« Формирование здорового образа жизни у обучающихся »
Разработала:
преподаватель физической культуры
И.С. Сутулова
с. Ташла 2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Здоровье человека – безусловная ценность. Устав Всемирной организации здравоохранения предлагает трактовать термин «здоровье» как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В последние годы проблема здоровьесбережения становится всё более актуальной – как во всём обществе, так и в образовательных учреждениях. Основная причина заключается в общем ухудшении здоровья нации; особую же тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. Занятость в образовательных учреждениях в течение длительного времени, высокие учебные нагрузки, ухудшение качества питания, разрушение системы доступных кружков и секций – всё это не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья детей и подростков. А между тем Закон «Об образовании» относит сохранение здоровья подрастающего поколения к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В соответствии с этим, важнейшим направлением в общей программе развития техникума является работа по реализации концепции укрепления здоровья обучающихся, создание системы мер по сохранению их здоровья.
Растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен воздействию факторов внешней среды, дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. На состояние здоровья обучающиеся оказывают существенное влияние и такие факторы, как неблагоприятные социальные условия, воздействие множества факторов риска, имеющих место в образовательном учреждении. Они в совокупности приводят к постепенному ухудшению здоровья подростков от первого к последнему году обучения.
|
Незнание основ здорового образа жизни, приводит к соматическим, хроническим заболеваниям.
Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков во внеурочное время. Программа составлена с учётом реального состояния здоровья обучающихся и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние их здоровья.
Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы растущего организма. Содержание учебно-тренировочной работы отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей обучающихся.
Целостность и стабильность здоровьесберегающего образовательного пространства техникума, есть результат процессов дифференциации и интеграции. Если дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства, то интеграция увязывает их в единое целое, предает монолитность этому пространству. Эти процессы нашли свое отражение в программе «Формирование здорового образа жизни у обучающихся» и имеют принципиальное значение для формирования здоровьесберегающего пространства.
Цель:
- Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально психического и нравственного здоровья и качества жизни обучающихся;
|
- Сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- Эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;
- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучающимся;
- Формирование у подростков положительной мотивации к здоровому образу жизни; Реализация мероприятий, сохранения и укрепления индивидуального здоровья.
Общие задачи:
- Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии.
- Внедрить современные методы мониторинга здоровья.
- Разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации в учебном заведении для студентов с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии.
- Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
- Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, издание листовок, лозунгов, классные часы, лекции, беседы).
- Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.
- Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.
- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
Вовлекать обучающихся в занятия физической культуры и спорта.
- Создать условия для полноценного питания обучающихся.
|
- Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.
- Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.
Объект программы: студент; ученическое самоуправление; родители; педагоги; заместитель директора по УВР, организатор; учителя-предметники (ОБЖ, физическая культура); классные руководители; мастера п/о, медработник; специалисты (социальный педагог, психолог).
Основные направления работы по реализации программы
Медицинское — предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, организация питания обучающихся.
Просветительское — предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению роста заболеваемости обучающихся колледжа. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на обучающихся и их родителей.
Психолого — педагогическое — предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развитие обучающихся, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.
Спортивно — оздоровительное — предполагает организацию спортивных мероприятий, посещение кружков и секций с целью профилактики заболеваний и приобщение обучающихся к здоровому досугу.
Предлагаемые формы работы по реализации программы.
- Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:
- Работа спортивных секций;
- Разработка и соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях
- Общетехникумские Дни здоровья;
2. Соревнования и спортивные праздники:
- Спортивные турниры;
- Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;
- Товарищеские встречи по различным видам спорта;
3. Профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников техникума:
- Беседы и лекции;
- Встречи с медработниками;
- Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения.
4. Исследовательская работа
- Анкетирование;
- Мониторинг состояния здоровья обучающихся, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май)
- Диагностика физической подготовленности.
Материально-техническая база. Для реализации программы «Здоровый образ жизни» имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:
- спортивный зал;
- медицинский кабинет;
- спортивная площадка;
- столовая (организация горячего питания).
Прогнозируемый результат
Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, студенты должны научиться:
- называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; подготовка к учебной практике, производственного труда;
- как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда на занятиях и во время практики; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;
- основам здоровьесберегающей учебной культуре;
- оптимальному режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;
- противостоянию вредным привычкам;
- высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;
- организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
Пропаганда здорового образа жизни проводится так же через кружковую работу. Планы и цели работы кружков различны, но у всех у них одна задача, которая объединяет преподавателей, — это желание помочь нашим обучающимся быть здоровыми.
Литература
1. Л.Б. Дыхан. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.: Ростов н/Д: Феникс, 2011
2. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для НПО и СПО / А.А. Бишаева. - 5-е изд., стер. — М.: «Академия», 2012.- 304с.
3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. / А.А. Дмитриев — М., 2012.- 89с.
4. Физическая культура: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Н.В.Решетников — 12-е изд., стер. — М.: «Академия», 2012. -176с.
№ | Основные разделы и содержание работы | Сроки проведения | Ответственные | |
1. Организационные работы | ||||
Разработка и корректировка документов по планированию физической культуры | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Выборы спортивного актива техникума | Сентябрь | Руководитель физвоспитания | ||
Проведение бесед о здоровом образе жизни | Сентябрь | Классные руководители | ||
Организация работы спортивных секций, корректировка расписания | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
2. Учебная работа | ||||
Проведение уроков физической культуры | Согласно расписанию | Преподаватели физвоспитания | ||
Проведение факультативов по физической культуре | Согласно расписания | Преподаватели физвоспитания | ||
Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность | Преподаватели физвоспитания, классные руководители, мастера | |||
Работа спортивных секций | Согласно расписанию | Преподаватели физвоспитания, тренера | ||
Профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников техникума | Преподаватели физвоспитания, классные руководители, мастера, медицинские работники | |||
Анкетирование; | Сентябрь, май | Преподаватели физвоспитания | ||
Встречи с медработниками | Медработники, преподаватели физвоспитания | |||
3. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время | ||||
Проведение дня здоровья со студентами техникума | В течении года | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство по мини-футболу среди студентов первого курса | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по лёгкой атлетике Ø среди групп Ø среди филиалов | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по футболу Ø среди групп Ø филиалов техникума | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели, мастера производственного обучения | ||
Участие в областном легкоатлетическом кроссе | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство групп по пляжному волейболу (девушки) | Сентябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Проведение спортивно-массового мероприятия, посвященного Дню учителя | Октябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели, мастера производственного обучения | ||
Участие в районных соревнованиях по мини- футболу | Ноябрь апрель | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по силовому троеборью | Ноябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по мини-футболу | Ноября | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по настольному теннису | Ноябрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Участие в городской комплексной спартакиаде по настольному теннису | Декабрь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по волейболу (юноши, девушки) | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по баскетболу (юноши, девушки) | Января | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по лыжным гонкам | Январь | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Проведение спортивной игры «Мистер Мускул» | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по баскетболу (юноши) | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Первенство техникума по гиревому спорту и армрестлингу (личный зачёт) | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Мероприятие «Готов к труду и обороне» | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Дружеская встреча по футболу со ДЮСШ посвящённая Дню защитника Отечества | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Дружеская встреча по волейболу юноши и преподаватели техникума | Февраль | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Проведение спортивной игры «Мисс Олимпия» | Март | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Спартакиада на первенство техникума | Апрель | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; | Май | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
«Планета здоровья» спортивный праздник | Май | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||
Туристическая полоса | Май | Руководитель физвоспитания преподаватели | ||