Предлагаем каждому выпускнику сделать следующие шаги к взвешенному принятию решения перед выбором будущей профессии:
1. Изучите особенности рынка труда в вашем регионе. Какие специальности, по мнению специалистов, ваших друзей и родителей, наиболее высокооплачиваемые и востребованные в вашем регионе. Поразмышляйте, всегда ли мнения взрослых или ваших друзей совпадают с вашим личным мнением? Почему так происходит?
2. Ознакомьтесь с перечнями специальностей УНПО, УСПО и вузов, находящихся в вашем регионе (городе, области, крае).
3. Составьте список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят. |
4. Составьте перечень требований выбираемой профессии. Составьте список своих требований:
— выбираемая профессия и будущий род занятий;
— выбираемая профессия и жизненные ценности;
— выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
— желательный уровень профессиональной подготовки;
— выбираемая профессия и мои склонности и способности;
— желательные содержание, характер и условия работы.
5. Определите значимость каждого требования. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
7. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
8. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
9. Определите основные практические шаги к успеху. Итак, вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении вы сможете получить профессиональное образование, как будете развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Заключительное слово
Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо прежде всего познать себя. Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь - скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки. Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек - не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.
Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык M отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы «застенчив». Борись, работай над собой, познавай себя. И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) - исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух. Главное - интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес - вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель. Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика - ты ведь в школе не изучал ничего подобного... Для того, чтобы не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности - как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознано решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы, - это ее название...
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе, поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибиться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
Подведение итогов.
Какие чувства у вас остались после нашей беседы? Какие открытия вы для себя сделали? Что интересного вы узнали сегодня? О чем можно задуматься?
Примерные ответы детей:
- Профессию будем выбирать сознательно.
- Пока не знаю, какую профессию выбрать.
- Тест интересный, что новое узнал о себе.
- Можно задуматься о том, что в себе исправить, изменить, улучшить.
Спасибо за занятие, мне было приятно с вами работать.
Использованные ресурсы
1. Азбука профориентации XXI века. Под ред. М. В. Богайцевой – Салехард, 2010 г.
2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С. О. Кропивянская, П. С. Лернер, О. Д. Пало и др.; под ред. С. Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160с. – (Педагогика. Психология. Управление).
3. Классные часы: 8 класс / Авт-сост. А. В. Давыдова. М.: ВАКО, 2010. – 288 с. – (Учебный год).
4. Маняпова Е. В. Основы профессионального самоопределения личности. Учебно-методическое пособие. – Тобольск, 2011, - 268 с.
5. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт. – сост. Е. Д. Шваб. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 167 с.
6. Понаморенко Л. П., Белоусова Р. В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2: Психология общения:11 кл. – 192 с. (Б – ка школьного психолога).
7. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9- 11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (Педагогика. Психология. Управление).