Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что необходимо познать. Иначе говоря, это вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, но процесс, включающий два основных момента – постановку проблемы и ее решение. В структуре проблемы прежде всего выявляется неизвестное (искомое) и известное (условия и предпосылки проблемы). Неизвестное здесь тесно связано с известным (последнее указывает на те признаки, которыми должно обладать неизвестное), таким образом, даже неизвестное в проблеме не является абсолютно неизвестным, а представляет собой нечто такое, о чем мы кое-что знаем, и эти знания выступают ориентиром и средством дальнейшего поиска. Уже формулировка всякой действительной проблемы содержит в себе «подсказку», указывающую, где нужно искать недостающие средства. Они не находятся в сфере абсолютно неизвестного и уже обозначены в проблеме, наделены некоторыми признаками. Чем больше не хватает средств для нахождения исчерпывающего ответа, тем шире пространство возможностей решения проблемы, тем шире сама проблема и неопределённей конечная цель. Многие из таких проблем не по силе отдельным исследователям и определяют границы целых наук.
Гипотеза – это научное предположение, вероятность которого обоснована фактическими данными с учетом уже известных закономерностей, присущих исследуемому объекту. Следует иметь в виде, что не только научная гипотеза, но и всякое предположение (догадка) основываются либо на каком-то предшествующем знании, либо на новых фактах. Научная гипотеза должна быть основана и на том, и на другом. Поэтому в ее содержании очень часто концентрируется большой массив достоверной научной информации. То содержание гипотезы, которое существует в виде предположения, не лишает ее статуса особой формы научного знания, придающей целостный характер большой совокупности разрозненных знаний об исследуемом объекте и позволяющей лучше осмыслить связи между фрагментами достоверного знания. Более того, в системе научного знания всегда найдется небольшое количество фундаментальных гипотез, без которых невозможно составить более или менее целостное представление об исследуемой реальности и которые довольно трудно отличить от одной из конкурирующих теорий. Таковы гипотеза о расширяющейся Вселенной, гипотеза о психофизиологическом параллелизме, о формах коллективного бессознательного и др., т.е. гипотеза – это не только форма развития научного знания, но и один из важнейших элементов его структуры. Соответственно, одна из методологических проблем теоретического уровня исследований – это механизмы превращения гипотетического знания в теоретическое.
|
34. Метатеоретические основания науки: научная картина мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки.
Структура научного знания не исчерпывается эмпирическим и теоретическим уровнями. Она включает также и основания научного знания. Эти основания являются фундаментальными представлениями, понятиями и принципами науки, которые обеспечивают целостность предметной области, определяют стратегию научного поиска и обусловливают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. К основаниям науки относят три главных компонента (В.С. Степин): 1) идеалы и нормы исследования; 2) научная картина мира; 3) философские основания.
|
Идеалы и нормы исторически изменчивы. Они выражают нормативные структуры, общие для всякого научного знания, их конкретизацию и модификацию в различных исторических типах науки соответствующей эпохи, характеризуют особый тип научной рациональности и стиль мышления, их конкретизацию применительно к специфике предметной области каждой науки (физики, химии, биологии, истории и т.п.). Этот компонент включает, во-первых, идеалы и нормы доказательности и обоснования знания, во-вторых, объяснение и описание; в-третьих, построения и организации знания.
Научная картина мира содержит общие представления о мире, складывающиеся в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития науки. В таком значении ее называют общей научной картиной мира, включающей представления как о природе, так и об общественной жизни.
Структура научной картины мира: 1) центральное теоретическое ядро (обладает относительной устойчивостью); 2) фундаментальные допущения (условно принимаемые за неопровержимые); 3) частные теоретические модели.
Естественнонаучная картина мира содержит в себе представления о структуре и развитии природы. Специальная (локальная) научная картина мира дает представление о главных системно-структурных характеристиках и видении предмета отдельных наук (физическая, химическая, биологическая и другие картины мира).
|
Специальные научные картины мира создают обобщенный образ предмета исследования посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых строится все другие изучаемые в соответствующей науке объекты; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.
Если научное исследование наталкивается на принципиально новые типы объектов, то осуществляется радикальная переработка картины мира, которая является необходимым компонентом научных революций, предполагая активное использование философских наук.
Философские основания науки образуют философские идеи и принципы, из которых исходят ученые в изучении мира и его интерпретации, построении новых теорий, обеспечивая включение научного знания в культуру.
Системная организация философских оснований науки: 1) онтологическая подсистема (категории, служащие для понимания и познания исследуемых объектов; например, «вещь», «свойство», «отношение», «процесс», «состояние» и т.д.); 2) эпистемологическая подсистема (категории, характеризующие познавательные процедуры и их результат – понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства и т.д.).
35. Экстенсивные и интенсивные этапы в развитии науки. Природа научной революции. Типы научных революций.
Экстенсивные и интенсивные пути коррелицируют с эмпирическими и теоретическими этапами развития научных дисциплин и спецификой методологических проблем эмпирического и теоретического уровней. ЭКС.этап развитие Н – абстракция кот. выражает направленность исследоват-ой работы на ассимилирование однотипных фрагментов исследуемой реальности (познание вширь), но не учитывающая неизбежно осуществляемые при этом процессы обобщения и дедуктивного вывода. ИНТ.этап разв.Н - познание вглубь, основное отличие от ЭКС. – научные революции
Научная революция – фундаментальное изменение содержания научного знания, обусловленное переходом к изучению новых типов объектов, средств наблюдения, экспериментирования и интерпретации эмпирических данных, обоснованию новой научной картины мира с иными идеалами обоснования и организации научного знания.
Типы научных революций: 1) переработка картины мира без радикального изменения идеалов и норм исследования и философских оснований науки (например, внедрение анализа в представления о химических процессах в начале XIX века); 2) изменение научной картины мира, сопровождающееся частичной или радикальной заменой идеалов и норм научного исследования, а также его философских оснований (например, возникновение квантово-релятивистской физики).
Важнейшим аспектом глобальных научных революций, в ходе которых возникает новый тип научной рациональности (от классической к неклассической и постнеклассической) является выработка новых методологических принципов и утверждения новых идеалов и норм науки.
К историческим примерам научных революций можно отнести: 1) переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математики и физики XVI – XVIII вв.; 2) переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов; 3) возникновение электродинамической картины мира (XIX в.); 4) создание квантово-релятивистской физики в начале XX в. и др.
36. Понятие метода и методологии. Сущность системного подхода как общенаучной методологической программы.
Метод – путь познания, опирающийся на совокупность ранее полученных общих знаний (принципов); правильный путь, способ достижения какой-либо цели, решения определенной задачи, способ исследования и изложения изучаемого материала; совокупность систематизированных познавательных операций, соответствующих предмету и цели научного исследования. Научный метод – это система предписаний, регламентирующих содержание и последовательность познавательных действий, операций, процедур исследователя.
Методология науки – учение о методе научно-познавательной деятельности. Методология изучает все компоненты научной познавательной деятельности в их взаимосвязи, выявляя способы формирования нового знания в их зависимости от исследуемого объекта, исторически сложившихся познавательных средств, целей и установок познающего субъекта, исследует механизмы взаимоотношений норм и нравственности, науки и культуры, истины и ценности. Методология представляет собой своего рода самосознание науки, осознание путей и методов эффективного решения познавательных задач.
Методология научного познания включает три уровня: 1. Конкретно-научная методология – это форма осмысления оптимальных (рациональных) вариантов организации познавательных действий в конкретной научной дисциплине или области исследований на основе информации о методах, структуре и динамике накопленного в них знания. Она включает представления о характере изучаемых проблем, используемых методах, формах выражения, способах систематизации и обоснования знания именно в данной дисциплине или области исследований. 2. Общенаучная методология – это рефлексивная система, включающая представления об общенаучных подходах и формах знания, а также специфике стиля научного мышления. Она изучает особенности качественного, количественного, системно-структурного, синергетического, информационного и других общенаучных подходов, структурно-функциональные свойства научной картины исследуемой реальности, идеалов и норм научного исследования, характерные для научного познания в целом или для большой совокупности научных дисциплин. 3. Философская методология – это система принципов, основанных на представлениях о сущности, главных путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания. Данные принципы задают наиболее общие ориентации в познавательной деятельности: а) на выявление сущности исследуемого явления или описание феноменов, явлений; б) на определенный способ понимания соотношения континуального (непрерывного) и дискретного (четко разделенного), жестко детерминированного и вероятностного в исследуемом объекте, а соответственно – на определенный способ фрагментации исследуемой реальности, понимание соотношения чувственного и рационального в познании и др.
Естественной предпосылкой и нормой развития методологии научного познания является относительно равноправное взаимодействие и взаимовлияние всех трех уровней. Если чрезмерно доминируют философская или общенаучная методология, в науке в скором времени обнаруживается избыток абстрактных умозрительных и общих предписаний при дефиците оригинальных представлений и методов, адаптированных к исследуемой реальности (физической, химической, биологической, экономической и др.). Преобладание конкретно-научной методологии приводит к навязыванию схем мышления и методов конкретных дисциплин областям исследования, где их эвристический потенциал явно недостаточен.
Система всегда представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных между собой элементов, внутренние связи (структура) которых прочнее внешних. Система - это всегда определенная органическая целостность (упорядоченное множество), состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит вклад в функционирование единого целого. Определяет систему взаимосвязь и взаимодействие ее частей (элементов) в рамках целого. Любая система представляет собой множество разнообразных элементов, обладающих структурой и организацией.
Важнейшие характеристики любой системы - целостность, организация (упорядоченность), структурность, иерархичность строения, множественность элементов и уровней. Все эти свойства отличают систему от таких предметов и явлений, которые системами не являются и обычно именуются агрегатами (такие, например, как куча камней, мешок гороха и т.п.).
Системный подход предполагает соблюдение следующих общенаучных методологических принципов: 1) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов; 2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры; 3) исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды; 4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе; 5) использование множественности способов описаний системы с целью многоаспектного анализа объекта; 6) анализ системы как развивающейся целостности.
Общими задачами системных исследований являются анализ и синтез систем. Системный подход применяется к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к свойствам и интегральным характеристикам объектов. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять задачи научных исследований, в отдельных случаях - путем интерполяции и экстраполяции - предсказывать свойства отсутствующих частей описания.
К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.
37. Объект и предмет исследования. Проблема, цель и задачи в структуре научного исследования.
Научное исследование – деятельность, направленная на получение истинного знания об объективной реальности.
Научное исследование содержит в своей структуре ряд элементов:
Объект исследования – фрагмент реальности, на который направлена познавательная деятельность субъекта, и который существует вне и независимо от сознания познающего субъекта.
Предметом исследования является часть объекта, непосредственно задействованная в исследовании; это главные, наиболее существенные признаки объекта с точки зрения того или иного исследования. Специфика предмета научного исследования заключается в том, что вначале он задается в общих, неопределенных чертах, предвосхищается и прогнозируется в незначительной степени. Окончательно он «вырисовывается» в конце исследования.
Цель исследования – идеальное, мысленное предвосхищение результата, ради которого предпринимаются научно-познавательные действия.
Задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.
Цели и задачи исследования образуют взаимосвязанные цепочки, в которых каждое звено служит средством удержания других звеньев. Конечная цель исследования может быть названа его общей задачей, а частные задачи, выступающие в качестве средств решения основной, можно назвать промежуточными целями, или целями второго порядка.
Выделяют также основные и дополнительные задачи исследования: Основные задачи отвечают его целевой установке, дополнительные — ставятся для подготовки будущих исследований, проверки побочных (возможно, весьма актуальных), не связанных с данной проблемой гипотез, для решения каких-то методических вопросов и т.п.
Проблема - это возникший в ходе научного познания вопрос или комплекс вопросов, посредством которых фиксируется достигнутый уровень изученности объекта и определяется направление дальнейших исследований. Проблема как форма научного мышления и организации творческого поиска предполагает возможность дальнейшего исследования по нескольким направлениям. Она сохраняется и после уточнения целей и задач исследования, остается только выбрать направление, сулящее оптимальное решение проблемы и достижение связанных с нею целей и задач исследования.
38. Средства и методы исследования. Структура, механизмы обоснования и критерии научности метода.
Средство – материальный или идеальный объект, включенный в направленное взаимодействие с познавательным объектом, результаты которого составляют основу решения проблемы.
Выделяют несколько основных средств НИ: 1) материальные, к к-м отн-ся объекты, включённые в направленной взаимодействие с исследуемым объектом (реактивы, ср-ва наблюдения и т.д.); 2) наглядно-образные представления, к к-м отн-ся идеальные модели, теоретические схемы, абстрактные репрезентирующие исследуемые объекты, а также обеспечивающие концептуализацию накопленного знания, т.е. приведение его в систему; 3) ненаглядные знаковые системы, к к-м отн-ся матем-е и логические исчисления; 4) совокупность форм регуляции исследоват-го процесса, к к-м отн-ся методы, способы, приёмы, алгоритмы, программы и др., гл. из них явл. научный метод
Научный метод – система предписаний, регламентирующих познават. дей-вия, опреации, процедуры исследователя.
Типы обоснования метода: 1) логическое; 2) концептуальное.
Логическое обоснование метода – в качестве оснований логич. содерж-я метода выступает логич. стр-ра проблемы, представл-я последов-тью вопросов, к-рые делят на 2 класса: 1) вопр.разрешения, имеющие множ-во собств. ответов - либо утверждение, либо отрицание суждения, лежащего в основе вопроса(ответ только да или нет). 2)вопр.решения, не имеющие мн-ва собст.ответов в виде утвержд-я или отриц-я лежащих в их основе суждений. В этих вопросах не дается исчерпывающего перечисления элем-в множ-ва собст.ответов, а лишь указ-тся это множ-во посредством вопросительных слов. Логич.обосн-е не исчерпывает всей процедуры обосн-я н.метода. Оно явл-ся элементом данной процедуры, опред-щим общ.направление дальн-й работы и обл. первонач. содерж-ого поиска. Эта обл. охват-ет дисциплинарное предст-е о предмете иссл-я и совок-сть накопленного конкретно-научного знания.
Концептуальное обоснование метода связано с репрезентацией исслед-го объекта в виде предст-я об одной из возможных форм его системной организ-и. Мысленное структурир-е объекта, рез-м к-рого явл-ся данное предст-е, осущ-ся на основе исходного и искомого предметного знания и знания о сред-х и условиях иссл-я, упорядоченных лог. стр-рой проблемы.
Критерии научности метода: 1. Воспроизводимость метода – объективная возможность неоднократной реализации его предписаний. 2. Рациональная обоснованность метода – один из важнейших критериев его научности. Включает логическое и концептуальное обоснование. Логическое обоснование применяется для решения конкретной научной проблемы или класса однотипных проблем. Концептуальное обоснование гарантирует его объекторациональность (законосообразность), т.е. согласованность, соответствие содержания метода (прежде всего представлений о его онтологических основаниях) накопленному в данной области исследований предметному знанию, принятой научной картине мира и научно-мировоззренческим представлениям. 3. Транзитивность – наличие в процессе его разработки преемственной связи предметно-концептуального содержания данного метода с исходным конкретно-научным знанием, полученным другими методами, а также преемственной связи предметно-концептуального содержания метода с исходным и приращенным знанием в процессе функционирования метод.
Типы методов:
1) общелогические методы (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование)
2) методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент)
3) методы теоретического исследования (мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный м-д, м-д восхождения от абстрактного к конкретному)
39. Обоснование результатов исследования. Структура, типы и виды научной аргументации.
Научное исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Одним из компонентов исследования является анализ и обобщение полученных результатов. Правильные интерпретации, обоснование результатов исследования позволяют правильно сформулировать новые факты и законы, проверить правильность исходных гипотез и т.д. Эффективность проводимых измерений, наблюдений, эксперимента находится в прямой зависимости от того, насколько правильно (т.е. в соответствии с законами логики) строятся соответствующие рассуждения.
Обоснование результатов исследования является логической процедурой, связанной с оценкой некоторого продукта познания в качестве компонента системы научного знания с точки зрения его соответствие целям и задачам этой системы.
Аргументация – процесс обоснования опред. точки зр. (положения или совок-сти положений) с целью их смысловой идентификации с исследуемой реальностью и принятия научным сообществом.
В ходе аргументации предстоит показать: 1) что содержащееся в выводах знание отражает реальное положение вещей – логико-гносеологический аспект аргументации; 2) предстоит в такой мере повлиять на других людей, чтобы они приняли предлагаемую точку зр. как собств. убеждение, в опред. мере изменив свои прежние взгляды – логико-коммуникативный аспект.
Структура процесса аргументации включает три элемента: 1) тезис – положение или совок-сть положений, к-рые требуется обосновать; 2) аргументы (основания) – совок-сть оснований, приводимых для подтверждения тезиса; 3) демонстрация (доказательство) – способ связи аргументов между собой и тезисом.
Типы аргументации:
Доказательство – логическая процедура, при которой выражение с неизвестными значениями выводится из высказываний, истинность которых уже установлена. Виды: прямое (тезис вытекает из найденных доводов), косвенное (идут окольным путем, используя ложные высказывания), апагогическое (доказательство от противного), разделительное (истинность устанавливается путем исключения всех противоречий).
2.Опровержение – устанавливает ложность тезиса. Существует две разновидности: - путем доказательства антитезиса (сначала формулируется антитезис, а затем устанавливается истинность антитезиса). установление ложности следствий, вытекающих из тезиса (допущение об истинности тезиса, из чего вывод следствия, а затем доказывается ложность следствия) – это носит название сведение к абсурду. С помощью опровержения достигается отрицательный результат.
3.Подтверждение – еще одна разновидность обоснования. Играет особую роль при наличии гипотез (положений, истинность которых нужно доказать). Подтверждение и доказательство отличаются тем, что при доказательстве устанавливается полная истинность доказываемого выражения, а при подтверждении теоретических положений – только частичная. Еще важно, чтобы подтверждаемое и подтверждающее находились на одном уровне познания. Этот метод не подходит, в случае подтверждения теоретических положений эмпирическими данными, т.к. разные уровни познания. Если подтверждение служит усилению некоторого тезиса, в плане его истинности, то возражение направлено на его ослабление. Возражения подразделяют на прямые (недостатки тезиса выявляют посредством его рассмотрения) и косвенные (направлено не против самого тезиса, а против приводимых в его обоснование аргументов).
Виды: 1. Эмпирическая аргументация – обоснование приращенного знания, включающее ссылку на данные наблюдений и экспер-в.(о наличии нов. биологич. вида, повышении соц. и экон. стабильности и т.д.). 2. Теоретическая аргументация – обоснование приращенного знания путем устан-я его связи с элементами знаний теоретич. и метатеоретич. уровней без непосредственного обращения к данным наблюдений и экспериментов. Это прежде всего интерпретация и объяснение знания, к-рые выделяют в качестве самост-х видов аргументации.
Объяснение – подразделяют на объектные (т.е. раскрытие сущностной характеристики явления; например, объяснением будет являться ответ на вопрос, почему вокруг проводника формируется магнитное поле) и субъектные (учитывается активность субъекта). Субъектное объяснение учитывает, что один и тот же факт может получить разное объяснение в зависимости от исторического контекста, деятельности, условий и т.д.
Интерпретация – приписывание некоторого содержательного смысла или значения символам и формулам формальной системы.
Оправдание – термин применяется по отношению к некоторому практическому действию (практическому или умственному). Оправдать действие – это значит привести в его пользу некоторое ценностное соображение.
40. Методы систематизации научных знаний. Основные формы концептуализации знания.
Концептуализация - это совокупность познавательных действий исследователя, направленных на систематизацию знаний в соответствии с основной точкой зрения на предмет. Классическим примером концептуализации научного знания являются процессы построения теоретических схем (идеальных моделей, абстрактных конструктов) как главного элемента развитой теории, структурирующего ее содержание и репрезентирующего исследуемую реальность. Концептуализацию можно выделить на эмпирическом, теоретическом и языковом уровнях, а по формам: 1) понятийную; 2) образную.
Элементами концептуальных схем могут быть понятия, составные части абстрактных конструктов различных уровней, а также наиболее общих схем освоения социокультурной информации, заложенной в текстах и искусственной предметной среде. Оригинальным способом (формой) концептуализации знания является метафорическое концептирование, основанное на взаимодополняемости образа и понятия. В частности, в естественнонаучном познании употребляется довольно широкая совокупность, казалось бы, обыденных терминов, обозначающих образ ("цвет", "аромат", "горловина", "бублик", "ручка", "седло", "гантель", "зазеркалье", "очарование", черная, белая, серая "дыра", "потенциальная яма" и др.), который интерпретирует формально-математическое содержание. Аналогично в экономических исследованиях: "звезды", "дойные коровы", "собаки" и т.д. как образ экономических субъектов.
41. Диалектическая логика как методология научного познания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному как системное выражение когнитивного потенциала диалектики.
Диалектическая логика – это философско-методологическая концепция, основанная на представлении исследуемого объекта в виде развивающейся системы, которая включает противоположные по свойствам элементы (силы, тенденции), находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими системами и воспроизводит в процессе деятельности условия своего существования.
Согласно данной концепции, противоречие между свойствами, силами, тенденциями в исследуемом объекте является внутренним источником его изменения и развития. Важный смысл заключен и в способности системы воспроизводить условия своего существования. Придавая ключевое значение наличию отмеченной характеристики, К. Маркс назвал обладающую ею систему органической.
К числу основных положений диалектической логики относят также указание на роль практики, которая предстает не только критерием истины, но и выразителем «того, что нужно человеку» (В.И. Ленин), т.е. как целеполагающий принцип, включаемый в схемы объяснения, а также на принцип конкретности истины (Г. Гегель), согласно которому наибольшую ценность в науке представляет знание, характеризующее исследуемый объект в данных конкретных условиях, но при этом обоснованное общими законами, выражающими строение, функции и тенденции развития объекта.
Конкретизация отмеченных принципов (противоречия, взаимосвязи, взаимодействия, развития, самовоспроизведения, практики, конкретности) осуществляется в законах и категориях диалектики в русле выполняемых ими методологических функций, о которых чаще всего говорят как о методологическом значении законов и категорий диалектики.
К основным законам диалектики относятся: 1. Закон единства и борьбы противоположностей: развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимопредполагающие противоположные стороны (свойства, силы, тенденции), взаимоотношения и взаимодействие которых характеризуют данную систему как целостное и качественно определенное образование и одновременно составляют внутренний импульс ее изменения, развития, превращения в новое качество. 2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений: накопление количественных изменений в определенный для каждого отдельного предмета (явления, процесса) момент приводит к его качественному изменению, скачкообразному переходу от старого качества к новому с иными количественными характеристиками и возможностями их динамики. 3. Закон отрицания отрицания: любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперёд, к новым качествам, а с другой – повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (обычно эти черты развития характеризуются терминами «преемственность», «развитие по спирали», «цикличность развития»), т.е. в процессе развития предметов (явлений, процессов) имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обеспечивают преемственность содержания и цикличность развития.
Таким образом, главные аспекты методологического значения данных законов следующие: закон единства и борьбы противоположностей ориентирует на обнаружение внутреннего источника изменения и развития конкретного материального или духовного образования (предмета, явления, процесса); закон взаимного перехода качественных и количественных изменений – на выбор адекватных средств и методов качественного и количественного анализа; закон отрицания отрицания – на выявление тенденций в изменении и развитии.
Диалектическое противоречие является ключевым понятием всей системы законов диалектики. Принципиально важно подчеркнуть следующее: 1) противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия, определяющие направление дальнейшего развития их носителей; 2) противоречия, объективно присущие самому предмету (явлению, процессу), обусловливают противоречия познания.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному является конкретизацией диалектической мысли как философской методологической концепций. Данный метод представляет познавательный процесс как движение мысли от эмпирического знания к теоретическим абстракциям все более высокого характера до тех пор, пока не будет найден носитель основного противоречия исследуемого объекта теоретического анализа и далее в обратном порядке: от анализа основного противоречия, в процессе теоретического разрешения которого выявляются более конкретные противоречия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал к построению конкретного всеобщего понятия исследуемого объекта.
В диалектическом материализме отмечалась связь создаваемого т. о. мыслей и действий метода восхождения от абстрактного к конкретному с философским методом Гегеля, у которого диалектика абстр-го и конкр-го выражает не непоср-но отношения предметов (явл., процессов) материального мира, а прежде всего движение абсолютного понятия, абсолютной идеи как духовного начала всей реальности.
Этот метод используется и в естественных, и в общественных науках. Познание при этом движется от чувственно-конкретного к абстрактному и затем вновь к конкретному. При построении теории капиталистического общества К. Маркс отталкивался от выделенных до него абстракций, характеризующих капиталистическое производство – «товар», «стоимость», «деньги» и т.д., а затем, постепенно развертывая их содержания, построил целостную систему понятий, раскрывающих не только отдельные связи и стороны данного производства, но и конкретное взаимодействие этих связей.
42. Наука как социальный институт. Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития.
Наука предстает как явление социальное, что дает основание зафиксировать ее институциональный характер. Институциализация науки, т.е. функционирование науки как социального института, связана с появлением системы учреждений, научных сообществ, внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются нормы и правила научного этоса, регулирующие исследовательский поиск, организуются соответствующие научные исследования и формируется особый способ воспроизводства субъекта научной деятельности.
Институциональный статус, который наука обрела в обществе в XVII в., был органически сопряжен с наличием в ней достаточно стройной системы организации, не существовавшей ранее. До эпохи Нового времени в науке работали ученые-одиночки, которые вели интенсивную переписку, но еще не представляли собой научного сообщества со свойственными ему атрибутами: формальной организацией, чей статус был бы определен государственными правовыми документами; координирующим центром; регулярными представительными форумами; периодическим изданием, отражающим текущие события и результаты деятельности, и др. Все это обрело реальность после создания Лондонского королевского общества (Британской академии наук) и Парижской естественнонаучной академии (Французской академии наук) в XVII в., а также академий наук в Германии, России и других странах Европы в XVII –XIX вв.