Образовательная программа. «Формирование здорового образа жизни у обучающихся»




« Формирование здорового образа жизни у обучающихся »

Разработала:

преподаватель физической культуры

И.С. Сутулова

с. Ташла 2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Здоровье человека – безусловная ценность. Устав Всемирной организации здравоохранения предлагает трактовать термин «здоровье» как состояние полного физического, душевного и социального благополучия. В последние годы проблема здоровьесбережения становится всё более актуальной – как во всём обществе, так и в образовательных учреждениях. Основная причина заключается в общем ухудшении здоровья нации; особую же тревогу вызывает состояние здоровья подрастающего поколения. Занятость в образовательных учреждениях в течение длительного времени, высокие учебные нагрузки, ухудшение качества питания, разрушение системы доступных кружков и секций – всё это не лучшим образом сказывается на состоянии здоровья детей и подростков. А между тем Закон «Об образовании» относит сохранение здоровья подрастающего поколения к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В соответствии с этим, важнейшим направлением в общей программе развития техникума является работа по реализации концепции укрепления здоровья обучающихся, создание системы мер по сохранению их здоровья.

Растущий организм ребенка в силу особенностей своего развития особо чувствителен воздействию факторов внешней среды, дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов. На состояние здоровья обучающиеся оказывают существенное влияние и такие факторы, как неблагоприятные социальные условия, воздействие множества факторов риска, имеющих место в образовательном учреждении. Они в совокупности приводят к постепенному ухудшению здоровья подростков от первого к последнему году обучения.

Незнание основ здорового образа жизни, приводит к соматическим, хроническим заболеваниям.

Актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят обучающимся восполнить недостаток навыков во внеурочное время. Программа составлена с учётом реального состояния здоровья обучающихся и факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние их здоровья.

Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у обучающихся, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы растущего организма. Содержание учебно-тренировочной работы отвечает требованиям данной программы с учетом местных условий и индивидуальных особенностей обучающихся.

Целостность и стабильность здоровьесберегающего образовательного пространства техникума, есть результат процессов дифференциации и интеграции. Если дифференциация предполагает определение задач и функций каждого компонента пространства, то интеграция увязывает их в единое целое, предает монолитность этому пространству. Эти процессы нашли свое отражение в программе «Формирование здорового образа жизни у обучающихся» и имеют принципиальное значение для формирования здоровьесберегающего пространства.

Цель:

- Создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционально психического и нравственного здоровья и качества жизни обучающихся;

- Сформировать у обучающихся устойчивые потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

- Эффективное использование здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении;

- Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к обучающимся;

- Формирование у подростков положительной мотивации к здоровому образу жизни; Реализация мероприятий, сохранения и укрепления индивидуального здоровья.

Общие задачи:

- Выявить настоящее состояние физического и психического здоровья детей через привлечение к данной проблеме медицинских работников, родителей, психологов, членов медико-педагогической комиссии.

- Внедрить современные методы мониторинга здоровья.

- Разработать новые технологические методы коррекции и реабилитации в учебном заведении для студентов с различными видами нарушений в физическом и психическом развитии.

- Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.

- Пропагандировать ЗОЖ (проведение конкурсов, акций, издание листовок, лозунгов, классные часы, лекции, беседы).

- Сформировать здоровые взаимоотношения с окружающим миром, обществом и собой.

- Повышать квалификацию педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка.

- Просвещать родителей в вопросах сохранения здоровья ребенка.
Вовлекать обучающихся в занятия физической культуры и спорта.

- Создать условия для полноценного питания обучающихся.

- Воспитать негативное отношение к вредным привычкам.

- Становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

Объект программы: студент; ученическое самоуправление; родители; педагоги; заместитель директора по УВР, организатор; учителя-предметники (ОБЖ, физическая культура); классные руководители; мастера п/о, медработник; специалисты (социальный педагог, психолог).

 

Основные направления работы по реализации программы

Медицинское — предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса. Под гигиеническими понимается соблюдение внешних условий организации учебного процесса: составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований, организация питания обучающихся.

Просветительское — предполагает организацию деятельности по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании; работа по предупреждению роста заболеваемости обучающихся колледжа. Особое место отводится работе с родителями, так как, прежде всего в семьях формируется правильный или неправильный образ жизни, закладываются основы мировоззрения. Просветительская работа должна сочетать в себе как традиционные, так и современные интерактивные приемы воздействия на обучающихся и их родителей.

Психолого — педагогическое — предполагает, прежде всего, использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности, а также предупреждение проблем развитие обучающихся, обеспечение адаптации на разных этапах обучения, развитие познавательной и учебной мотивации, формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля.

Спортивно — оздоровительное — предполагает организацию спортивных мероприятий, посещение кружков и секций с целью профилактики заболеваний и приобщение обучающихся к здоровому досугу.

Предлагаемые формы работы по реализации программы.

- Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность:

- Работа спортивных секций;

- Разработка и соблюдение здоровьесберегающих технологий на всех учебных занятиях

- Общетехникумские Дни здоровья;

2. Соревнования и спортивные праздники:

- Спортивные турниры;

- Спортивные праздники, творческие вечера, приуроченные к тем или иным датам и событиям;

- Товарищеские встречи по различным видам спорта;

3. Профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников техникума:

- Беседы и лекции;

- Встречи с медработниками;

- Смотры – конкурсы стенгазет, рисунков, буклетов, презентаций по борьбе с распространением ВИЧ – инфекции, наркомании, алкоголизма и табакокурения.

4. Исследовательская работа

- Анкетирование;

- Мониторинг состояния здоровья обучающихся, проводимый периодичностью 2 раза в год (сентябрь, май)

- Диагностика физической подготовленности.

Материально-техническая база. Для реализации программы «Здоровый образ жизни» имеются санитарно-гигиенические условия и материальная база:

- спортивный зал;

- медицинский кабинет;

- спортивная площадка;

- столовая (организация горячего питания).

Прогнозируемый результат

Программа формирования здорового и безопасного образа жизни, жизненного стиля, предполагает что, студенты должны научиться:

- называть и узнавать опасности для здоровья человека; способы их предотвращения; правила здорового и безопасного образа жизни; подготовка к учебной практике, производственного труда;

- как следует заботиться о своём здоровье: правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешного учебного труда на занятиях и во время практики; опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

- основам здоровьесберегающей учебной культуре;

- оптимальному режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

- противостоянию вредным привычкам;

- высказывать свое отношение к проблемам в области здоровья и безопасности;

- организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.

Пропаганда здорового образа жизни проводится так же через кружковую работу. Планы и цели работы кружков различны, но у всех у них одна задача, которая объединяет преподавателей, — это желание помочь нашим обучающимся быть здоровыми.

Литература

1. Л.Б. Дыхан. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении.: Ростов н/Д: Феникс, 2011

2. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для НПО и СПО / А.А. Бишаева. - 5-е изд., стер. — М.: «Академия», 2012.- 304с.

3. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. / А.А. Дмитриев — М., 2012.- 89с.

4. Физическая культура: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / Н.В.Решетников — 12-е изд., стер. — М.: «Академия», 2012. -176с.

 

 

Основные разделы и содержание работы Сроки проведения Ответственные
1. Организационные работы
  Разработка и корректировка документов по планированию физической культуры Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Выборы спортивного актива техникума Сентябрь Руководитель физвоспитания
  Проведение бесед о здоровом образе жизни Сентябрь Классные руководители
  Организация работы спортивных секций, корректировка расписания Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
2. Учебная работа
  Проведение уроков физической культуры Согласно расписанию Преподаватели физвоспитания
  Проведение факультативов по физической культуре Согласно расписания Преподаватели физвоспитания
  Урочная и внеурочная спортивно – оздоровительная деятельность   Преподаватели физвоспитания, классные руководители, мастера
  Работа спортивных секций Согласно расписанию Преподаватели физвоспитания, тренера
  Профилактика заболеваний у обучающихся и сотрудников техникума   Преподаватели физвоспитания, классные руководители, мастера, медицинские работники
  Анкетирование; Сентябрь, май Преподаватели физвоспитания
  Встречи с медработниками   Медработники, преподаватели физвоспитания
3. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время
  Проведение дня здоровья со студентами техникума В течении года Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство по мини-футболу среди студентов первого курса Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по лёгкой атлетике Ø среди групп Ø среди филиалов Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по футболу Ø среди групп Ø филиалов техникума Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели, мастера производственного обучения
  Участие в областном легкоатлетическом кроссе Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство групп по пляжному волейболу (девушки) Сентябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Проведение спортивно-массового мероприятия, посвященного Дню учителя Октябрь Руководитель физвоспитания преподаватели, мастера производственного обучения
  Участие в районных соревнованиях по мини- футболу Ноябрь апрель Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по силовому троеборью Ноябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
       
  Первенство техникума по мини-футболу Ноября Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по настольному теннису Ноябрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Участие в городской комплексной спартакиаде по настольному теннису Декабрь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по волейболу (юноши, девушки) Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по баскетболу (юноши, девушки) Января Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по лыжным гонкам Январь Руководитель физвоспитания преподаватели
  Проведение спортивной игры «Мистер Мускул» Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по баскетболу (юноши) Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Первенство техникума по гиревому спорту и армрестлингу (личный зачёт) Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Мероприятие «Готов к труду и обороне» Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Дружеская встреча по футболу со ДЮСШ посвящённая Дню защитника Отечества Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Дружеская встреча по волейболу юноши и преподаватели техникума Февраль Руководитель физвоспитания преподаватели
  Проведение спортивной игры «Мисс Олимпия» Март Руководитель физвоспитания преподаватели
  Спартакиада на первенство техникума   Апрель Руководитель физвоспитания преподаватели
  Легкоатлетическая эстафета, посвященная Дню Победы; Май Руководитель физвоспитания преподаватели
  «Планета здоровья» спортивный праздник Май Руководитель физвоспитания преподаватели
  Туристическая полоса Май Руководитель физвоспитания преподаватели
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: