Вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»




Программа

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

(ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ В МАГИСТРАТУРУ)

 

Москва 2012


Печатается по решению

Ученого совета факультета

изобразительного искусства

и народных ремесел МГОУ

 

 

Авторы составители:

д.ф.н., профессор кафедры композиции, декан факультета ИЗО и народных ремесел Е.Л. Кузьменко

к.п.н., профессор, зав. кафедрой методики обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству Ю.И. Мезенцева

 

 

Программа подготовлена для поступающих в магистратуру на факультет изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

 

© МГОУ, 2012

Программа вступительных испытаний в форме экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» (профиль «Изобразительное искусство») формируется на основе фундаментальных дисциплин направления.

Цель экзамена – определить степень подготовки абитуриента основным фундаментально-теоретическим содержанием предметной области знания.

В соответствии с целью вступительного экзамена к уровню знаний абитуриентов устанавливаются следующие требования:

1) владение базовым категориально-понятийным аппаратом основных разделов методики обучения изобразительному искусству;

2) владение методологическим и методическим аппаратом основных разделов методики обучения изобразительному искусству;

3) умение выявлять и формулировать логические и содержательные взаимосвязи между явлениями и процессами;

4) умение иллюстрировать теоретические заключения практическими примерами и фактическим материалом.

Результаты вступительного экзамена определяются по четырех балльной шкале («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», где оценка «удовлетворительно» рекомендуется в качестве нижнего порога соответствия требованиям ГОС ВПО).

Критерии оценок определяются требованиями к уровню знаний экзаменуемых:

· оценка «отлично» выставляется, если экзаменуемый дал полный и развернутый ответ на все вопросы экзаменационного билета, показав глубокое и свободное владение категориальным и методологическим аппаратом основных разделов предметной области знаний; проиллюстрировал ответ примерами и фактами, сделав при этом верные выводы о соотношении фундаментальных принципов и их практического проявления; использовал корректную профессиональную терминологию;

· оценка «хорошо» выставляется, если экзаменуемый дал полный и развернутый ответ на все вопросы экзаменационного билета, показав при этом в целом свободное владение содержанием рассматриваемых тем, однако, допустив несущественные неточности в формулировках; проиллюстрировал теоретические заключения не вполне точными примерами;

· оценка «удовлетворительно» выставляется, если ответ экзаменуемого на вопросы экзаменационного билета был поверхностный, в нем были допущены не грубые, но существенные содержательные и логические ошибки; экзаменуемый показал ограниченное владение понятийным и методологическим аппаратом и не смог вывести фактические и практические примеры в подтверждение теоретических выводов;

· оценка «неудовлетворительно» выставляется, если экзаменуемый не дал ответа ни на один из вопросов экзаменационного билета, если был дан принципиально ошибочный и/или безграмотно сформулированный ответ.

Вступительный экзамен проводится в устной форме с использованием экзаменационных билетов. Экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса, по одному из каждого раздела предметной области знаний (теория и история развития художественного образования, методика обучения изобразительному искусству), и один практический вопрос. Билеты составляются в соответствии с содержанием тематического плана итоговой государственной аттестации. Конкретное содержание билетов держится в тайне до момента проведения вступительного экзамена. Во время проведения экзамена экзаменуемый случайным образом выбирает билет, при этом его номер и содержание фиксируются в протокольных документах приемной комиссии. Выпускнику предоставляется 1 астрономический час на подготовку к ответу и 30 минут на ответ. После того, как все экзаменуемые закончат сдачу экзамена, экзаменационная комиссия на закрытом совещании утверждает оценки. Оценки объявляются абитуриентам Председателем экзаменационной комиссии в день сдачи экзамена.

Форма и условия вступительного экзамена доводятся до сведения абитуриентов заблаговременно, при этом они обеспечиваются программами и тематическими планами вступительного экзамена.

 

Тематический план

вступительного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»

(профиль «Изобразительное искусство»).

Теория и история развития художественного образования.

Социальная природа развития художественного образования; общечеловеческое, национальное и индивидуальное в художественном образовании. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе. Методы обучения рисованию в Древнем Египте. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме. Рисование в средние века. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования. Академическая система художественного образования в XVI XIX веках. Рисование в России XVIII века. Художественное образование в XIX веке. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобразовательных учебных заведениях в XVII - XIX веках. Рисование в общеобразовательных учебных заведениях России XVIII -XIX веков. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже XIX - XX веков. Исследования изобразительного творчества детей в конце XIX – начале XX века. Преподавание рисования в общеобразовательных учебных заведениях России с конца XIX века до революции 1917 года. Советский период художественного образования. Художественное образование в первое десятилетие советской власти. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе 20-х - 30-х годов. Становление системы высшего художественно-графического образования. Состояние преподавания рисования и изобразительного искусства в советской школе с 40-х годов до настоящего времени. Российская школа и художественная педагогика в новой социально-экономической ситуации. Перспективы художественного образования и эстетического воспитания детей. Преподавание изобразительного искусства в зарубежных школах ХХ века.

Методика обучения изобразительному искусству.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе. Содержание занятий по изобразительному искусству в школе и других образовательных учреждениях. Учебно-воспитательные задачи урока. Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе. Закономерности проявления творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по изобразительному искусству. Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения. Специфика и содержание уроков на старшей ступени в зависимости от профиля. Методика преподавания на общеобразовательном и профильном уровне обучения. Критерии оценки знаний и умений школьников в области изобразительного искусства. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности школьников. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, оформление и материально-учебная база. Специфические формы организации занятий изобразительным искусством. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: