Специфика ииссиидиологического подхода к формированию будущего: признаки, сочетания, критерии




 

Формировать дерево сценариев научный аппарат уже научился и делать это можно практически в любом направлении. Самой важной задачей, помимо выбора начальных условий и факторного анализа значимых величин, является определение направления или вектора развития. Вектора, в направлении которого будет формироваться дерево сценариев со своими точками бифуркаций.

Для читателя, впервые узнавшего про ииссиидиологию дальнейшее повествование требует ее представления. Ииссиидиология - это мета-знание сформированное и выстроенное в целостную систему за счет глубоких медитаций Ориса и основанное на трансдисциплинарном подходе, вобравшем в себя основные теоретические и практические концепции различных научных направлений.

Ииссиидиология же в дополнение к существующим научным дисциплинам, участвующим в прогнозировании будущего, предлагает сориентировать ценностный подход и определить конкретику человеческого мировоззрения двумя основополагающими критериями - высокочувственный интеллект и высокоинтеллектуальный альтруизм. Это необходимая гуманитарная составляющая будущего социума. Почему выбраны именно эти критерии? Потому что они отражают высшую форму поведения человека на ментально-чувственном уровне (активность неокортекса двух полушарий мозга).

Ииссиидиология предлагает как минимум многомирие, мультиполяризацию (см. словарь терминов) со свободой выбора, и главное - принцип зависимости качественности сценариев от активности Уровней Самосознания. Плюс, интуитивные методы познания, вкупе с медитациями на Коды ллууввумического направления, очерчивающие лишь определённую группу сценариев, исключают из моделирования заведомо тупиковые, ведущие в нечеловеческом направлении развития сценарные отклонения.

Критерии, являющиеся в бесчисленном количестве сценариев своего рода ориентирами для определения качественности собственных выборов, являются т.н. производные правого и левого полушарий, а именно высокочувственный интеллект и высокоинтеллектуальный альтруизм. Прокомментирую этот момент, даже в структуре социальных моделей очень незначительное место уделяется перечисленным мировоззренческим аспектам в модели поведения человека. А ведь именно от активности в самосознании людей этих двух составляющих зависит качественность и стабильность взаимоотношений в обществе.

Исходя из вышесказанного, сделаем попытку сформировать набросок в бесчисленном множестве будущих сценариев. Поскольку любой процесс моделирования имеет основные стадии, то за базовые условия будем считать наличие двух условно крайних типов мировоззрений - гуманизм и технократизм, что в результате в очень обобщенном виде можно сформировать Таблицу №1:

 


 

Таблица №1. Формирование картины человеческого будущего

Направления развития Интенсивность
  Прогресс Стабилизация Регресс
Гуманизм      
    МИЦИАРы  
Технократизм      

 

Условная модель, формирования картины человеческого будущего. Показывающая к примеру, как рост в цивилизации технократизма вызывает по всех сферах жизни человеческого сообщества мощный перекос и соответствующим образом начинает влиять и на состояние природы. Такое, "технократически перекошенное" общество сигнализирует о необходимости активизации в сознании всех людей гуманистических тенденций, т.е. проявления высоких моральных, нравственных и общечеловеческих норм. Иначе (к примеру) концепция устойчивого развития не может быть реализована на практике, т.к. через какой-то промежуток времени, если ситуация не будет исправлена должным образом, то неизбежно будут происходить разного рода коллапсы как техногенного, так и социального характера, способные привести цивилизацию в крайних сценариях развития к самоуничтожению или вымиранию.

Поскольку любой выбор, как и его направление зависит от качественности и активности в самосознании человека тех или иных представлений. С данных позиций процесс моделирования будущего частично рассматривается в психологии, и рассматривается с точки зрения психотипов, устоявшихся моделей поведения и мировоззрения личности. Но для более широкого рассмотрения процесса моделирования будущего и дальнейшего развития мысли введем ряд ииссиидиологических терминов и понятий:

Прото-форма - форма самосознания любого из направлений развития: животного царства, минерального, растений и т.д., а также элементарных частиц и т.д.

Диффузгентность (от лат. diffusio - распространение, растекание, взаимное проникновение частиц вещества друг в друга с частичной передачей образовавшемуся состоянию своих индивидуальных свойств) позволяет самосознанию одних прото-форм сформировать необходимый базис энергоинформационных взаимосвязей за счёт привлечения дополнительных информационных фрагментов, структурирующих жизненный опыт иных прото-форм.

ЛЛУУ-ВВУ - или человеческая "земная" личность, это одна из Прото-Форм, которая существует в Мироздании наравне с животными, растениями, минералами и другими. В данных условиях существования для человека есть все преимущества развития, то есть он является доминирующей формой, которая хорошо психо-ментально организованна и имеет все возможности для саморазвития именно в человеческом направлении развития.

Ллууввумическое направление развития - отражает свойственные только человеческой личности спектр выборов и с обязательным наличием в них высокочувственного интеллекта и высокоинтеллектуального альтруизма (ВЧИ и ВИА).

Используя трансдисциплинарный подход я обосновываю введение ииссиидиологических представлений, которые расширяют сферу рассмотрения исследуемой проблематики реферата, что позволяет сделать оригинальные выводы соответствующего контекста.

Таким образом, следует учесть, что есть спектр будущих сценариев и постоянно изменяющиеся возможности реализации (резонирования) с этими сценариями. Множество типов разнопротоформных направлений развития по схожим (близким) для них признакам формируют свои сценарии будущего. Основным фактором резонирования с качественностью того или иного сценария является активность в самосознании определенных представлений, от качественности которых и будет зависеть качественность раскрывающихся сценариев.

Есть важный момент в этом процессе, а именно взаимосвязанность всех сценариев развития всех самосознательных элементов окружающего нас мира. Взаимосвязанность говорит о взаимовлиянии сценариев. Именно по этой причине нужно стараться определиться в конкретных и понятных ответах на вопросы: какое будущее наиболее для меня желаемо и интересно и т.п.

Помимо перечисленных свойств сценариев все сценарии развития диффузгентны как между собой, так и по отношению к ллууввумическому типу, т.е. либо достаточно схожи, либо сильно отличаются.

Конкретизировать какие-то моменты будущего можно по еще более глубокому раскрытию сути структурирующих его ллууввумических признаков: ВЧИ и ВИА. Эти признаки тесно переплетаются с представлениями об всецелой внутренней ответственности за все происходящее в жизни. Надо исходить из наличия в тех или иных представлениях признаков ВЧИ - ВИА. Тогда выбор среди множества вариантов развития ситуации, которые уже одновременно существуют, будет осуществлен именно в ллууввумическом НР (направление развития).

Концепция многомирия в ииссиидиологии позволяет перейти на более широкий диапазон моделирования будущего и уже более осознанного относиться к принятию того или иного решения. С пониманием того, что каждый выбор соответствует определенному сценарию развития, то есть смысл выбирать такие из них, которые наполнены любовью, счастьем, радостью, гармонией, творчеством, развитием и т.д. Укореняясь в сознании, такая тенденция к отслеживанию качественности собственных выборов, начинает быстрее приближать и более качественное будущее, т.к. момент осознанности играет роль "переключателя сценарием".

В контексте ииссиидиологии - понятие сценарий развития имеет схожий смысл с общеизвестным понятием сценария. Только все сценарии взаимосвязаны, как великое множество кинолент, причем каждый кадр связан с каждым.

Картина будущего описанная Орисом в 15 томе БДК детально рассказывает не только о ближайших событиях, так и направляет сознание читателя на активизацию именно ВЧИ и ВИА. И одной из характеристик будущего является наличие Международных информационных центров интеллектуально-альтруистичного развития. Каждый МИЦИАР будет иметь свой вклад в развитие науки и всех других сфер общества, т.е. у каждого будет какая-то степень творческой профильности. Вцелом, они будут активно взаимодействия друг с другом на высокоинтеллектуальном и высокочувственном уровне. Каждый из МИЦИАРов будет системно транслировать нечто свойственное только ему, что для другого МИЦИАРа менее свойственно. Таким образом все Центры буду работать как многоядерный процессор и в совокупности реализуют общий проект.

Любая универсальная идея, должна служить на объединение, на концентрацию усилий, на концентрацию энергии множества представителей данного сообщества, данной цивилизации, на реализацию именно этой Идеи. Поскольку сейчас коллективному сознанию людей свойственно состояние разобщенности в представлениях и слабой схожести, то главная задача на данном этапе (в принципе для этого ииссиидиология и появилась), что она представляет собой концентрацию множества представлений, которые на данный момент рассредоточены по множеству разных направлений всего накопленного человечеством знания.

Использование в рамках трансдисциплинарного подхода ииссиидиологических представлений будет способствовать целостному подходу для формирования единой системы ценностей и ляжет в основу универсального мировоззрения. Все это практически отражено в концепции деятельности и развития МИЦИАРов.

МИЦИАРЫявляются непременной частью дальнейшей эволюции человечества и меняющими жизнь всего общества в сторону всеединства, повышения толерантности и понимания друг друга, совместного развития науки и творчества. В данных центрах есть все необходимое для полноценного развития человека и творческого самопознания, сориентированного в человеческом направлении развития.


 

Заключение

 

Изучение будущего - это один из сложных видов деятельности в силу его высокой изменчивости. Данное обстоятельство хорошо понимали мудрые пророки прошлого и потому старались избегать точных предсказаний по конкретным датам. В силу своей неопределенности, будущее буквально подталкивает нас определиться в настоящем моменте и ответить на вопросы кто мы, куда идем и кем хотим быть?

В плане социального моделирования, всю мультиполяризацию будущих сценариев развития условно можно разделить на два "рукава" доминирующих тенденций в развитии цивилизации - одно с перекосом в технократизм, другое с перекосом в гуманитарность. На текущий момент налицо технократический перекос с большой разрозненностью в гуманитарных аспектах. Какая бы концепция ни предлагалась - нет одной общей универсальной Идеи, которая смогла бы сплотить вокруг себя людей, ресурсы и направить их на совместную реализацию. Как следствие, ииссиидиология создает все предпосылки для формирования единой картины будущего, основанной на согласованных ценностных приоритетах в развитии цивилизации и универсальном мировоззрении.

Одну из таких Идей (концепций) можно рассматривать с точки зрения трансдисциплинарности - ииссиидиологию, объясняющей важность наличия в каждом выборе интеллектуальной и альтруистичной составляющей (ВЧИ+ВИА). Осознанное использование в каждом выборе этих двух критериев человеческого пути развития для формирования благоприятного будущего, также детально обосновывается в самой ииссиидиологии, но что невозможно без кропотливой работы в настоящий момент каждым человеком.

Анализ различных современных концепций о своеобразии "постсовременности" показывает, что мнения социальных философов во многом дивергируют. Каждый философ абсолютизирует важный только с его точки зрения фактор общественного развития. В результате мы сталкиваемся с тем, что отсутствует целостный подход к моделированию общества и прогнозированию его развития. Именно поэтому, получается некая размытая картина, нуждающаяся в дальнейшем прояснении и разработке. Для моделирования, которое бы способствовало адекватному пониманию общественного развития необходимы совместные коллективные усилия многих ученых из разных стран.

Одно из ключевых новшеств, предлагаемых ииссиидиологией, является идея многомирия, что дает возможность иначе переосмыслить подходы к моделированию будущего и переводит его в объемную плоскость с четкими гуманитарными ориентирами и ценностями. Мышление в подобном многомировом стиле приучает исследователя активно формировать будущее с учетом двух аспектов человеческого направления развития.

Философско-психологические и научно-культурные предпосылки создаваемые всем ииссиидиологическим контекстом на данный период развития нашей цивилизации являются эволюционно зрелыми и логично определяющими распространение МИЦИАРов, как способа формирования НОВОГО общества, интеллектуального во всех смыслах и альтруистичного в своей основе.

Проект МИЦИАР - это осознанный выбор из всего того разнообразия будущих сценариев развития, что может сейчас предложить коллективный разум человечества. Глубокая трансформация общества напрямую связана с глубоким пониманием и исследованием такого понятия как сознание и его взаимосвязь с окружающей нас действительностью. Исследования в этой области - будут определяющими весь дальнейший путь развития человеческой цивилизации!

 


Список источников

 

1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б. Ю. Кагарлицкого. СПб.: Университетская книга, 2001.

2. Андрей Капаций. "Цивилизация богов" https://prognosis.org.ua/

3. Сергей Переслегин, Николай Ютанов. "Время живое и мертвое" https://www.ng.ru/style/2000-09-13/16_time.html

4. В.И.Самохвалова. "Глобальные проекты: утопии, антиутопии, альтернативы" iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/orientiry/or_6/3.pdf

5. Коротаев А. В. и др. Законы истории: Математическое моделирование и прогнозирование мирового и регионального развития. Изд. 3, сущ. перераб. и доп. М.: URSS, 2010.

6. Коротаев А. В., Малков А. С., Халтурина Д. А. Законы истории. Математическое моделирование развития Мир-Системы. Демография, экономика, культура. 2-е изд. М.: УРСС, 2007

7. Коротаев А. В., Халтурина Д. А. Современные тенденции мирового развития. М.: ЛИБРОКОМ/URSS, 2009.

8. Карсавин Л. П. Философия Истории. С-Пб.,1993. С.283.

9. Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫСИНЕРГЕТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ". https://spkurdyumov.ru/philosophy/osnovnye-principy-sinergeticheskogo-mirovozreniya/

10. https://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/SOTS_RAB_S/PR_PROEKT_SR/METOD/SMIRNOV/WEBUMK/frame/5_2.htm

11. И.Е. Москалев. "УПРАВЛЕНИЕ БУДУЩИМ В КОНТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ" https://spkurdyumov.ru/forecasting/upravlenie-budushhim/

12. Ж/л "Вокруг света". Павел Амнуэль, Юлия Шкурко. 06.02.2007. "10 методов научного пророчества" (https://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/233/)

13. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М УРСС.: ЛКИ, 2007.

14. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Эдиториал УРСС 2001.

15. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент.- М.: КомКнига, 2005.

16. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов.-М.: Логос, 1998.

17. Романов В.Л. Социально-инновационный вызов государственному управлению.- М.: РАГС 2006.

18. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества.-М.: Логос

19. Эл/ж-л "Вокруг света" - "10 методов научного пророчества" https://www.vokrugsveta.ru/vs/article/289/

20. "Возникновение будущего", лекция С.Боровикова от 12.04.12г.://future-designing.org/statyi/vozniknoveniebudushchego.html://gainth.clan.su/news/vozniknovenie_budushhego/2014-01-17-91 (картинки)

21. NBIC - Конвергенция технологий как методологическая основа прогнозирования и оценки проектов будущего://www.slideshare.net/danila/nbic

22. https://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=100009

23. https://vikent.ru/enc/6760/

24. Цикл книг Ориса "Бессмертие доступно каждому" и "Основы Ииссиидиологии".

 


 

Словарь терминов

 

1. Будущее - часть линии времени, множество событий, которые ещё не произошли, но произойдут. Ввиду того, что события характеризуются как временем, так и местом, будущее занимает область пространственно-временного континуума. Другие части пространства-времени занимают прошлое (множество событий, которые уже произошли) и настоящее (множество событий, которые происходят в данный момент, при этом стоит помнить о феномене относительности одновременности, согласно которому понятие одновременности относительно и зависит от выбранной системы отсчёта).

. Гомеоста́з - саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия.

. Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

. Мир-системный анализ - исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем. В этом мир-системный подход схож с цивилизационным, но идёт несколько дальше, исследуя не только эволюцию социальных систем, охватывающих одну цивилизацию, но и такие системы, которые охватывают более одной цивилизации или даже все цивилизации мира. Этот подход был разработан в 1970-е годы А. Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж. Арриги и Т. дус Сантусом. В России школа представлена А. Фурсовым.

. Неомальтузианство - стремление к ограничению деторождения, основанное на учении Мальтуса (см.), что население возрастает быстрее, чем средства пропитания в данной стране. Взгляд Мальтуса оспаривается многими экономистами и социалистами (Родбертусом, Бебелем и друг.), но подтверждается другими учеными (напр. Менгером). Мальтус предлагал, как единственное средство для ограничения деторождения, половое воздержание, которое настоятельно рекомендовал с этой целью бедным слоям населения; но уже вскоре сторонники его учения, экономист Джемс Милль и Френсис Плэджс (Plagce), стали рекомендовать применение "безвредных" средств для предупреждения зачатия; к ним присоединились врачи, физиологи и социологи, как Рациборский, Роберт Оуэн, Ричард Карлейль.

. Концепция - определенный способ понимания; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

. Прогнозирование (моделирование) - это разработка прогноза на основе моделей реально существующих объектов, процессов и т.д.; в узком значении - специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо процесса.

Прогнозы делятся (условно):

· по срокам: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, дальнесрочные;

· по масштабу: частные, местные, региональные, отраслевые, страновые, мировые (глобальные).

· по ответственности (авторству): личные, на уровне предприятия (организации), на уровне государственных органов.

К основным методам прогнозирования относятся:

· статистические методы;

· экспертные оценки (метод Дельфи);

· моделирование;

· "по объекту-аналогу";

· интуитивные (то есть выполненные без применения технических средств, экспромтом, "в уме" специалистом, имеющим опыт ранее применяемых научных методов в данном типе прогнозов).

. Социальная система - это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект. Этот объект выступает как единство взаимосвязанных частей (элементов, компонентов, подсистем), взаимодействие которых между собой и с окружающей средой обуславливают его существование, функционирование и развитие как целого.

. Социальное моделирование (С.м.) - метод исследования обществ. явлений и процессов посредством их воспроизведения в менее сложных формах и проведения необходимых операций с полученными таким образом аналогами или моделями реальных отношений в обществе.

С.м. предполагает три этапа в исследовании: - формализацию исследуемого явления и конструирование соответствующего аналога; - поиски решения проблемы посредством операций с аналогом; - истолкование полученного результата применительно к изучаемому обществ. явлению. Этот метод оправдан в том случае, если все перечисленные операции требуют меньше времени и усилий, чем непосредственное изучение данного явления иными методами.

Плодотворность С.м. во всех случаях зависит от общего состояния данной науки: наличия формализованных непротиворечивых теорий, достоверных стат. данных о массовидных процессах, результатов конкретных социальных исследований. Вместе с тем следует отметить, что до сих пор остается спорным и отсутствует разработанное унифицированное обоснование объективных критериев подобия при построении моделей.

С.м. применяется также для создания различных программ моделирования в общей форме самого процесса познания общественных явлений и решения социально-экономических проблем. Этот принцип, получивший название "Решение общих проблем" (General problems solver), позволяет определить, разрешима ли данная проблема и при каких условиях, достаточна ли информация для ее решения и каково направление для приближения к решению.

. Форсайт - совокупность инструментов, позволяющих активно предугадывать проблемы будущего. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее с помощью согласования частных (партикулярных) интересов различных социальных слоев гражданского общества. Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию будущего. Целью Форсайта является не просто подготовка "аналитического прогноза" по наиболее проблемным направлениям, детальных сценариев или тщательно выверенных экономических моделей, но и стремление объединить усилия основных участников процесса перемен, создать для них условия для консолидации, для действия на опережение. Это методология организации процесса, направленного на создание общего видения будущего у участников, которое они стремятся поддержать своими сегодняшними действиями.

Важной составляющей Форсайта является создание сетей (networks), состоящих из высококвалифицированных и заинтересованных в действиях участников - представителей власти, бизнеса, гражданских институтов, общественных организаций и ученых, которые в состоянии предложить достойный ответ на политические, экономические, социальные и прочие вызовы. Участники этих сетей должны быть способными к разработке мер упредительного воздействия на социально-экономические и иные процессы развития общества и готовыми применять для реализации этих мер имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Форсайт является одним из эффективных инструментов формирования общественного мнения и позиции профессиональных сообществ. Он позволяет направлять в единое русло и фокусировать на актуальных проблемах деятельность вовлеченных в процесс компаний, организаций и широких групп людей, влиять на формирование целей и постановку задач, обусловленных представлением о возможных путях развития отдаленного будущего, выявлять наиболее уязвимые и обладающие потенциалом точки роста.

. Форсайт-метод (от англ. foresight - взгляд в будущее) - метод прогнозирования, основанный на анализе состояния и тенденций научного, научно-технического и технологического развития с использованием современных экономико-математических методов. Эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики. (Источник: Решение Совета глав правительств СНГ "О Межгосударственной программе инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года" (Принято в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011)

. Футуроло́гия (от лат. Futurum - будущее и греч. Λόγος - учение) - прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения тесно роднят футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему - с научной фантастикой.

. Мультиполяризация ((франц. polarisation, первоисточник: греч. pólos - ось, полюс) от поляризации волн - направленность поведения вектора их распространения) - отдалённо можно сравнить с множественными бифуркациями пространства-времени сразу по множеству векторов выборов. Каждую секунду с формой самосознания человека происходит определённое количество моментов расхождения (распределения) по разным "сценариям" (мирам).

. Многомирие - За основу организации последовательной динамики мира (осуществления феномена времени как формы протекания физических и психических процессов) принимается концепция многомирия, предполагающая одновременное существование бесчисленного множества личностных интерпретаций ("двойников") как каждого человека, так и любой из всего окружающего разнообразия формы самосознания. Между личностными интерпретациями постоянно происходит обмен информацией (с помощью механизмов коллективного подсознания) о получаемом ими опыте, что объясняет механизм интуиции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: