию. | |
5. В результате получится вот такой узел. |
Вместо контрольного узла иногда ходовой конец веревки привязывают к коренному концу веревкой меньшего диаметра. В этом случае полуштыки, формирующие простой штык, вообще не затягиваются — и крепеж без особых проблем развязывается даже после сильных нагрузок. Пример такого крепежа показан на фото ниже:
|
Этим часто пользуются моряки, когда крепят к опоре трос, однако в туризме нет такого варианта: обычно вязание узла заканчивается формированием контрольного узла ходовым концом веревки.
Иногда, когда запас веревки большой, и поэтому неудобно вязать штык всей бухтой, этот узел вяжут сдвоенным концом. То есть свободный конец веревки в удобном месте складывают вдвое и вяжут простой штык так, как если бы вместо сдвоенного конца был одинарный.