Пятифакторный личностный опросник
(«Большая пятерка»)
Хромов, А. Б. Пятифакторный опросник личности [Текст]: Учебно-методическое пособие / А. Хромов Б. Хромов – Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. – 23 с.
Пятифакторный личностный опросник, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»), разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста в 1983-1985 гг. В последующем опросник совершенствовался и в окончательном виде в 1992 г. представлен тестом NEO PI ( аббревиатура. От английского словосочетания: «Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник»). По мнению Р. МакКрае и П. Коста, выделенных на основе факторного анализа пяти независимых переменных (нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность) вполне достаточно для адекватного описания психологического портрета личности.
В настоящее время тест-опросник «Большая пятерка» приобрел большую популярность и практическое значение, как за рубежом, так и в России. В русском переводе опросник был адаптирован к условиям русской культуры В. Е. Орлом в соавторстве с А. А. Рукавишниковым и И. Г. Сениным. Известна японская версия «Большой пятерки» 5PFQ, (сост. Хийджиро Теуйн), которая также была переведена и адаптирована в 1999 г. к отечественным условиям социальной среды психологами Курганского государственного университета. Эта версия пятифакторного личностного опросника в интерпретации А. Б. Хромова представлена ниже.
Пятифакторный тест-опросник представляет собой набор из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Стимульный материал имеет пятиступенчатую оценочную шкалу Лайкерта (-2; -1; 0; 1; 2), с помощью которой можно измерять степень выраженности каждого из пяти факторов (экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность; самоконтроль – импульсивность; эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость; экспрессивность – практичность).
|
Инструкция
Перед Вами опросник, состоящий из 75-и противоположных по значению высказываний, каждое из которых выявляет важные свойства личности и особенности поведения человека в некоторых жизненных ситуациях.
В данном опроснике нет утверждений правильных или неправильных, так же как нет «хороших» или «плохих» черт личности, поэтому следует оценить все 75 высказываний.
Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Прочтите внимательно высказывание и определите, какая его часть больше соответствует особенностям Вашей личности. Если Вы считаете, что левая, то используйте для оценки символы -2 и -1 шкалы, если Вы считаете, что правая, то используйте правую часть шкалы (+2 и +1). Цифрами Вы отразите степень выраженности оцениваемого признака: 2 – сильно выражено, 1 – слабо выражено, если Вы сомневаетесь в выборе, то выбирайте 0.
Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов.
Бланк ответов пятифакторного опросника
I | II | III | IV | V | ||||||||||
1.1= | 2.1= | 3.1= | 4.1= | 5.1= | ||||||||||
1.2= | 2.2= | 3.2= | 4.2= | 5.2= | ||||||||||
1.3= | 2.3= | 3.3= | 4.3= | 5.3= | ||||||||||
1.4= | 2.4= | 3.4= | 4.4= | 5.4= | ||||||||||
1.5= | 2.5= | 3.5= | 4.5= | 5.5= | ||||||||||
I= | II= | III= | IV= | V= |
|
Стимульный материал
Мне нравиться заниматься физкультурой | -2 | -1 | Я не люблю физические нагрузки | |||||||||
Люди считают меня отзывчивым и доброжелательным человеком | -2 | -1 | Некоторые люди считают меня холодным и черствым | |||||||||
Я во всем ценю чистоту и порядок | -2 | -1 | Иногда я позволяю себе быть неряшливым | |||||||||
Меня часто беспокоит мысль, что что-нибудь может случиться | -2 | -1 | «Мелочи жизни» меня не тревожат | |||||||||
Все новое вызывает у меня интерес | -2 | -1 | Часто новое вызывает у меня раздражение | |||||||||
Если я ничем не занят, то это меня беспокоит | -2 | -1 | Я человек спокойный и не люблю суетиться | |||||||||
Я стараюсь проявлять дружелюбие ко всем людям | -2 | -1 | Я не всегда и не со всеми дружелюбный человек | |||||||||
Моя комната всегда аккуратно прибрана | -2 | -1 | Я не очень стараюсь следить за чистотой и порядком | |||||||||
Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков | -2 | -1 | Я не обращаю внимания на мелкие проблемы | |||||||||
Мне нравятся неожиданности | -2 | -1 | Я люблю предсказуемость событий | |||||||||
Я не могу долго оставаться в неподвижности | -2 | -1 | Мне не нравится быстрый стиль жизни | |||||||||
Я тактичен по отношения к другим людям | -2 | -1 | Иногда в шутку я задеваю самолюбие других | |||||||||
Я методичен и пунктуален во всем | -2 | -1 | Я не очень обязательный человек | |||||||||
Мои чувства легко уязвимы и ранимы | -2 | -1 | Я редко тревожусь и редко чего-либо боюсь | |||||||||
Мне не интересно, когда ответ ясен заранее | -2 | -1 | Я не интересуюсь вещами, которые мне не понятны | |||||||||
Я люблю, чтобы другие быстро выполняли мои распоряжения | -2 | -1 | Я не спеша выполняю чужие распоряжения | |||||||||
Я уступчивый и склонный к компромиссам человек | -2 | -1 | Я люблю поспорить с окружающими | |||||||||
Я проявляю настойчивость, решая трудную задачу | -2 | -1 | Я не очень настойчивый человек | |||||||||
В трудных ситуациях я весь сжимаюсь от напряжения | -2 | -1 | Я могу расслабиться в любой ситуации | |||||||||
У меня очень живое воображение | -2 | -1 | Я всегда предпочитаю реально смотреть на мир | |||||||||
Мне часто приходится быть лидером, проявлять инициативу | -2 | -1 | Я скорее подчиненный, чем лидер | |||||||||
Я всегда готов оказать помощь и разделить чужие трудности | -2 | -1 | Каждый должен уметь позаботиться о себе | |||||||||
Я очень старательный во всех делах человек | -2 | -1 | Я не очень усердствую на работе | |||||||||
У меня часто выступает холодный пот и дрожат руки | -2 | -1 | Я редко испытывал напряжение, сопровождаемое дрожью в теле | |||||||||
Мне нравится мечтать | -2 | -1 | Я редко увлекаюсь фантазиями | |||||||||
Часто случается, что я руковожу, отдаю распоряжения другим людям | -2 | -1 | Я предпочитаю, чтобы кто-то другой брал в свои руки руководство | |||||||||
Я предпочитаю сотрудничать с другими, чем соперничать | -2 | -1 | Без соперничества общество не могло бы развиваться | |||||||||
Я серьезно и прилежно отношусь к работе | -2 | -1 | Я стараюсь не брать дополнительные обязанности на работе | |||||||||
В необычной обстановке я часто нервничаю | -2 | -1 | Я легко привыкаю к новой обстановке | |||||||||
Иногда я погружаюсь в глубокие размышления | -2 | -1 | Я не люблю тратить свое время на размышления | |||||||||
Мне нравится общаться с незнакомыми людьми | -2 | -1 | Я не очень общительный человек | |||||||||
Большинство людей добры от природы | -2 | -1 | Я думаю, что жизнь делает некоторых людей злыми | |||||||||
Люди часто доверяют мне ответственные дела | -2 | -1 | Некоторые считают меня безответственным | |||||||||
Иногда я чувствую себя одиноко, тоскливо и все валится из рук | -2 | -1 | Часто, что-либо делая, я так увлекаюсь, что забываю обо всем | |||||||||
Я хорошо знаю, что такое красота и элегантность | -2 | -1 | Мое представление о красоте такое же, как и у других | |||||||||
Мне нравится приобретать новых друзей и знакомых | -2 | -1 | Я предпочитаю иметь только несколько надежных друзей | |||||||||
Люди, с которыми я общаюсь, обычно мне нравятся | -2 | -1 | Есть такие люди, которых я не люблю | |||||||||
Я требователен и строг в работе | -2 | -1 | Иногда я пренебрегаю своими обязанностями | |||||||||
Когда я сильно расстроен, у меня тяжело на душе | -2 | -1 | У меня очень редко бывает мрачное настроение | |||||||||
Музыка способна так захватить меня, что я теряю чувство времени | -2 | -1 | Драматическое искусство и балет кажутся мне скучными | |||||||||
Я люблю находиться в больших и веселых компаниях | -2 | -1 | Я предпочитаю уединение | |||||||||
Большинство людей честные, и им можно доверять | -2 | -1 | Иногда я отношусь подозрительно к другим людям | |||||||||
Я обычно работаю добросовестно | -2 | -1 | Люди часто находят в моей работе ошибки | |||||||||
Я легко впадаю в депрессию | -2 | -1 | Мне невозможно испортить настроение | |||||||||
Настоящее произведение искусства вызывает у меня восхищение | -2 | -1 | Я редко восхищаюсь совершенством настоящего произведения искусства | |||||||||
«Болея» на спортивных соревнованиях, я забываю обо всем | -2 | -1 | Я не понимаю, почему люди занимаются опасными видами спорта | |||||||||
Я стараюсь проявлять чуткость, когда имею дело с людьми | -2 | -1 | Иногда мне нет дела до интересов других людей | |||||||||
48. Я редко делаю необдуманно то, что хочу сделать | -2 | -1 | Я предпочитаю принимать решения быстро | |||||||||
У меня много слабостей и недостатков | -2 | -1 | У меня высокая самооценка | |||||||||
Я хорошо понимаю свое душевное состояние | -2 | -1 | Мне кажется, что другие люди менее чувствительны, чем я | |||||||||
Я часто игнорирую сигналы, предупреждающие об опасности | -2 | -1 | Я предпочитаю избегать опасных ситуаций | |||||||||
Радость других я разделяю как собственную | -2 | -1 | Я не всегда разделяю чувства других людей | |||||||||
Я обычно контролирую свои чувства и желания | -2 | -1 | Мне трудно сдерживать свои желания | |||||||||
Если я терплю неудачу, то обычно обвиняю себя | -2 | -1 | Мне часто «везет», и обстоятельства редко бывают против меня | |||||||||
Я верю, что чувства делают мою жизнь содержательнее | -2 | -1 | Я редко обращаю внимание на чужие переживания | |||||||||
Мне нравятся карнавальные шествия и демонстрации | -2 | -1 | Мне не нравится находиться в многолюдных местах | |||||||||
Я стараюсь поставить себя на место другого человека, чтобы его понять | -2 | -1 | Я не стремлюсь понять все нюансы переживаний других людей | |||||||||
В магазине я обычно долго выбираю то, что надумал купить | -2 | -1 | Иногда я покупаю вещи импульсивно | |||||||||
Иногда я чувствую себя жалким человеком | -2 | -1 | Обычно я чувствую себя нужным человеком | |||||||||
Я легко «вживаюсь» в переживания вымышленного героя | -2 | -1 | Приключения киногероя не могут изменить мое душевное состояние | |||||||||
Я чувствую себя счастливым, когда на меня обращают внимание | -2 | -1 | Я скромный человек и стараюсь не выделяться среди людей | |||||||||
В каждом человеке есть нечто, за что его можно уважать | -2 | -1 | Я еще не встречал человека, которого можно было бы уважать | |||||||||
Обычно я хорошо думаю, прежде чем действую | -2 | -1 | Я не люблю продумывать заранее результаты своих поступков | |||||||||
Часто у меня бывают взлеты и падения настроения | -2 | -1 | Обычно у меня ровное настроение | |||||||||
Иногда я чувствую себя фокусником, подшучивающим над людьми | -2 | -1 | Люди часто называют меня скучным, но надежным человеком | |||||||||
Я привлекателен для лиц противоположного пола | -2 | -1 | Некоторые считают меня обычным и неинтересным человеком | |||||||||
Я всегда стараюсь быть добрым и внимательным с каждым человеком | -2 | -1 | Некоторые люди думают, что я самонадеянный и эгоистичный | |||||||||
Перед путешествием я намечаю точный план | -2 | -1 | Я не могу понять, зачем люди строят такие детальные планы | |||||||||
Мое настроение легко меняется на противоположное | -2 | -1 | Я всегда спокоен и уравновешен | |||||||||
Я думаю, что жизнь – это азартная игра | -2 | -1 | Жизнь – это опыт, передаваемый последующим поколениям | |||||||||
Мне нравится выглядеть вызывающе | -2 | -1 | В обществе я обычно не выделяюсь поведением и модной одеждой | |||||||||
Некоторые говорят, что я снисходителен к окружающим | -2 | -1 | Говорят, что я часто хвастаюсь своими успехами | |||||||||
Я точно и методично выполняю свою работу | -2 | -1 | Я предпочитаю «плыть по течению», доверяя своей интуиции | |||||||||
Иногда я бываю настолько взволнован, что даже плачу | -2 | -1 | Меня трудно вывести из себя | |||||||||
Иногда я чувствую, что могу открыть в себе нечто новое | -2 | -1 | Я не хотел бы ничего в себе менять | |||||||||
1. Выбранные оценочные значения высказываний переводятся в баллы:
|
Оценочная | -2 | -1 | |||
Баллы |
2. Балльные оценки проставляются в бланк ответов в правые ячейки соответствующих высказываний. Каждый из основных пяти факторов состоит из пяти первичных факторов. К примеру, основной фактор «экстраверсия – интроверсия» состоит из первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5. В количественном выражении первичные факторы определяются суммированием трех балльных оценок. К примеру, первичный фактор 1.1 «активность – пассивность» оценивается суммой баллов, полученных на высказывания 1, 6, 11.
3. Суммирование балльных оценок первичных факторов по вертикали определяет количественную выраженность соответствующего основного фактора. К примеру, сумма баллов первичных факторов 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5 определяет количественную выраженность первого основного фактора «экстраверсия – интроверсия».
Таким же образом определяется количественная выраженность остальных основных факторов: II (привязанность – обособленность); III (самоконтроль – импульсивность); IV (эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость); V (экспрессивность – практичность).
Интерпретация результатов тестирования
1. На основе уже анализа первичных факторов можно составить определенное представление о характерологических особенностях испытуемого. К примеру, высокие баллы (11-15) по первичному фактору 1.1 свидетельствуют об определенной активности испытуемого, низкие (-7) – о его пассивности. В каждом из первичных факторов слева обозначается черта личности, которая по версии «Большой пятерки» соответствует высоким значениям балльных оценок, справа же обозначается черта личности с низкими балльными оценками. К примеру, первичный фактор 1.2 (доминантность – подчиненность) был оценен высокими баллами (11-15). Можно констатировать, что испытуемому, по-видимому, присущ признак доминантности. Если же по этому фактору получены низкие значения (3-7 баллов), то для испытуемого скорее всего характерен признак подчиненности (конформности).
2. Ниже перечислены характерологические признаки, которые могут быть определены у испытуемого с помощью первичных факторов «Большой пятерки».