Факторы выбора профессии.




Воспитательский час «Ты и твоя профессия»

 

Вокуева Розалия Владимировна,

воспитатель

Цель – Побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.

Задачи:

1. Образовательные. Ознакомить детей с новыми профессиями с конкретной ситуацией на рынке. Расширить представление детей о различных профессиях и их особенностях. Учить самостоятельно принимать решения в ситуации профессионального выбора.

2. Воспитательные. Воспитывать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору, к профессиональному росту.

3. Развивающие. Развивать у детей мышление, внимание.

План занятия

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

3. Факторы выбора профессии.

4. Тест «Ты и твоя профессия»

5. Игра «Мне нравится профессия…»

6. Игра «Прояви себя».

7. Ярмарка профессий.

8. 9 шагов к взвешенному решению.

9. Заключительное слово.

10. Подведение итогов.

 

Ход занятия

Вступительное слово воспитателя.

Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнеси свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому – то это поможет сделать свой выбор. Может быть, кто – то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.

 

Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».

Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продавать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей - то труд, деньги, прибыль…)

Так же на и на рынке труда. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.

Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии»

Вторая группа - «Самые забытые профессии»

Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны»

Четвертая группа – «Самые отважные профессии»

Примерные списки профессий:

Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ - модель, телеведущий, веб – дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые профессии: конюх, ключник, шорник, трубочист, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, строитель, шофер, дворник, милиционер, парикмахер, пекарь, повар, бухгалтер, земледелец, животновод.

Самые отважные профессии: пожарный, летчик – испытатель, космонавт, моряк – подводник, горноспасатель, автогонщик, каскадер, сапер, шахтер, военный и т. п.

Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

 

Факторы выбора профессии.

Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Выбирают «за компанию».

- Подражают героям кино и телесериалов.

- Идут за модой.

- Не знают о негативных сторонах профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

Сотрудники Кемеровского областного центра профессио­нальной ориентации молодежи и психологической поддерж­ки населения предлагают поразмыслить над следующими фак­торами выбора профессии (по Е.А. Климову):

1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей буду­щей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем воз­расте уже

очень крепки и могут сильно влиять на выбор про­фессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руково­дителя). Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной ак­тивностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освое­ния профессии.

5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание. Плани­руя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалис­тичности своих притязаний.

7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности. Склонности проявляются в любимых заня­тиях, на которые тратится большая часть свободного време­ни. Это — интересы, подкрепленные определенными способ­ностями.

Но как же тогда правильно выбрать профессию? Как же разобраться b себе? Елена Рыхлевская утверждает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно b своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя b деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, для корректора важно внимание, для художника - образное мышление, и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуа­ции сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, b которой ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать c твоим личностным, характерологичес­ким типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

 

Ты и твоя профессия»

А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят.

В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б), в).

1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:

а) выспаться;

б) посмотреть телевизор вместе с семьей;

в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трех подарков вы предпочли бы:

а) удочку, набор для вышивания;

б) коньки или лыжи;

в) турпутевку или билет на интересное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего:

а) в одиночку;

б) с семьей или друзьями;

в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.

4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:

а) почувствовали бы полную свободу;

б) занялись бы поиском выхода или каким – нибудь делом;

в) ощутили бы тоску, неприкаяность, страх.

5. В свободное время вы любите:

а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;

б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;

в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.

А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица – подсказка, как следует оценивать ваши ответы.

 

А 1 балл
Б 2 балла
В 3 балла

 

Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требует активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.

От 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся в любой компании. Они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.

От 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбрать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.

Этот тест – только очень приблизительная оценка наших профессиональных способностей. В конечном счете, все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. И вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.

 

5. Игра «Мне нравится профессия…»

А теперь ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Игра заключается в том что, я буду бросать мяч по кругу, то у кого окажется мяч, завершает фразу: «Мне нравится профессия…, потому что…», «Я хотела бы работать… потому что…»

Вопросы для обсуждения:

1. Какие профессии преобладали?

2. Чем это вызвано?

3. Что привлекает в выбранной профессии?

4. Чем продиктован выбор?

5. Влияет ли ваш выбор статус профессии в обществе?

Игра «Прояви себя»

Молодому специалисту бывает так сложно начинать свою карьеру. В толпе профессионалов ему так сложно выделиться, заявить о себе. Возникает необходимость привлечения к себе внимания любым способом, дабы продвигаться вперед по служебной лестнице. И вам предлагается выполнить одну и туже задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям и катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложнена тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.

После игры определить, кому больше удалось привлечь внимание к себе и при помощи каких средств. Поделится впечатлениями о том, что было сложно, как они находили новые способы выполнения задачи.

 

Ярмарка профессий.

В последнее время в России появились новые профессии. Я коротко расскажу о некоторых из них.

ü Web-программист, web-дизайнер – это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.

ü Аудитор – это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.

ü Бренд-менеджер – специалист, который продумывает образ продукта – бренд – и продвигает этот образ в массы.

ü Логистик – специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складной логистик занимается организацией хранения продукции.

ü Мерчендайзер – это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.

ü Маркетолог – специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.

ü Пиар-менеджер – специалист по связям с общественностью, который достигает взаимоотношения между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, властями всех уровней, журналистами, населением и т.п.

ü Имиджмейкер – специалист по созданию внешнего облика человека (прически, стиль одежды)

ü Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью

ü Промоутер (Коммивояжер) – занимается прямой рекламой некого товара. В обязанности специалиста входит работа с прохожими, предлагает им определенный товар.

ü Брокер – представляет интересы по их поручениям выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового интереса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: