Воспитательский час «Ты и твоя профессия»
Вокуева Розалия Владимировна,
воспитатель
Цель – Побуждать детей к поиску информации о различных профессиях, к самовоспитанию, саморазвитию.
Задачи:
1. Образовательные. Ознакомить детей с новыми профессиями с конкретной ситуацией на рынке. Расширить представление детей о различных профессиях и их особенностях. Учить самостоятельно принимать решения в ситуации профессионального выбора.
2. Воспитательные. Воспитывать положительное отношение к осознанному профессиональному выбору, к профессиональному росту.
3. Развивающие. Развивать у детей мышление, внимание.
План занятия
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
3. Факторы выбора профессии.
4. Тест «Ты и твоя профессия»
5. Игра «Мне нравится профессия…»
6. Игра «Прояви себя».
7. Ярмарка профессий.
8. 9 шагов к взвешенному решению.
9. Заключительное слово.
10. Подведение итогов.
Ход занятия
Вступительное слово воспитателя.
Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнеси свои интересы и способности с различными профессиями – возможно, кому – то это поможет сделать свой выбор. Может быть, кто – то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг устроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметанной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продавать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей - то труд, деньги, прибыль…)
Так же на и на рынке труда. Если каких – то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация – это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Для этого разделимся на группы.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии»
Вторая группа - «Самые забытые профессии»
Третья группа – «Профессии, которые всегда нужны»
Четвертая группа – «Самые отважные профессии»
Примерные списки профессий:
Самые модные профессии: юрист, экономист, менеджер, топ - модель, телеведущий, веб – дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые профессии: конюх, ключник, шорник, трубочист, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, строитель, шофер, дворник, милиционер, парикмахер, пекарь, повар, бухгалтер, земледелец, животновод.
Самые отважные профессии: пожарный, летчик – испытатель, космонавт, моряк – подводник, горноспасатель, автогонщик, каскадер, сапер, шахтер, военный и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
Факторы выбора профессии.
Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» родители.
- Выбирают «за компанию».
- Подражают героям кино и телесериалов.
- Идут за модой.
- Не знают о негативных сторонах профессии.
Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.
Сотрудники Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения предлагают поразмыслить над следующими факторами выбора профессии (по Е.А. Климову):
1. Позиция старших членов семьи. Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.
2. Позиция товарищей, подруг. Дружеские связи в твоем возрасте уже
очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.
3. Позиция учителей, школьных педагогов (классного руководителя). Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.
4. Личные профессиональные планы. Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.
5. Способности. О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.
6. Уровень притязаний на общественное признание. Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.
7. Информированность. Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.
8. Склонности. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.
Но как же тогда правильно выбрать профессию? Как же разобраться b себе? Елена Рыхлевская утверждает, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть интересна. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно b своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику - интерес к ней будет поддерживать тебя b деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» - например, для корректора важно внимание, для художника - образное мышление, и т. д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя способности, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, деятельность, b которой ты добьешься наибольшего успеха.
Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать c твоим личностным, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен - тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив - не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Ты и твоя профессия»
А сейчас вы узнаете, к какому типу профессий у вас есть наклонности, а какие профессии вам не очень подходят.
В нашем тесте всего 5 вопросов. Пожалуйста, запишите в столбик числа от 1 до 5. Рядом вы будете писать варианты ответов: а), б), в).
1. Новогодняя ночь для вас - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков вы предпочли бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьей или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы вы оказались в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовали бы полную свободу;
б) занялись бы поиском выхода или каким – нибудь делом;
в) ощутили бы тоску, неприкаяность, страх.
5. В свободное время вы любите:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
А теперь подсчитаем количество набранных баллов. На доске нарисована таблица – подсказка, как следует оценивать ваши ответы.
А | 1 балл |
Б | 2 балла |
В | 3 балла |
Те, кто набрал от 5 до 8 баллов, как правило, люди малообщительные, стеснительные, замкнутые. Они не любят шумных, незнакомых компаний, встречи с незнакомыми людьми им доставляют беспокойство. Это значит, что им не очень подходят профессии, которые требует активного общения (продавец, учитель, журналист и психолог). Зато они будут хорошо себя чувствовать в научной лаборатории или на собственной ферме, в питомнике, лесничестве, охотохозяйстве. Таким людям подойдет работа программиста, слесаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ.
От 8 до 12 очков, наоборот, очень общительны и чувствуют себя прекрасно в любой компании. Они не боятся новых знакомств, легко сходятся в любой компании. Они могут обходиться длительное время и без общения. Таким подойдут любые профессии.
От 12 до 15 очков, тоже люди общительные, но не могут долго оставаться в одиночестве – в них слишком много энергии и силы. Таким людям лучше выбрать профессию, которая будет связана с большими коллективами людей, с активным общением: агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера.
Этот тест – только очень приблизительная оценка наших профессиональных способностей. В конечном счете, все решает желание человека, его воля, характер, способность к самовоспитанию, саморазвитию. И вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
5. Игра «Мне нравится профессия…»
А теперь ребята, я предлагаю вам немного поиграть. Игра заключается в том что, я буду бросать мяч по кругу, то у кого окажется мяч, завершает фразу: «Мне нравится профессия…, потому что…», «Я хотела бы работать… потому что…»
Вопросы для обсуждения:
1. Какие профессии преобладали?
2. Чем это вызвано?
3. Что привлекает в выбранной профессии?
4. Чем продиктован выбор?
5. Влияет ли ваш выбор статус профессии в обществе?
Игра «Прояви себя»
Молодому специалисту бывает так сложно начинать свою карьеру. В толпе профессионалов ему так сложно выделиться, заявить о себе. Возникает необходимость привлечения к себе внимания любым способом, дабы продвигаться вперед по служебной лестнице. И вам предлагается выполнить одну и туже задачу. Любыми средствами, не прибегая к физическим воздействиям и катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложнена тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры.
После игры определить, кому больше удалось привлечь внимание к себе и при помощи каких средств. Поделится впечатлениями о том, что было сложно, как они находили новые способы выполнения задачи.
Ярмарка профессий.
В последнее время в России появились новые профессии. Я коротко расскажу о некоторых из них.
ü Web-программист, web-дизайнер – это специалист по созданию сайтов для глобальной сети Интернет.
ü Аудитор – это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает ее успешность и эффективность.
ü Бренд-менеджер – специалист, который продумывает образ продукта – бренд – и продвигает этот образ в массы.
ü Логистик – специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании, складной логистик занимается организацией хранения продукции.
ü Мерчендайзер – это человек, который следит за тем, как товар его фирмы представлен в крупных магазинах. Он обходит магазины, дает советы по размещению товара, по оформлению витрин. Этой специальности пока не обучают ни в одном учебном заведении.
ü Маркетолог – специалист, изучающий рынок для того, чтобы узнать потребности покупателей, их вкусы и предпочтения.
ü Пиар-менеджер – специалист по связям с общественностью, который достигает взаимоотношения между той компанией, на которую он работает, и ее клиентами, властями всех уровней, журналистами, населением и т.п.
ü Имиджмейкер – специалист по созданию внешнего облика человека (прически, стиль одежды)
ü Девелопер – специалист по операциям с недвижимостью
ü Промоутер (Коммивояжер) – занимается прямой рекламой некого товара. В обязанности специалиста входит работа с прохожими, предлагает им определенный товар.
ü Брокер – представляет интересы по их поручениям выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового интереса.