Практическое занятие №6
Цели работы: - знать виды цен и методы их формирования;
- уметь рассчитывать цену продукции;
- знать виды прибыли и рентабельности;
-уметьрассчитывать прибыль и рентабельность продукции и производства.
Порядок выполнения работы:
1. Изучить методические указания;
2. Рассмотреть примеры решения задач;
3. Решить самостоятельно подобные задачи;
4. Ответить на вопросы.
Методические указания:
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Основные функции цены:
- информационная, т.е. она дает информацию покупателем и продавцам;
- стимулирующая, т.е. она создает экономическую заинтересованность производителей и продавцов в реализации продукции, а покупателей – в продукции;
- распределение, т.е. способствует рациональному использованию ограниченных, ресурсов между потребителями;
- уравновешивающая, обеспечивает равновесие между спросом и предложением;
- регулирующая, изымает излишки доходов у обеспеченной части населения путем включения в цену акцизов.
При расчете цены, современные предприятия, используют следующие методы ценообразования:
- затратный
Ц = Сп + П + КН (руб.), (1)
где Сп- полная себестоимость
П - прибыль предприятия
КН –косвенные налоги
-параметрический
Ц = Цб + Р1Ц1 + Р2Ц2 +…….+ РiЦi (руб.), (2)
где Рi - величина i-го параметра, определяющего технико-эксплуатационную свойства товара,
Цi – цена единицы соответствующего параметра.
В зависимости от объёма товарооборота различают:
- Свободные оптовые цены:
СОЦ = Сп +П+ НДС+А (руб.), (3)
где СОЦ– свободная оптовая цена издания,
Сп – полная себестоимость издания,
П–прибыль, чистый доход предприятия с единицы издания, которая рассчитывается следующим образом:
|
П = R * Сп /100% (руб.), (4)
где R – рентабельность, относительный показатель экономической эффективности деятельности предприятия,
НДС – налог на добавленную стоимость. Его норматив определяется по действующему налоговому законодательству:
(руб.) (5)
А – акциз, учитывается в том числе, если товар подакцизный, например спирт, соль, меха, драгоценные металлы и т.д.
- Закупочная цена:
ЗЦ = СОЦ + Нс-с (руб.), (6)
Нс-с – снабженческо-сбытовая наценка, рассчитывается по следующей формуле:
Нс-с = СОЦ *% Нс-с/100% (руб.) (7)
- Свободные розничные цены:
СРЦ = ЗЦ + Нт (руб.), (8)
где Нт – торговая надбавка, рассчитывается по следующей формуле:
Нт = ЗЦ *% Нт /100% (9)
Одним из важных финансовых показателей деятельности предприятия является прибыль.
Прибыль – разница между доходом и издержками. Прибыль формируется из трех источников:
· прибыль от продажи готовой продукции;
· прибыль внереализационная (от сдачи помещений в аренду, от продажи акций, курсовых разниц др.);
· прибыль от реализации продукции побочных цехов, от реализации отходов, от продажи основных фондов и т.д.
Пбал.= Пр.п..+Пвн.+Ппр (руб.), (10)
Таким образом, формирование балансовой прибыли можно представить в виде схемы:
|
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели рентабельности характеризуются:
|
- эффективность работы предприятия в целом;
- доходность различных направлений деятельности (производственной, сбытовой и т. д.)
Таблица 1 – Виды и расчет рентабельности