Примерный перечень вопросов к вступительному экзамену по теории и методике обучения изобразительному искусству.




1. Назначение и содержание программ по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы.

2. Содержательная разница между программными направлениями В.С.Кузина и Б.М. Неменского.

3. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе и вузе.

4. Содержание, цели и задачи рисования с натуры.

5. Содержание, цели и задачи рисования на тему.

6. Содержание, цели и задачи декоративного рисования.

7. Содержание, цели и задачи бесед об искусстве.

8. Содержание методики изобразительного искусства в школе.

9. Конспект урока по изобразительному искусству.

10. Учитель и преподаватель как организатор и ведущий учебного процесса по изобразительному искусству.

11. Годовое планирование.

12. Анализ ученических работ.

13. Дидактический принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.

14. Дидактический принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

15. Дидактический принцип научности в обучении изобразительному искусству.

16. Дидактический принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству.

17. Дидактический принцип систематичности и последовательности обучения.

18. Дидактический принцип доступности и посильности обучения изобразительному искусству.

19. Паспорт кабинета ИЗО.

20. Содержание обзора литературы.

21. Цели и задачи методической работы в образовательном учреждении.

22. Геометральный и натуральный метод рисования.

23. Метод преподавания братьев Дюпюи.

24. Идеи и взгляды Г. Киршенштейнера.

25. Образовательная система И.-Д. Прейслера.

26. Художник-педагог А.Сапожников и его методы преподавания рисования.

27. Вклад художников Возрождения в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти).

28. Метод обучения рисунку Д.Н. Кардовского и его вклад в разработку программ по изобразительному искусству.

29. Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе с 40-х гг. ХХ в. до настоящего времени (научно-исследовательские работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию).

30. Особенности передачи пространства в детских рисунках.

31. Изображение с натуры как ведущий вид занятий на уроках изобразительного искусства.

32. Роль упражнений на уроках изобразительного искусства.

33. Методика развития живописных способностей на уроках изобразительного искусства.

34. Прием загораживания в композиции и методы его усвоения на уроках изобразительного искусства.

35. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности учащихся.

36. Закономерности проявления творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.

37. Основные дидактические принципы и методики обучения изобразительному искусству в школе и вузе.

38. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах (классах) с углубленным изучением изобразительного искусства.

39. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования.

40. Основы научно-исследовательской работы в области художественного образования. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности учащихся.

41. Пути формирования творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.

 

 

Пример экзаменационных билетов для вступительных испытаний

По теории и методике обучения изобразительному искусству

Для поступающих в магистратуру по программе «Изобразительное искусство», направление 050100.68 – Педагогическое образование

Билет №1

1. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе.

2. Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет в системе общеобразовательных учебных учреждений

3. Выполнить изображение листьев деревьев графическими средствами со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.

 

Билет №2

1. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.

2. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

3. Выполнить изображение одного транспортного средства (автомобиля, трамвая и пр.) графическими средствами со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.

 

Билет №3

1. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме.

2. Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством В.С.Кузина.

3. Выполнить изображение объемного предмета (кувшина, кринки, чайника и др.) с передачей светотени в технике гризайли со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.

 

Билет №4

1. Рисование в средние века.

2. Сравнительный анализ школьных программ по изобразительному искусству.

3. Выполнить изображение цветов (полевых, садовых, комнатных) в технике акварели со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.

 

Билет №5

1. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.

2. Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие).

3. Выполнить изображение разных типов деревьев (хвойных, лиственных, кустарников) со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.

 

Содержание экзаменационных вопросов и билетов ежегодно обновляется и утверждается кафедрой Методики обучения изобразительного и декоративного искусства МГОУ и Учёным советом факультета Изобразительного искусства и народных ремёсел МГОУ. Для проведения вступительных испытаний утверждается 25 билетов.

 

Литература.

 

1. Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. – М.: МГОУ, 2005.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.
3. Алпатов М. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя / Сост. С.П. Истратова; авт. предисл. И.Е. Данилова. – М.: Просвещение, 1990.
4. Андреева И.Н. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Академия, 2005.
5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974.
6. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008.
7. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: Теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
8. Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. Для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Тровант, 1999.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический Очерк: Кн. для учителя. – 3 изд. – М.: Просвещение, 1990.
10. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2004.
11. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.: ВЛАДОС, 2004.
12. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е - М: Академический проект, 2005.
13. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Academia, 2008.
14. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. – М.: Academia, 2008.
15. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968.
16. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1961.
17. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для пед. учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
18. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России. – М.: Просвещение, 1996.
19. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: АО Столетие, 1994.
20. Кривцун О.А. Психология искусства: Учебное пособие. – М.: ВШ, 2009.
21. Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. – М.: Оникс, 2005.
22. Кузин В.С. Психология: Учебник. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997.
23. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998.
24. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: ГОУ Педагогическая академия. 2010.
25. Ломов С.П. Методика обучения рисованию. Учебное пособие для студентов ХГФ и ХГО педвузов. – М.: МГОУ, 2005.
26. Ломов С.П. Методика обучения изобразительному искусству в школах России: Учебное пособие для вузов. – М.: МГОУ, 2003.
27. Ломов С.П. Специализация учителя - народные ремесла. // Журнал "Школа и производство" №5, - 1998.
28. Ломов С.П. Особенности графической подготовки в педвузе на факультете народных художественных ремесел: Монография. – М.: МПУ «Сигнал», 1997.
29. Николаева Е.И. Психология детского творчества. Современный учебник. – М.: Речь, 2006.
30. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2007.
31. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. / под общ. ред. В. С. Кукушина. 2 изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
32. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Gaudeamus Академический проект, 2006.
33. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Просвещение, 1982.
34. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989.
35. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998.
36. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Просвещение, 1987.
37. Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие. – 3-е изд., стереот. – М.: Academia, 2007.
38. Сластенин В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учебное пособие. – М.: Academia, 2006.
39. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учебное пособие для вузов. – М.: Academia, 2008.
40. Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979.
41. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителя. - 2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1977.

Программы.

 

1. Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М.: «Прометей» МПГУ, 2004.
2. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства 5-8 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1995.
4. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992.
5. Сборник программ: "Рисунок", "Живопись", "Композиция", "Скульптура", "Декоративное искусство", "История искусств" для общеобразовательных школ художественно-эстетического профиля. – М.: Прометей, 1994.
6. Программы дисциплин предметной подготовки: "ИЗО и черчение". - М.: Флинт Наука, 2000.
7. Практикум по орнаментальной композиции для декоративно-прикладных факультетов педвузов / Сост. С.П. Ломов, В.П. Крылов. – М.: Рандеву-АМ, 2000.
8. Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство. – М.: Просвещение, 2002.
9. Программы по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007.
10. Программы по изобразительному искусству для старших классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007.
11. Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы»/ Серия Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
12. Программы педучилищ «Методика преподавания изобразительного искусства».– М.: Просвещение, 1988.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: