1. Назначение и содержание программ по изобразительному искусству для средней общеобразовательной школы.
2. Содержательная разница между программными направлениями В.С.Кузина и Б.М. Неменского.
3. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в школе и вузе.
4. Содержание, цели и задачи рисования с натуры.
5. Содержание, цели и задачи рисования на тему.
6. Содержание, цели и задачи декоративного рисования.
7. Содержание, цели и задачи бесед об искусстве.
8. Содержание методики изобразительного искусства в школе.
9. Конспект урока по изобразительному искусству.
10. Учитель и преподаватель как организатор и ведущий учебного процесса по изобразительному искусству.
11. Годовое планирование.
12. Анализ ученических работ.
13. Дидактический принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.
14. Дидактический принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
15. Дидактический принцип научности в обучении изобразительному искусству.
16. Дидактический принцип активности и сознательности в обучении изобразительному искусству.
17. Дидактический принцип систематичности и последовательности обучения.
18. Дидактический принцип доступности и посильности обучения изобразительному искусству.
19. Паспорт кабинета ИЗО.
20. Содержание обзора литературы.
21. Цели и задачи методической работы в образовательном учреждении.
22. Геометральный и натуральный метод рисования.
23. Метод преподавания братьев Дюпюи.
24. Идеи и взгляды Г. Киршенштейнера.
25. Образовательная система И.-Д. Прейслера.
26. Художник-педагог А.Сапожников и его методы преподавания рисования.
27. Вклад художников Возрождения в методику преподавания рисования (Ченнино Ченнини, Альберти).
|
28. Метод обучения рисунку Д.Н. Кардовского и его вклад в разработку программ по изобразительному искусству.
29. Состояние преподавания изобразительного искусства в советской школе с 40-х гг. ХХ в. до настоящего времени (научно-исследовательские работы по эстетическому воспитанию и художественному образованию).
30. Особенности передачи пространства в детских рисунках.
31. Изображение с натуры как ведущий вид занятий на уроках изобразительного искусства.
32. Роль упражнений на уроках изобразительного искусства.
33. Методика развития живописных способностей на уроках изобразительного искусства.
34. Прием загораживания в композиции и методы его усвоения на уроках изобразительного искусства.
35. Наглядность как средство активизации изобразительной деятельности учащихся.
36. Закономерности проявления творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.
37. Основные дидактические принципы и методики обучения изобразительному искусству в школе и вузе.
38. Особенности организации занятий по изобразительному искусству в школах (классах) с углубленным изучением изобразительного искусства.
39. Организация занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования.
40. Основы научно-исследовательской работы в области художественного образования. Экспериментальные методы исследования изобразительной деятельности учащихся.
41. Пути формирования творческих способностей учащихся на занятиях изобразительным искусством.
Пример экзаменационных билетов для вступительных испытаний
|
По теории и методике обучения изобразительному искусству
Для поступающих в магистратуру по программе «Изобразительное искусство», направление 050100.68 – Педагогическое образование
Билет №1
1. Первобытное искусство. Возникновение и особенности развития изобразительного искусства в первобытном обществе.
2. Изобразительное искусство как общеобразовательный предмет в системе общеобразовательных учебных учреждений
3. Выполнить изображение листьев деревьев графическими средствами со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
Билет №2
1. Методы обучения рисованию в Древнем Египте.
2. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
3. Выполнить изображение одного транспортного средства (автомобиля, трамвая и пр.) графическими средствами со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
Билет №3
1. Методы преподавания в Древней Греции и Древнем Риме.
2. Основное содержание программы по изобразительному искусству, разработанной под руководством В.С.Кузина.
3. Выполнить изображение объемного предмета (кувшина, кринки, чайника и др.) с передачей светотени в технике гризайли со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
|
Билет №4
1. Рисование в средние века.
2. Сравнительный анализ школьных программ по изобразительному искусству.
3. Выполнить изображение цветов (полевых, садовых, комнатных) в технике акварели со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
Билет №5
1. Рисование в эпоху Возрождения. Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования.
2. Общие требования к уроку изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие).
3. Выполнить изображение разных типов деревьев (хвойных, лиственных, кустарников) со словесным объяснением на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.
Содержание экзаменационных вопросов и билетов ежегодно обновляется и утверждается кафедрой Методики обучения изобразительного и декоративного искусства МГОУ и Учёным советом факультета Изобразительного искусства и народных ремёсел МГОУ. Для проведения вступительных испытаний утверждается 25 билетов.
Литература.
1. | Алексахин Н.Н. Художественные промыслы России. – М.: МГОУ, 2005. |
2. | Алехин А.Д. Когда начинается художник: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. |
3. | Алпатов М. Немеркнущее наследие: Кн. для учителя / Сост. С.П. Истратова; авт. предисл. И.Е. Данилова. – М.: Просвещение, 1990. |
4. | Андреева И.Н. и др. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Академия, 2005. |
5. | Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Прогресс, 1974. |
6. | Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. |
7. | Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: Теория, история, практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. |
8. | Васильев А.В. Практикум по методике преподавания изобразительного искусства. Для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Тровант, 1999. |
9. | Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический Очерк: Кн. для учителя. – 3 изд. – М.: Просвещение, 1990. |
10. | Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для ВУЗов. – М.: ВЛАДОС, 2004. |
11. | Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М.: ВЛАДОС, 2004. |
12. | Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Изд. 2-е - М: Академический проект, 2005. |
13. | Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога: Учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. – М.: Academia, 2008. |
14. | Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. – М.: Academia, 2008. |
15. | Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. – М.: Знание, 1968. |
16. | Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. – М.: Учпедгиз, 1961. |
17. | История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учебное пособие для пед. учебных заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007. |
18. | Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Педагогическое общество России. – М.: Просвещение, 1996. |
19. | Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: АО Столетие, 1994. |
20. | Кривцун О.А. Психология искусства: Учебное пособие. – М.: ВШ, 2009. |
21. | Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. – М.: Оникс, 2005. |
22. | Кузин В.С. Психология: Учебник. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1997. |
23. | Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998. |
24. | Ломов С.П. Дидактика художественного образования. М.: ГОУ Педагогическая академия. 2010. |
25. | Ломов С.П. Методика обучения рисованию. Учебное пособие для студентов ХГФ и ХГО педвузов. – М.: МГОУ, 2005. |
26. | Ломов С.П. Методика обучения изобразительному искусству в школах России: Учебное пособие для вузов. – М.: МГОУ, 2003. |
27. | Ломов С.П. Специализация учителя - народные ремесла. // Журнал "Школа и производство" №5, - 1998. |
28. | Ломов С.П. Особенности графической подготовки в педвузе на факультете народных художественных ремесел: Монография. – М.: МПУ «Сигнал», 1997. |
29. | Николаева Е.И. Психология детского творчества. Современный учебник. – М.: Речь, 2006. |
30. | Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2007. |
31. | Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. / под общ. ред. В. С. Кукушина. 2 изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. |
32. | Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов. – М.: Gaudeamus Академический проект, 2006. |
33. | Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Просвещение, 1982. |
34. | Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов / Сост. Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1989. |
35. | Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. 3 изд., перераб. и доп. – М.: АГАР, 1998. |
36. | Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пединститутов. – М.: Просвещение, 1987. |
37. | Сластенин В.А. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие. – 3-е изд., стереот. – М.: Academia, 2007. |
38. | Сластенин В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учебное пособие. – М.: Academia, 2006. |
39. | Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство. Декоративное искусство. Дизайн: Учебное пособие для вузов. – М.: Academia, 2008. |
40. | Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. |
41. | Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителя. - 2 изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1977. |
Программы.
1. | Примерные программы дисциплин предметной подготовки по специальностям педагогического образования. – М.: «Прометей» МПГУ, 2004. |
2. | Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов. 5-11 классы. - М.: Просвещение, 1992. |
3. | Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства 5-8 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1995. |
4. | Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1-4 классы // Научн. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. |
5. | Сборник программ: "Рисунок", "Живопись", "Композиция", "Скульптура", "Декоративное искусство", "История искусств" для общеобразовательных школ художественно-эстетического профиля. – М.: Прометей, 1994. |
6. | Программы дисциплин предметной подготовки: "ИЗО и черчение". - М.: Флинт Наука, 2000. |
7. | Практикум по орнаментальной композиции для декоративно-прикладных факультетов педвузов / Сост. С.П. Ломов, В.П. Крылов. – М.: Рандеву-АМ, 2000. |
8. | Эксперимент: новое содержание общего образования: Примерные программы среднего (полного) общего образования: Искусство. – М.: Просвещение, 2002. |
9. | Программы по изобразительному искусству для начальных классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007. |
10. | Программы по изобразительному искусству для старших классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2007. |
11. | Программа «Изобразительное искусство. 5-9 классы»/ Серия Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007. |
12. | Программы педучилищ «Методика преподавания изобразительного искусства».– М.: Просвещение, 1988. |